1. Класс 5-11; Дата проведения урока:
2. Урок №
3. Тема урока: Тема 6. Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории.
4.Тип урока: Урок изучения нового материала
5. Планируемые результаты обучения (УУД) - Учащийся: применяет и объясняет на примерах понятия и термины: коллаборационизм, партизанское движение, подпольное движение, операции «Концерт»; называет даты и ход основных операций; героев движения Сопротивления, составляет исторический портрет (характеристику) П.Пономаренко, Н.Кузнецова, С.Ковпака, А.Федорова, О.Кошевого, У.Громовой, С.Тюленина, М.КарнауховаЗ.Космодемьянской, составляет характеристики земляков-героев войны;героев движения Сопротивления;характеризует деятельность подпольных организаций Донбасса; объясняет особенности оккупационного режима и Движения Сопротивления на оккупированных территориях; показывает на карте главные районы партизанского и подпольного движения; работает с исторической картой,решает проблемные исторические задачи; устанавливает причинно-следственные связи, используя полученные знания; приводит примеры героизма советских людей; жестокости нового порядка; массового сопротивления оккупантам; использует исторические документы как источник знаний; дает оценку партизанскому и подпольному движению, анализирует и обобщает исторические факты; подбирает аргументы по дискуссионным вопросам темы; формулирует выводы по теме.
познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из различных источников (документов, стихов, песен, исторических карт), обобщать ее; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные УУД: развивать умение высказывать свое предположение, составлять план собственных действий, прогнозировать результат, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к личности, событию, процессу, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6. Планируемые методы, приемы, технологии: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, исследовательские, диалоговые методы; примы - мозговой штурм, интеллектуальная разминка, работа над понятиями, работа с картой, работа с документом, кластер, эвристическая беседа, коммуникативный диалог, опережающее задание; технологию развивающего обучения.
7. Ключевые дефиниции, даты, личности - движение Сопротивления, партизан, партизанское движение, партизанские рейды, «Рельсовая война», подполье, саботаж.
Основные даты и события:
18 июля 1941 г. - вышла директива «Об организации борьбы в тылу германских войск».
30 мая 1942 г. - 13 мая 1944г.- работа Центрального штаба партизанского движения СССР.
5 сентября 1942 года -вышел приказ Сталина «О задачах партизанского движения».
3 августа-15 сентября 1943 года - операция «Рельсовая война», сентябрь-октябрь 1943 года – операция « Концерт». Лето 1941 г. – начало создания подпольных организаций в Донбассе.
Осень 1941-февраль 1943 гг. – активная деятельность подпольных групп и партизанских отрядов в Донбассе.
Октябрь 1941 г. – создан подпольный обком партии в Сталинской области
22 ноября 1941 г. – начало деятельности подпольной группы под руководством С. Матёкина.
Осень 1941 г. – создание в Сталино подпольной организации под руководством А. Вербоноля.
Ноябрь 1941-февраль 1942 гг. – деятельность в городе Дружковка подпольной комсомольской молодёжной организации «Ленинская искра».
7 октября 1942 г. – казнь Саввы Матёкина.
6 декабря 1942 г. – молодогвардейцы сожгли биржу труда в Краснодоне.
Январь 1943 г. – создание подпольной группы в с. Авдотьинопод руководством В. Кириллова.
Январь 1943 г. – расстрел Карнаухова и его боевых товарищей в селе НовоселовкаКраснолиманского района.
Июнь 1943 г. – вБудённовском районе Сталино сформирована подпольная группа под руководством Авдеева.
15 мая 1942 г. – создание подпольной организации «Каровский союз пионеров».
24 июня 1943 г. – фашисты казнили 37 членов комсомольско-молодежного подпольягородов Красноармейска и Новоэкономическое
8. Домашнее задание: Написать доклад на тему «Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории».
9. Коэффициент реализации пункта 5 (краткий самоанализ) –__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход урока
-
Организационный момент урока.
План урока
-
Движение Сопротивления.
-
Развертывание массового партизанского движения.
-
Партизанское движение в Донбассе.
