СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паразитические черви. Конспект

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует новым стандартам, КОЗ.

Просмотр содержимого документа
«Паразитические черви. Конспект»

Тема урока: Черви-паразиты


Цель урока: создание условий для формирования представлений о паразитических червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Задачи урока: Продолжать формировать универсальные учебные действия:

  • - личностные -  научить применять научные теоретические знания для обоснования гигиенических мер профилактики гельминтозов; воспитывать твердые убеждения в необходимости сохранения личного и общественного здоровья.

  • - регулятивные -  уметь устанавливать цели работы, план ее реализации,  контролировать ход работы,  корректировать и оценивать ее;

  • - познавательные   - знать  особенности строения и циклы развития  паразитических червей уметь работать с рисунками и схемами, устанавливать пути заражения паразитическими червями и меры профилактики;

  • - Коммуникативные -   развивать умение работать в группе, согласуя свои действия и роли, оформлять и презентовать результаты совместной деятельности;

Форма проведения урока: комбинированный урок

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний Слайд 2

1. Классификация червей: работа с ЭОР- приложение 1.

2. Организация червей: Найдите соответствие. Приложение 2. Результат отгадаете науку, о которой сегодня пойдет речь

3. Изучение новой темы

Сформулируйте тему нашего урока, рассмотрев картинки на слайде 3 (Приложение 12) («Паразитические черви»)

- Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы)

- Где паразитируют?

- Какой вред наносят? Почему опасны?

- Как защитить свой организм?

- Верно, это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока.

(«Паразитические черви и меры борьбы с ними»)


Сегодняшняя тема многим покажется неаппетитной, потому что рассказ будет о гельминтах - червях паразитах. Слайд 4


Врага надо знать в лицо - такова одна из первейших заповедей воина. Ваша задача изучить «Врагов» – паразитов, их приспособления к паразитическому образу жизни, пути заражения и меры профилактики заражения гельминтами. В жизненном цикле паразита следует найти то слабое звено, которое легче всего разорвать.

Слайд 5.Один из выдающих российских Воинов- гельминтологов это Скрябин Константин Иванович. Под руководством К. И. Скрябина проведено свыше 300 экспедиций, имевших большое значение в изучении гельминтофауны человека и животных и разработке комплекса плановых оздоровительных мероприятий в медицине и ветеринарии. Скрябин открыл и описал свыше 200 новых видов и дал обоснование 120 новым родам гельминтов.

Это один из примеров достояний нашей российской науки, может у некоторых это вызывает чувства гордости за ученых нашей Родины.

-Где паразитируют?

-Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

В организме человека может обитать свыше 150 видов червей. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим 4 представителя, основываясь на жизненных эпизодах, анализируя их жизненные циклы, приспособления к паразитическому образу жизни, вы в конце урока попытаетесь составить листовки с пропагандой мер профилактики заболеваний гельминтами. Слайд 6

Эпизод 1: У мальчика с начало было: повышение температуры, боли в мышцах, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции, увеличение и некоторая болезненность печени. Позднее появились боли в правом подреберье, отдающие в спину, приступы желчной колики, головокружения и головные боли, усугубления расстройств желудочно-кишечного тракта, бессонница, раздражительность. Это печеночный сосальщик - паразит в желчных протоках и печени.

Ваша задача: выявить пути заражения, меры профилактики, черты приспособленности к паразитическому образу жизни, найти слабое звено в жизненном цикле

Слайд 7.Паразитические черви в ходе жизненного цикла сменяют двух или более хозяев, что позволяет полностью не убить организм хозяина.

Организмы, в теле которых обитают взрослые особи и происходит половое размножение паразитов, называются окончательными хозяевами. Организм, в котором развивается личинка паразита, называется промежуточным хозяином. У печеночного сосальщика только один промежуточный хозяин – прудовик.

Приложение 3.Человек легко может личинок сосальщика при употреблении в пищу овощей с огородов, поливаемых водой из таких водоемов, поедание животными водных растений питье воды из стоячих водоемов. Попав в организм гельминт поселяется в печени и желчном пузыре. Выделяя различные продукты жизнедеятельности, оказывают токсическое воздействие на организм хозяина.

