(П) Актуализация знаний. Учитель предлагает ситуацию. Сегодня в доме отключили электричество. Приведите примеры ситуаций, что может произойти. Что люди не могут делать без электричества? Засекается время. Ученики обсуждают в парах. Пара, назвавшая пример, садятся на свои места. (К) 1. На столе у учителя коробка с “волшебной” рукавицей. - Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы. - Что это? (ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик, стеклянный шарик) - А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей) В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предмет. ОПЫТ. - Что происходит с предметами? (металлическая ложка, болтик, гайка не падают при разжимании, остальные предметы падают) - Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам) Что же это? (магнит) - Подскажите мне, где мы встречаемся с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели). - Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните, его свойствах? - Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?) Молодцы! 3.Целеполагание (СЛАЙД 2) – Какую цель мы поставим перед собой на занятии? - Что вы знаете о магните? - Что бы вы хотели еще о нем узнать? Составление плана. (СЛАЙД 3) - Предлагаю составить план работы. 1. Что такое магнит? 2. История открытия магнита 3. Свойства магнита 4. Где используют магнит 4. Выведем гипотезу “Что такое магнит?” (СЛАЙД 4) Может быть… (это волшебный предмет) Возможно, что …(это предмет, который притягивает к себе металлические предметы) Допустим ….. (магнит чем-то полезен на Земле) У каждого ученика магнит. Они рассматривают и описывают его. Вывод: магнит - это кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. (К) Беседа с детьми об использовании магнита человеком – Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Легенда о магните. (СЛАЙД 6) (К, Д) Работа с учебником стр. 68. Притягиваются или нет? Магниты. Обратите внимание учащихся на рисунок. Проведение опытов и экспериментов. - Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит? - Что для этого надо сделать? (провести опыты) 1 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы» - Разложите на столе предметы из дерева, пластмассы, резины, стекла, бумаги, металла, конфеты. - Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло? (Магнит притянул только болтик, булавку). - Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Как вы думаете, какие предметы в нашем классе будут притягиваться магнитом? ФО (Г) Выполнить задание по картинке. Проверка. Каждая группа называет по одному предмету. (К) Проблемные вопросы. - Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? - Есть ли у вас дома магнит? У нас в классе? (конструктор, шашки, шахматы и нарды на магнитной доске, магниты – значки, кукла на магните с одеждой и т. д.). - Как еще можно использовать магнит? - Но есть металлы, которые не притягиваются магнитом – это медь и алюминий. Для сравнения каждой группе дается две пуговицы. Проверить какая будет притягиваться магнитом. Почему одна из пуговиц не притягивается магнитом? Она алюминиевая. (К) Динамическая пауза. Игра «Притягивает – не притягивает -Ребята, давайте поиграем в игру. Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте. Стали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо) (Г) Исследуй. 1я группа Для проведения исследования следует насыпать песок в поднос, спрятать в нем несколько железных шурупов или болтиков, маленький кусок пластмассы или резины. Учащиеся будут водить вдоль подноса магнитом, находить и вытаскивать предметы, обладающие магнитным свойством. 2я группа В бутылку следует налить воду, бросить маленькие железные болты или гайки, а также кусочек резины. Предложите детям, не выливая воду из бутылки, достать из нее все эти предметы. 3я группа На лист картона следует насыпать мелкие железные предметы, например, скрепки. Снизу листа первоклассники будут двигать магнит и наблюдать за тем, как двигаются следом за магнитом по поверхности картона эти мелкие предметы. 4я группа Для проведения эксперимента группе потребуются скрепки, старые очки или кусок стекла, концы которого безопасно обработаны. С одной стороны поверхности стекла, учащиеся смогут насыпать скрепки. Под стеклом, на котором находятся скрепки, расположат магнит и будут двигать его вдоль стекла, наблюдая за тем, двигаются скрепки или нет Вывод: что магнитная сила действует сквозь бумагу, пластик, стекло, дерево, воду и через многие другие материалы. ФО Задание 2 Поднесите магнит к каждому предмету, который указан в таблице. Закрасьте зеленым цветом смайлик, соответствующий действию «притягивает», красным цветом, соответствующий понятию «не притягивает». |