-
Антифашистское подполье.
-
Антифашистское подполье в Донбассе.
-
Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
-
Актуализация опорных знаний и умений
1.Дайте определение понятия оккупационный режим.
2.Охарактеризуйте содержание оккупационного режима установленного в СССР.
3.Поясните понятие коллаборационизм.
-
Мотивация учебной деятельности
Учитель.Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Но главное мы победили, мы выстояли. Кто мы? Весь Советский народ. Те, кто мужественно сражались на поле боя, те, кто ковал победу в тылу, своим трудом приближая День Победы. В достижении Великой Победы над фашистской Германией важную роль сыграло партизанское и подпольное движение советского народа, которое носило массовый характер и явилось стратегическим фактором и с первых дней войны стало вторым фронтом.
Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы.
Несмотря на то, что нет уже Советского народа, как и не стало Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений. Никогда не забудется май 1945 года – праздник со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны.
Сегодня мы еще раз вспомним о тех важных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны. Тема нашего урока: Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории.
-
Изучение нового материала.
-
Движение Сопротивления.
Движение Сопротивления — движение в годы Второй мировой войны, целью которого было сопротивление оккупационным властям на территориях, оккупированных нацистской Германией и её союзниками, а также в самой Германии и в странах-союзниках Германии.
Учитель. Объясните причины массового характера движения Сопротивления.
Варианты ответов учащихся:
-
Оккупация Родины немецко – фашистскими захватчиками.
-
Жестокость оккупационного режима.
-
Целенаправленная деятельность советского руководства в организации движения Сопротивления на оккупированных территориях.
Учитель. Назовите формы деятельности (активные и пассивные) движения Сопротивления.
Варианты ответов учащихся:
Активные – партизанское движение, подпольное движение (диверсионная деятельность, пропагандистская деятельность).
Пассивные – отказ от сотрудничества с оккупационными властями, помощь партизанам, саботаж (выпуск некачественной продукции, срыв поставок продовольствия для оккупационных властей, уклонение от выполнения работ …).
Учитель. Как вы думаете, имело ли свои особенности движения Сопротивления в СССР и оккупированном Донбассе? (варианты учащихся)
Учитель. Борьбу с врагом пришлось начинать в очень сложных условиях. Советская военная доктрина накануне Второй мировой войны исходила из того, что война будет вестись исключительно на территории противника. Поэтому партийные и военные органы вынуждены были создавать подполье и формировать партизанские отряды уже в условиях приближающегося фронта. Главным принципом стал лозунг «Где бы ни появился враг, он должен найти себе могилу!».
Одной из главных особенностей движения Сопротивления в Донбассе было количественное превосходство подпольных организаций над партизанским движением, что объяснялось характером местности и преобладанием городского населения.
-
Развертывание массового партизанского движения.
Учитель. Кто такие партизаны? (варианты учащихся).
Партизан - лицо, ведущее вооружённую борьбу на территории, оккупированной противником, с использованием методов партизанской войны, член партизанского отряда.
Партизанское движение- вооружённая борьба добровольцев в составе организованных вооруженных формирований, ведущаяся на территории, оккупированной или контролируемой противником.
Назовите источники формирования партизанских отрядов.
Варианты ответов учащихся:
1.Оставленные в тылу врага специально сформированные отряды партизан.
2.Отдельные солдаты и подразделения, которые оказались в окружении и не имели возможности соединиться с фронтовыми частями.
3.Граждане, которые не были призваны в армию, но были способны носить оружие и по своим убеждениям и желаниям готовы были вести партизанскую борьбу.
Учитель.После разгрома фашистских войск под Москвой ситуация в партизанском движении начала меняться. Война приобретала затяжной характер. Советское руководство, учитывая ситуацию на фронтах, пересмотрело свою военную доктрину. Необходимо было создать массовое партизанское движение.которое бы оттягивало на себя значительные силы врага, создавало ему трудности и препятствия в тылу.
С этой целью 30 мая 1942при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД)во главе с первым секретарем ЦК КП (Б) Белоруссии П. Пономаренко.Вслед за этим стали создаваться республиканские и областные штабы партизанского движения.
