СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папка передвижка "Игры по развитию речи для дет. млад.дошк. возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Папка передвижка "Игры по развитию речи для дет. млад.дошк. возраста".»

«Игры по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Возраст детей 3-4 лет наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра - основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу, поставленную в игровой форме.

Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явления природы, ваши привычные домашние дела, поступки настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Предлагаем вам некоторые варианты игр, в которые можно поиграть с детьми.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ!

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.  Речевые области формируются под влиянием кинетических импульсов, поступающих от пальцев. Развивая мышцы рук мы стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.

«Домик»

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой

рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

«Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз  (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).


СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ!

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать. Закреплять, активизировать словарь. Игры также формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Словестные игры помогают детям расширять знания о различных предметах и явлениях.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

«Что делает, что делают?»

Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе.

Ход игры:

Дети учатся правильно употреблять глаголы в единственном и множественном числе:

— птица летит, а птицы летят;

— дерево растет, а деревья растут;

— лист желтеет, а листья желтеют;

— дождь идет, а дожди идут;

— лист падает» а листья падают.

«Про кота»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям закончить предложение по смыслу, добавив слово кот:

- На крылечке спит (кто?) кот.

- Мы налили молока (для кого?) для кота.

- Рыбку тоже дадим (кому?) коту.

- Мы смотрим (на кого?) на кота,

- Мы любуемся (кем?) котом.

- Говорили мы (о ком?) о коте.

«Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Взрослый предлагает рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка  (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый). А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая). Что любит Мишка (мед, малину), а мышка любит  (сыр, сухарики).

— Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки (короткий).

Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрос-

лый берет себе одну игрушку медведя, а ребенку дает зайца.

И начинает: «У меня медведь». Ребенок: А у меня заяц.

— У медведя коричневая шубка.

— А у зайца белая.

— У медведя маленькие круглые ушки.

— А у зайца уши длинные (и т.д.).


ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ!

«Стучалочка, звуки я сказать хочу и по мячику стучу». 

Ребенок и взрослый садятся друг против друга. Мяч зажат у каждою между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Ребенок повторяет. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: ААА ААА ЭЭЭЭ ООО ООО УУУ УУУ.

«Интонационное выделение слова».

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой. Например: са-са – идет ЛИСА.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ!

«Почемучкины вопросы»

Взрослый задает вопрос, ребенок отвечает.

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?


«Потому что…»

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

- Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

- Объясни, почему кошка недовольна?


Воспитатель: Никулина И.П.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!