Слайд 8. Заполняем листовку 1(Приложение 10): Что бы не заразится печеночным сосальщиком надо знать:

  • Меры профилактики: Мыть овощи перед употреблением

Не брать в рот травинки с заливных лугов

Не пить сырую воду с водоемов

  • Слабое звено в жизненном цикле: Для развития из яйца личинки необходима вода

  • Пути заражения: через зараженную трав и воду

  • Приспособления к паразитизму: Наличие присосок, простая организация, откладывание большого числа яиц, чередование хозяинов


Слайд 9. Эпизод 2: У мужчины часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи. Поражает тонкую кишку, паразит этот называется Бычий цепень.


Слайд 10. Приложение 4. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин —крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Тело состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до175 тысяч яиц. Заражение происходит при поедании плохо проваренного мяса, рыбы. Цепень производит механическое, токсико-аллергическое и рефлекторное воздействие на организм хозяина, угнетает процесс пищеварения в кишечнике и желудке

Слайд 11.Заполняем листовку 2 (Приложение 9): Знаешь, значит вооружен!

  • Меры профилактики: Не есть плохо проваренное и прожаренное мясо

  • Слабое звено в жизненном цикле: Для развития из личинки взрослого червя необходимо попасть в тело основного хозяина

  • Пути заражения: поедание травы животными, через мясо не прошедшего термическую обработку

  • Приспособления к паразитизму: Наличие присосок, простая организация, откладывание большого числа яиц, чередование хозяинов


Слайд 12.Эпизод 3: В одной семье женщина занималась выделкой шкурок животных прямо на кухонном столе, и она испытывала постоянную боль в печени, причем печень у ней была увеличена в разы, когда она обратилась на обследование к врачу, то оказалось она была заражена эхинококком, который является одним из наиболее опасных для жизни человека гельминтов.

Ваши действия: изучите информацию о путях заражения и меры профилактики, черти приспособленности к паразитическому образу жизни эхинококка, выявить слабое звено в жизненном цикле, где можно "разорвать"

Слайд 13. Приложение 5. Половозрелые особи эхинококка паразитируют в организме собак (а именно, в их тонкой кишке) и не опасны для человека, однако при полном созревании их членики, до отказа набитые яйцами, выходят наружу, вызывая у животного сильный зуд, и разрываются, загрязняя мельчайшими яйцами всю шерсть собаки. В результате, животное становится смертельно опасно для всех, кто может стать промежуточным хозяином личинок эхинококка, в том числе, для человека и овец. Вылечится от эхинококка практически невозможно (хирургическим путем -вырезание части печени в начальной форме), человек может болеть им годами.

Слайд 14. Заполняем листовку 3(Приложение 8) : Я не заболею эхинококкозом, так как знаю!

  • Меры профилактики: соблюдать правило гигиены при уходе за собаками.

  • Слабое звено в жизненном цикле: дегельминтация собак

  • Пути заражения: поедание травы животными, через шерсть собак

  • Приспособления к паразитизму: Наличие присосок, простая организация, откладывание большого числа яиц, чередование хозяинов


Слайд 15. Эпизод 4, из интернета: У моей дочери (3года) анализы показали аскарид. Она очень сильно кашляла до рвоты. Уже на протяжении 3-ох недель мы лечимся, а симптомы не исчезают. Она плохо спит, нервная, плохо ест, постоянно говорит что ее болят ножки и она устала.