В мае 1942 возникает Украинский штаб партизанского движения (УШПД) во главе со Т. Строкачем.
Во время войны в тылу врага действовалосвыше 6200 партизанских отрядов, в которых сражалисьболее 1 млн.человек. Среди партизанских лидеров следует отметить - Сидора Артемьевича Ковпака, Александра Николаевича Сабурова, Алексей Фёдорович Фёдорова. Предлагаю вам ознакомиться с их легендарной деятельностью.
Сообщение ученика.
Сидор Артемьевич Ковпак(1887 — 1967) командир Путивльского партизанского отряда (позднее — Сумского партизанского соединения, ещё позднее — 1-й Украинской партизанской дивизии), член ЦК КП (б) Украины, генерал-майор. Дважды Герой Советского Союза.
В 1941—1942 годах соединением Ковпака были осуществлены рейды в тылу врага поСумской,Курской,ОрловскойиБрянской областям, в 1942—1943 годах — рейд из брянских лесов наПравобережную Украину по Гомельской,Пинской,Волынской, Ровенской, Житомирскойи Киевской областям; в1943 году— Карпатский рейд.Сумское партизанское соединение прошло с боями по тылам немецко-фашистских войскболее 10 тысяч километров, разгромило гарнизоны противника в39 населённых пунктах. Соединение насчитывалооколо 2000 партизан. На вооружении было 130 пулемётов, 380 автоматов, 9 орудий, 30 миномётов, 30 противотанковых ружей, винтовки и другое оружие.
Рейды Ковпака сыграли большую роль в развёртывании партизанского движения против немецких оккупантов.
Сообщение ученика.
Александр Николаевич Сабуров(1908 —1974) — советский военачальник,генерал - майор, командир партизанского соединения, Герой Советского Союза (1942).В декабре 1941 года в Орловской областиобъединил под своим командованием пять партизанских отрядов общей численностью 151 человек.С марта 1942 до апреля 1944 года командовал партизанским соединением, которое действовало в Сумской, Житомирской, Волынской, Ровенской и других областях Украины, а также Брянской и Орловской областях России и в южных районах Белоруссии.
Сообщение ученика.
Алексей Фёдорович Фёдоров(30 марта 1901 года — 9 сентября 1989 года) — советский государственный и партийный деятель, один из руководителей партизанского движения в Великой Отечественной войне,дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), Генерал-майор (1943).
С сентября 1941года — первый секретарь Черниговского, с марта 1943года — также Волынского подпольных обкомов партии, одновременно командир Черниговско-Волынского партизанского соединения НКВД СССР, действовавшего на Украине, в Белоруссии и в Брянских лесах России.
В эти годы раскрылся талант Алексея Фёдорова как выдающегося организатора партизанской войны, одного из создателей партизанской тактики. Под его руководством отряды партизан превратились в соединение, осуществлявшее важные боевые операции по уничтожению живой силы и техники врага.
Сообщение ученика.
Пётр Петрович Вершигора(1905—1963) — активный участник советского партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, генерал-майор, Герой Советского Союза (7 августа 1944).Писатель, лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Член ВКП(б) с 1943 года.
С началом Великой Отечественной войны в июле — августе 1941 года участвовал в битве за Киев в качестве помощника комвзвода, комвзвода, комроты, командира батальона в 264-й стрелковой дивизии.С сентября 1941 по апрель 1942 года — военкор политотдела 40-й армии. В мае — июне 1942 года — резидент разведывательного управления Брянского фронта.С августа 1942 года — заместитель командира по разведке партизанского соединения С. А. Ковпака, с декабря 1943 — командир соединения, которое было переименовано в Первую Украинскую партизанскую дивизию им. дважды Героя Советского Союза С. А. Ковпака.Дивизия под его командованием совершилав 1944году рейд в Польшу и Неманский рейд. 3 июля 1944 года дивизия соединилась с частями Красной Армии в районе Барановичей и была расформирована.
