СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парадигма, лексема,грамматическая категория

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Парадигма, лексема,грамматическая категория»

Define and exemplify the following terms: paradigm, lexeme, grammatical category



В языковой системе все единицы находятся в парадигматических (ассоциативных) отношениях, то есть противопоставлены друг другу по каким-то признакам.

Например, инфинитив “towork” противопоставляется причастиям “working,worked” и герундию “working”, а так же личной форме глагола “work”. Личные формы глагола противопоставляются по временным признакам (work–worked–willwork), по лицу (Iwork–heworks), по признакам глагола, наклонения и т.д.

По значению глагол “ work” противопоставляется как своим синонимам (toil,moil,labor,plod), так и антонимам (fail,inact).

Во всех этих случаях между единицами системы существуют парадигматические отношения, а ряды единиц образуют парадигматические ряды, или парадигмы.

Парадигма– набор однородных форм, поставленных друг к другу по семантическим и формальным признакам. Существуют не только морфологические, но и лексические, а так же синтаксические и другие виды парадигм. В речи, естественно, никто парадигмами не говорит. Слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собой в отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух элементов одновременно. Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи, выступая, таким образом, в линейные или синтагматические отношения друг с другом. Последовательность слов в речи является примером синтагматических отношений на уровне слов. Данный вид отношений определяет значение слова, используемого говорящим.

Например, значение глагола “to get”:He got a letter.He got tired. He got to London. He got the piano throught he door.

Следует обратить внимание на правильное употребление терминов «противопоставление - контраст» и «отношения – связи». О противопоставлении говорится в парадигматическом ряду, единицы которого находятся в определенных отношениях.

Во временных отношениях: he works–he worked,

в синонимических: work – job – occupation.

В линейном ряду все единицы связаны синтагматически, контрастируют между собой и находятся в тесной связи, влияя друг на друга.

Например, слово “drop” употребляясь в сочетаниях с разными существительными, приобретает новое значение «немножко».

E.g: a drop of water, a drop of love, a drop of attention.

Парадигматические отношения и синтагматические связи существуют между всеми единицами языка, в том числе и между предложениями.

1. Парадигматические отношения в морфологии

1. Грамматическая категория как система однородных грамматических форм языка.

Грамматическая категория – это система выражения обобщенного грамматического значения, осуществляемого через парадигматическое соотношение форм.

Таким образом, мы имеем дело с новым понятиями: грамматическая форма и грамматическое значение. Только их единство дает грамматическую категорию.

Грамматическое значение – это обобщенное значение группы слов, абстрагированное от конкретного, индивидуального значения отдельных слов, входящих в эту группу.

E.g: tables, boys, chairs, houses.

Каждое из этих слов имеет свое, только ему присущее значение, но имеется одно значение, их объединяющее – значение множественности.

Грамматическая форма – это оппозиция противопоставляемых форм (например, единственного и множественного числа существительных). Возможность формального противопоставления единственного числа множественному дает возможность говорить о существовании в языке общей категории числа. То есть общая категория есть там, где имеется как минимум две индивидуальных категории.

Грамматическая категория как единица системы представляет собой некоторую модель, объективно отражающую факторы речи.

Для выделения грамматической категории необходимо:

  1. чтобы она соотносилась с определенной единицей данного уровня;

  2. чтобы она имела план содержания (грамматическое значение) и план выражения (набор противопоставляемых грамматических форм, то есть парадигму.)

  3. чтобы она проявлялась независимо от лексического значения отдельных лексических единиц и независимо от контекста.

Это значит, что всякое появившееся в речи слово уже обладает определенными категориями: если это существительное, то оно имеет категории числа и падежа, если глагол – категории времени, залога, наклонения, вида и т.д.

A paradigm in linguistics is a system of forms of a single word that reflects modifications of a word according to its inherent grammatical categories; a sample of the type of declension or conjugation. The concept of "paradigm" is used in word formation, lexicology, and syntax.

Парадигма в языкознании — система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие «парадигма» употребляется в словообразовании, лексикологии, и синтаксисе.

Лексема в лингвистике — слово как абстрактная единица морфологического анализа

Lexeme in linguistics-a word as an abstract unit of morphological analysis

A lexeme (from - word, expression, turn of speech) in linguistics is a word as an independent unit of language, considered in all its forms and meanings.

Граммати́ческая катего́рия — замкнутая система взаимоисключающих и противопоставленных друг другу грамматических значений (граммем), задающая разбиение обширной совокупности словоформ...

A grammatical category is a closed system of mutually exclusive and opposed grammatical meanings (grammemes) that defines the division of an extensive set of word forms...








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!