Слайд 16. Приложение 6. Аскарида похожа на толстые шнурки розовато-белого цвета, достигает длины от 20 до 40 см. Ежедневно аскарида откладывает в кишечнике человека до 200 тысяч очень маленьких, видных только под микроскопом яиц, которые выходят с калом. При благоприятных условиях внутри яйца развивается личинка. Такое яйцо, попав ребенку в рот, проходит в желудок, где личинка освобождается из яйца и, пройдя в кишечник, через его стенку проникает в кровь. С током крови она заносится в печень, а затем в легкие. Из легких личинки по бронхам, трахее, гортани попадают в глотку и вновь заглатываются, и вновь попадают в кишечник. Здесь из личинки вылупляются аскариды, которые окончательно поселяются в тонкой кишке на 6—12 месяцев. Такое «странствование» личинки продолжается 3—4 недели. В это время наблюдаются аллергические реакции в легких - кашель. При попадании в кишечник личинка растет и развивается во взрослого паразита. От момента заражения до того времени, когда аскарида начинает откладывать яйца, проходит приблизительно около 3 месяцев.

Выделяемые аскаридами в кишечник ядовитые продукты жизнедеятельности вызывают малокровие, боли в животе, тошноту, рвоту, слюнотечение, общую вялость, слабость. Появляются головные боли, раздражительность, снижается аппетит. Если аскарид много, они могут спутываться в клубок и закупоривать просвет кишечника, вызывая его непроходимость. Тогда необходима операция. Особенно опасно для детей, когда аскариды идут через рот и могут проникать в трахею, носовые ходы. Живет аскарида около года, после чего погибает и выделяется с калом.


Заполняем листовку 4: Аскаридоз ! Приложение 7

  • Меры профилактики: охрана почвы огородов и садов от загрязнения фекалиями, тщательное мытье сырых овощей, фруктов, ягод перед употреблением в пищу. Нельзя удобрять огород из сточных ям и туалетов.

  • Слабое звено в жизненном цикле: для дальнейшего развития яйцо аскариды должно попасть в кишечник основного хозяина

  • Пути заражения: через траву, через шерсть собак и кошек, грязные руки, немытые овощи.

  • Приспособления к паразитизму: простая организация, откладывание большого числа яиц, плотная кутикула


-Почему паразиты опасны? (работа с текстом из приложения 11)Слайд 17

-Работая с текстом «Почему паразиты опасны?», выделите главное: определите опасности и вред, наносимый червями

Проверка - модульный ответ на слайде.

  • продукты неполного разложения вредны для хозяина, отравляют организм и приводят к истощению, головным болям, снижению работоспособности, памяти;

  • от паразитов трудно избавиться, ведь присоски и крючья не расслабляются даже после гибели;

  • полностью от паразитов избавиться невозможно, т.к. они способны поддерживать своё существование в природных очагах без участия человека.


-Итак как защитить свой организм? Слайд 18

- Наилучший способ защититься – знать источники заражения и всегда соблюдать гигиенические правила.

- Составим общую памятку:


Памятка по профилактике глистных инвазий

  • не пить сырую воду и не брать в рот травинки;

  • мыть овощи и фрукты кипяченой водой;

  • Соблюдение правил личной гигиены.

  • Термическая обработка пищи

  • обследование и лечение домашних животных

- Несложные правила помогут избежать серьезных проблем.

Вывод: мы ответили на вопросы, которые поставили для себя в начале урока.

V. Закрепление материала.

Задание 1- Найдите по лабиринту соответствующие друг другу пары рисунков Слайд 19

Ответы:

Лабиринт «Найти пару» 1. Эхинококк – собака. 2. Финна бычьего цепня – корова. 3. Финна свиного цепня – свинья. 4. Печеночный сосальщик – корова. 5. Цепень – человек. 6. Личинка спороциста сосальщика – улитка малый прудовик. 7. Трихинелла – свинья.

Задание 2 -Слайд 20. сравнить с правильными ответами, представленными на доске: сосальщик, эхинококк, аскариды, яйца, стробила, острицы, финна).Ответ: Скрябин

Задание 3- выполните тест. Слайд 21


Итог урока. Слайд 22

- Что нового для себя узнали на уроке?

- Что особенно удивило?


Домашнее задание. Слайд 23

- Дома, работая с дополнительной литературой и интернет ресурсами ответить на вопрос «Какие приспособления сформировались у червей в связи с паразитическим образом жизни?»

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!