Сообщение ученика.
Дмитрий Николаевич Медведев(10 августа 1898 — 14 декабря 1954) — командир партизанского отряда, Герой Советского Союза, кадровый сотрудник НКВД, полковник, писатель.С 1941 возглавлял отряд специального назначения, с августа 1941 г. по январь 1942 г. возглавлял опергруппу «Митя».
Отряд «Митя» стал первым подразделением, заброшенным в тыл немецких войск в начале сентября 1941 года. Отряд действовал до января 1942 годана территорииСмоленской,Брянской, Могилевскойобластей, провёл свыше 50 крупных операций.С июня 1942 г. по февраль 1944 года командир партизанского отряда специального назначения «Победители», действовавшего на центральной и западной Украине.Отряд провёлсвыше 120 крупных операций,уничтожилряд высокопоставленных лиц оккупационного режима (11 генералов и высших государственных чиновников), 81 воинский эшелон, до 2000 немецких солдат и до 6000 полицейских и украинских националистов.
Учитель.Самой значимой операцией партизан в годы великой Отечественной войны была операция «Концерт».
«Концерт»— кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война».. («Рельсовая война» – действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, техники и материальных средств). В операции участвовало 193 партизанских формирования (свыше 120 тысяч человек) Белоруссии, Прибалтики, Карелии,Крыма, Ленинградской и Калининскойобластей. Протяжённость операции по фронту около 900 километров (исключая Карелию и Крым) и в глубину свыше 400 километров. Данная операция была тесно связана с предстоявшим наступлением советских войскна смоленском и гомельском направлениях и битве. Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения. Целью операции был вывод из строя больших участков железнодорожных путейс целью срыва воинских перевозок противника. Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежии в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши, Чехословакии, Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки. В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов (из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года). Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов, взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.
Работа с картой.Показать на карте территории, которые были задействованы в операции «Концерт».
Хотя деятельность партизанбыла в своё время определённым образом мифологизирована, можно констатировать, что они сыграли огромную роль в ходе Курской битвы и операции «Багратион». К сожалению, история партизанского движения изучена недостаточно. По некоторым вопросам мы до сих пор находимся в плену мифов и заблуждений. Например, многие воспринимают все действия партизан в тылу врага как некую самодеятельность. Но это совсем не так. Партизанские отряды действовали под руководством штабов партизанского движения, НКВД и ГРУ. Причём эти три системы не пересекались. Из-за действующего с тех времён режима секретности общественность до сих пор не знает даже, сколько одновременно действовало штабов и управлений, занимавшихся партизанским движением, и кто ими руководил.
-
Партизанское движение в Донбассе.
Учитель.Специфика партизанского движения в нашем крае заключалась в том, что партизанским отрядам приходилось вести борьбу в прифронтовой полосе и преимущественно степной местности. В большинстве партизанские отряды формировались на советской стороне и забрасывались через линию фронта.
В развитии партизанского движения на Донбассе выделяется два периода. Первый период (август 1941-июль 1942 гг.) носил организационный характер, когда в условиях начавшейся оккупации большинство партизанских отрядов Донбасса из-за допущенных просчетов и ошибок при организации не смогло начать свою деятельность. Часть из них отступила вместе с подразделениями Красной Армии, часть была уничтожена гитлеровцами. Во втором периоде (июнь 1942-сентябрь 1943 гг.) значительно расширилась зона действий партизан, усилилась диверсионная деятельность, боевые операции переносились глубоко во вражеские тылы.
Активную борьбу с оккупантами вели Ямский партизанский отряд под командованием Е.А. Потирайло и З.В. Изотова, Добропольский партизанский отряд М.М. Лапцова, Селидовский отряд Н.Г. Пасичного, партизанские отряды «Кармелюк» и «Галайда». Активные боевые действия вели партизаны Красноармейского района под руководством Г.А. Ищенко, К.Д. Мележика, М.Е. Агафонова, отряд Енакиевского района под руководством Н.М. Компанийца. Бесстрашно воевал Артемовский партизанский отряд под командованием И.Г. Чаплина. Фашистское командование даже назначило «премию» за его голову: 25 тысяч рублей, корову и большое количество земли. Всего на территории Сталинской области было создано около 180 партизанских отрядов и групп, в состав которых входило более 4,2 тыс. человек.
