Жили старик со старухой в бедности. Пошел как – то старик в лес дрова рубить. Подошел к одному дереву, стал рубить, а оно оказалось волшебным. Дерево попросило старика не трогать его, за что обещало сделать старика со старухой богатыми. Старик выполнил просьбу дерева. Пришел домой старик и рассказал старухе, что с ним в лесу приключилось. Рассердилась на него и послала к дереву просить сделать их бурмистрами, потом старуха захотела стать барыней, а старик барином. Дерево еще много раз выполняло их желания, но старик и старуха все не могли остановиться. Захотела старуха, чтобы они со стариком стали богатыми, но дерево в ответ лишь зашумело и превратило их в медведей.
Вопросы: - Почему дерево выполняло просьбы старика? - Сколько раз и зачем старик ходил к дереву?
- Какой была старуха?
А каким был старик?
- За что дерево превратило стариков в медведей?
- Что означает поговорка: «Хорошего понемножку?»
Вывод: старик и старуха были жадными. Чем лучше они жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могли выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничиться ими. Из – за этого дерево их наказало: превратило в медведей.
Коза с козлятами ушла от старухи – горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветвями. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветвями.
Вопросы: - Почему коза решила строить дом?
- Какой потребностью это было вызвано?
- Для чего коза с козлятами ушла от старухи - горюхи?
- Почему деревья отказывали козе?
- Какая опасность угрожала козлятам?
- Почему коза принимала советы деревьев?
- Где коза построила дом?
Вывод: коза ушла от старухи – горюхи в лес, чтобы козлята росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят
Мужик и медведь Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужик отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Вопросы:
-Чем занимался мужик в поле?
- Каким образом он поделил урожай?
- Зачем мужик повез репу в город?
- Почему мужик посеял на следующий год рожь?
- Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?
- Как мужик сохранил урожай?
- Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
- Почему рассорились мужик и медведь?
- Справедливо ли поступил мужик с медведем?
Вывод:
- благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль;
- медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.