А лгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи;
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.
Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
У частие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов
Конфликт - это напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон.
Конфликты бывают:
- между личностями (воспитанник - воспитанник, ребенок - родитель, родитель - воспитатель, воспитатель - воспитанник, воспитатель - воспитатель);
- внутри группы (воспитанников, воспитателей);
- между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентаций в школе).
Чтобы предупредить конфликт, необходимо:
- разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие;
- установить направление развития конфликтной ситуации (обострение или угасание);
- определить состав участников конфликта;
- изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.
Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:
- кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности);
- недоразумение (когда один из участников неправильно, искаженно воспринимает ситуацию);
- инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, которое быстро проходит);
- напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразумения становятся источником непрерывного беспокойства);
- дискомфорт (интуитивное волнение, страхи, которые трудно выразить словами).
В практике социального педагога очень важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособность коллектива.
Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций:
- стремление к главенству в общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;
- нарушение персонального пространства партнера;
- намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы;
- неуважение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание признавать его правоту в суждениях и т. п.);
- постоянное навязывание своей точки зрения;
- акцентирование внимания на своей постоянной занятости;
- подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;
- несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.
При возникновении напряжения в общении необходимо:
1. проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;
2. держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;
3. установить контакт глазами и стараться не терять его;
4. дать собеседнику выговориться, не перебивая его;
5. дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние
(приблизиться, наклониться к нему);
6 . признать свою вину, если объективно таковая есть;
7. постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;
8. показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;
9. разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:
1. анализ и оценку ситуации;
2. выбор способа разрешения конфликта;
3. формирование плана действий;
4. его реализацию;
5. оценку эффективности своих действий.
Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:
- позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;
- позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;
- позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;
- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела.
Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им.
При взаимодействии с участниками конфликта социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:
1. поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;
2. сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;
3. челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;
4. давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов, участник идет на уступки;
5. директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению.
Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:
- старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;
- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта - это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;
- не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;
- преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;
- постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;
З аповеди социального педагога
Каждому социальному педагогу необходимо выработать для себя определенные правила поведения с подростками, которых он будет придерживаться всю свою дальнейшую деятельность, используя несколько основных принципов.
Заповедь первая
Никогда не пытайтесь воспитывать, находясь в плохом настроении. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.
Заповедь вторая
Ясно определите, чего вы хотите от подростка, и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Самое главное – вам надо убедить подростка, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья
Предоставьте подростку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Помогайте, но не выполняйте дела за подростка.
Заповедь четвертая
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели. Важны доброжелательная атмосфера и немедленный ободряющий отклик.
Заповедь пятая
Не пропустите момента, когда достигнут успех. «Ты молодец, потому что...».
Заповедь шестая
Укажите ошибку, сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы подросток осознал услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки, при этом обязательно отмечая хорошее.
Заповедь седьмая
Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. Не «ты плохой!», а «ты поступил плохо!», и объясните кратко почему.
Заповедь восьмая
Дайте подростку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Или скажите, например: «Я думаю, что после нашего разговора этого больше не повторится, и мы забудем то, что сегодня произошло».
Заповедь девятая
Воспитание – это последовательность целей. Задача педагога – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
Заповедь десятая
Социальный педагог должен быть твердым, но добрым. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в зависимости от конкретной ситуации.
С оставляющие профессионализма социального педагога
Профессиональные качества социального педагога:
Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Следовательно, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как:
естественность – способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими;
доброжелательность – способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к всемерной поддержке человека, нуждающегося в этом;
эмпатия – умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы;
открытость – умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передовая их собеседнику;
деликатность - мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми;
конкретность – умение не «растекаться мыслию по древу», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.
Основные принципы деятельности социального педагога.
К основным принципам деятельности социального педагога относятся:
Принцип взаимодействия, заключающийся:
- в целенаправленном постоянном сотрудничестве социального педагога с другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
- создание педагогической среды в учебном учреждении;
- налаживание связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:
- на гуманном отношении к личности;
- уважении прав и свобод, как учащегося, так и педагога;
- оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
- поощрении её творческой самореализации.
Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий:
- принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть;
- поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности;
- оптимизм и веру в возможности и способности личности;
- формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности;
Принцип конфиденциальности, предусматривающий:
- установление отношений открытости;
- уверенности в надёжности получаемой информации;
- сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.
Функции социального педагога.
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы.
Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции:
Аналитико-диагностическую:
- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
- установление причин отклоняющегося поведения и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
- содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическую:
- программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;
- определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
- планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
Организационно-коммуникативную:
- способствование включению в процессе социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;
- установление деловых и личностных контактов;
- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личностных взаимоотношениях и со взрослыми.
Коррекционную:
- осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
С оциально-профилактическую и реабилитационную:
- организация системы и профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (деликвентного) поведения детей и подростков;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска.
Координационно-организационную:
- организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде; влияние на разумную организацию досуга;
- включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
Социально-педагогической поддержки и помощи учащимися:
- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
Охранно-защитную:
- использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты.
11