Работа с документом
Отчет Сталинского обкома КП(б)У от 10 апреля 1945 г. «О деятельностиСелидовского партизанского отряда 1 под командованием П.Г. Пасечного»
Утром 15 ноября 1941 г. на занятой врагом территории около колхоза им. Калинина Ямского района группа партизан из отряда Пасечного П.Г. захватила 2 подводы противника со штабными документами 176-го артполка 76-й немецкой пехотной дивизии и 2 радиостанции. Партизаны уничтожили 10 немецких солдат, а 2 офицера были живыми доставлены и сданы в штаб 230-й стрелковой дивизии 12-й армии полковнику Захарову, ему же были сданы захваченные у противника трофеи и документы.
На допросе немецкие офицеры показали, что 76-я немецкая дивизия готовится к наступлению на г. Лисичанск. 12 марта 1942 г. партизанский отряд под командованием Пасечного совершил ночной налет на немецкий гарнизон, расположенный в с. Андреевка Александровского района Сталинской области. В завязавшемся бою партизаны уничтожили более 50 немецких солдат и офицеров. С марта по июль 1942 г. отряд выполнял отдельные поручения политотдела 57-й армии. Партизаны ходили в разведку, распространяли среди населения оккупированных немцами сел советские листовки и газеты. 17 июля 1942 г. отряд принял решение пробираться в Селидовский и Добропольский районы, где у них были заготовлены базы с продовольствием и боепитанием, и там же проводить боевые действия по уничтожению немецких гарнизонов и совершать диверсионные акты на железнодорожном транспорте.
В период следования в районе с. Рай-Александровки Славянского района отряд попал на минное поле. Командира отряда Пасечного бойцы доставили в Рай-Александровку, а оттуда в Славянскую больницу, где он находился по 5 февраля 1943 г., т.е. до дня освобождения (первый раз) частями Красной Армии г. Славянска. Затем он был вывезен вглубь советской страны. Остальные бойцы отряда проводили подрывную работу и антифашистскую пропаганду в тылу врага до сентября 1943 года.
Партийный архив Донецкого обкома Компартии Украины, ф. 6000, ом. 1, л. 2, лл. 79-Ы. Подлинник
Вопросы и задания к документу
1. Какие средства использовали партизаны для борьбы с врагом?
2. Чем помогали партизаны отряда фронту?
Отдельную героическую страницу в летопись партизанского движения в Донбассе вписал Славянский партизанский отряд под командованием Михаила Ивановича Карнаухова – «Бати». Партизаны отряда «Бати» осуществили несколько налетов на немецкий транспорт на дороге Изюм-Славянск, разгромили полевой лагерь, уничтожив свыше 50 гитлеровцев, затем передислоцировались в Святогорский лес. Разгромив немецкий гарнизон в селе Пришиб, создали сельский совет и объявили о восстановлении Советской власти. Партизанами отряда были разбиты немецкие гарнизоны в нескольких селах района. При разгроме штабного обоза противника, который следовал в Славянск, партизаны захватили важные документы. Несколько месяцев отряд успешно наносил удары по немцам в районе Славянска и Красного Лимана, но в декабре группа партизан во главе с командиром была захвачена в плен в районе хутора Ново-Садовое. В январе 1943 г. фашисты расстреляли Карнаухова и его боевых товарищей в селе НовоселовкаКраснолиманского района.
В Сталинской области за год и десять месяцев оккупации партизаны и подпольщики осуществили более 600 боевых операций, разгромили 23 вражеских гарнизона, 35 карательных отрядов, 18 полицейских управ, уничтожили 10 тысяч вражеских солдат и офицеров, взорвали 18 железнодорожных эшелонов, 14 паровозов, 260 вагонов, 103 броневые, грузовые и легковые автомашины, 22 орудия, 21 мост на железнодорожных линиях и на шоссейных дорогах, 19 складов взрывчатки, авиабомб, военного имущества и продовольствия. В Ворошиловградской области партизанские отряды за период с июля 1942 г. по февраль 1943 г. уничтожили более 5 тысяч вражеских солдат и офицеров, взяли в плен 904 человека. На их боевом счету 2 самолета, 1 танк, 27 уничтоженных и 12 захваченных автомашин, 1 дрезина, 5 складов с боеприпасами и продовольствием. Они взорвали 20 мостов, 29 раз подрывали полотно железной дороги, произвели 17 завалов в шахтах, уничтожили 300 тонн горючего, 57 тракторов.
-
Антифашистское подполье.
Одновременно с вооруженной партизанской борьбой разворачивалась подпольная антифашистская деятельность в городах и других населенных пунктах. Патриоты, которые там остались, несмотря на террор, не давали спуску врагу. Они саботировали хозяйственно - экономические, политические и военные мероприятия захватчиков, совершали многочисленные диверсии.
Подполье – форма нелегальной деятельности общественных сил, оппозиционных существующему оккупационному режиму. В годы войны было много подпольщиков, но к сожалению мы не в силах охватить всех, поэтому остановимся лишь на некоторых.
Сообщение ученика.Зоя Анатольевна Космодемьянская (родилась 13.09.1923в Тамбовской губернии,погибла 29.11.1941 в д. Петрищево) - красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Согласно официальной советской версии — партизанка.
Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне.
Именно Зое удалось сжечь немецкий узел связи, что затруднило или сделало невозможным взаимодействие некоторых немецких частей, стоящих под Москвой.С наступлением вечера 28 ноября при попытке поджечь сарай С. А. Свиридова (одного из назначенных немцами стражников), Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные последним квартировавшие немцы схватили девушку (около 7 часов вечера). Свиридов за это был награждён немцами стаканом водки (впоследствии приговорён судом за пособничество немцам к расстрелу).Её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. Была казнена принародно.16 февраля 1941 г., был подписан указ о присвоении ей звания Героя Советского Союза (посмертно).
-
Антифашистское подполье в Донбассе.
Учитель.На территории Сталинской области уже летом 1941 г. было создано 16 подпольных партийных, комсомольских организаций и патриотических групп, 11 диверсионных и разведывательных групп. В поселке Рутченково были организованы школа специального назначения и курсы, где готовили инструкторов-подпольщиков и партизанских руководителей. Для непосредственного руководства подпольной борьбой и партизанским движением в Донбассе в октябре 1941 года был создан подпольный обком КП(б)У в составе М.А. Платонова, С.Н. Щетинина и А.Ф. Иванова. Местом пребывания подпольного обкома партии был определен город Горловка.
Наиболее массовой формой стихийного сопротивления стал экономический саботаж. Так, немецкая фирма «Отто» в течение 1942-1943 гг. пыталась восстановить Рутченковский коксохимический завод, но этому активно противодействовала подпольная группа, возглавляемая А.Д. Власовым. Подпольщики затягивали ремонт электромоторов, портили оборудование и т.д. Завод так и не был восстановлен до прихода Красной Армии. Саботируя мероприятия оккупационной власти, рабочие не являлись на биржи труда, шахтеры устраивали обвалы, пускали вагонетки под уклон, портили насосы, подъемники и другие агрегаты. На заводах выводилось из строя оборудование. Сельские жители не выполняли повинности, срывали вывоз хлеба в Германию. Сопротивление оккупантам не могли остановить даже жестокие репрессии. За нарушение установленных порядков на людей накладывали штрафы, бросали в концентрационные и трудовые лагеря, пытали и расстреливали. В Мариуполе захватчики замучили прославленного сталевара Макара Мазая. На станции Амвросиевка за невыход на работу было расстреляно 20 человек. В сентябре 1942 г. в Ровеньковском районе за саботаж было арестовано 150 шахтеров.
Деятельность подпольных организаций была значительно осложнена близостью фронта, сосредоточением вражеских войск, полевой жандармерии и контрразведывательных органов оккупантов. Многие подпольщики были арестованы по доносам, еще больше – во время облав. Преодолевая все эти трудности, подпольщики развернули героическую борьбу с захватчиками с первых же дней вражеской оккупации. Общей для подпольных организаций формой борьбы была информационно-пропагандистская деятельность. Листовки с призывами вести борьбу против фашистов изготавливались вручную, печатались на машинках, самодельных печатных станках.
Одной из первых осенью 1941 г. в Сталино возникла подпольная организация Калининского района, насчитывавшая вначале 28, а к лету 1942 г. – 40 человек. Возглавил организацию бывший работник металлургического завода Андрей Андреевич Вербоноль. Подпольщиками группы за период оккупации было освобождено из плена 174 советских воина, в том числе 150 офицеров, похищено со складов гитлеровцев 2 легких пулемета, 52 винтовки, 36 пистолетов, 23 гранаты, 48 килограммов взрывчатки, несколько тысяч патронов, проведены диверсии на металлургическом заводе. С помощью 3 радиоприемников принимались сводки Совинформбюро, которые множились на пишущей машинке и распространялись в Сталино, Славянске, Макеевке. Массовые аресты и расстрелы членов группы прошли в конце августа 1943 г., а сам Андрей Вербоноль погиб в бою 6 сентября 1943 года, за два дня до освобождения родного города.
В отличие от группы Вербоноля, пять смелых девушек – Капитолина Кострыкина, Клава Баранчикова, Мария Носкова, студентка медицинского института Шура Васильева, выпускница пединститута Зина Полончук – не устраивали диверсий. Они просто помогали советским военнопленным. С их помощью удалось спастись 240 солдатам и офицерам. Но началась волна арестов. Через несколько недель допросов и пыток, 15 января 1942 г за организацию побегов военнопленных все 5 девушек были расстреляны.
22 ноября 1941 г., с выпуска «Воззвания к донецким рабочим» началась в поселке Буденновка деятельность еще одной подпольной организации – подпольной группы под руководством Саввы Григорьевича Матёкина. Основу организации составили учителя школы № 68, в которой С.Г. Матёкин до войны заведовал учебной частью. В 1942 году группа насчитывала уже 48 человек.
На счету подпольщиков группы С.Г. Матëкина похищенное у немцев оружие, выведенные из строя автомобили и мотоциклы, нападение на обоз, диверсия на продовольственном складе. В декабре 1941 г. из машины офицеров вермахта члены группы изъяли документы с важной информацией о подготовке наступления на Ростов. В августе 1942 г. во время встречи со связным был арестован и 7 октября казнен С.Г. Матёкин, но организация продолжила борьбу. К этому времени относятся наиболее масштабные диверсии: взорван железнодорожный мост, пущены под откос два эшелона, организован взрыв на военном заводе.
В начале 1943 г. на базе группы Матëкина была создана подпольная группа в с. Авдотьино. Ее возглавил Владимир Кириллов. Большую помощь в руководстве этой группой оказывали Надежда Льговская и Павел Колодин, который неоднократно переходил линию фронта, обеспечивая связь со штабом партизанского движения Южного фронта. В мае 1943 г. гитлеровцам удалось арестовать наиболее активных членов организации. 18 подпольщиков фашисты казнили, но оставшиеся на свободе продолжили борьбу.
Отдельную героическую страницу в борьбу с врагом в оккупированном Донбассе вписали участники подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей в городе Краснодон Ворошиловградской области. В рядах этой организации было больше ста юношей и девушек, которые вели агитацию среди населения, организовывали саботаж, нападали на немецкие патрули и машины, уничтожали технику, собирали разведданные. Молодогвардейцы создали типографию, монтировали радиоприемники, проводили диверсии. Отделения организации действовали по всемуКраснодонскому району. За 6 месяцев молодогвардейцы выпустили более 30 типов информационных листовок общим тиражом свыше 5000 экземпляров. В ночь на 7 ноября 1942 г. молодогвардейцы водрузили красные флаги в городе. Повсюду были расклеены листовки «Смерть немецким оккупантам!». В ночь на 6 декабря 1942 г. молодогвардейцы сожгли биржу труда, где хранились документы людей, которых оккупанты планировали отправить на работы в Германию. Было спасено около 2 тысяч советских граждан. Молодогвардейцы освободили 75 бойцов и командиров из Волченского лагеря военнопленных и организовали побег 20 военнопленных из Первомайской больницы. К началу декабря 1943 г., когда к Краснодону приближались советские войска, молодогвардейцы, готовясь к восстанию, сумели добыть оружие. Но накануне освобождения города нацистам удалось арестовать многих молодогвардейцев. Их жестоко пытали, а затем казнили, сбросив в шурф шахты.Пятерым руководителям молодогвардейцев – Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Ульяне Громовой, Сергею Тюленину и Любови Шевцовой – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
История молодогвардейцев стала символом героизма и самоотверженности советской молодежи в борьбе с фашизмом.
Немцы столкнулись в СССР с массовым детским и подростковым героизмом. Тысячи детей и подростков были награждены орденами и медалями СССР за подвиги во время войны. Четверо из них – Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди этих тысяч и 12 учеников Покровской неполной средней школы Артемовского района Сталинской области – 5 девочек и 7 мальчишек, которые создали собственную организацию для борьбы с фашистами и назвали ее «Каровский союз пионеров».
Работа с картой.Показать на карте районы дислокации подпольных групп.
К сожалению, до сегодняшнего дня установить точную численность Донбасского подполья и реальные результаты его деятельности не представляется возможным. Но понятно одно: безграничная любовь к Родине, своему народу, жгучая ненависть к фашистам рождали в простых людях мужество и героизм, вели их на подвиги, которые не вправе забыть никто.
-
Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Вывод делают ученики.Таким образом, наиболее активными формами всенародной борьбы в тылу врага были вооруженные действия советских партизанских и подпольных групп, формировавшихся по инициативе партийных и комсомольских организаций.
Активные действия партизан и подпольщиков стали неоценимой помощью воинам Красной Армии и способствовали скорейшему освобождению родного края, всей страны, а также Европы от фашизма.
-
Рефлексия.
Разбор типового контрольного задания
В чём главное отличие партизан от диверсантов?
Варианты ответов:
1) Действие только поодиночке;
2) Бесконтрольность деятельности;
3) Наличие добровольной поддержки от мирного населения;
4) Формирование только на оккупированной территории;
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
3) Наличие добровольной поддержки от мирного населения;
Разбор типового контрольного задания
Вставьте слова в предложение: «1. В мае ____ года при Ставе Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения. Это штаб возглавил ___________».
Варианты ответа: Деникин; Пономаренко; 1941; 1942.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 1942; Пономаренко.
Разбор типового контрольного задания
Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Начальник созданного в мае 1942г. Центрального штаба партизанского движения
3. Командир одного из партизанских соединений, действующего на территории Украины, Белоруссии.
По вертикали:
2. Главнокомандующий партизанским движением?
4. Люди, которые жили в лесу в землянках, разведывали расположение войск и орудий врага, подрывали немецкие поезда и заводы.
5. Командир партизанского соединения, действовавшего на территории Украины и Белоруссии, совершившего Карпатский рейд, — бойцы называли его «Дед»; дважды герой Советского Союза.
Правильные ответы:
По горизонтали: 1. Пономаренко. 3. Фёдоров.
По вертикали:2. Ворошилов.4. Партизаны 5 Ковпак
-
Итоги урока. Заключительное слово учителя.
-
Домашнее задание. Написать сочинение, доклад, тезисы по теме урока; составить исторический портрет; охарактеризовать период 1941-1945;найти разные точки зрения историков по тематике и привести аргументы в защиту одной из точек зрения. Составить кластер, рыбу: сочинить стихотворение; выучить стих о войне; сравнить подпольное и партизанское движение; установить причинно-следственную связь; составить кроссворд, ребус.
Приложение 1
Дидактические материалы к теме 6
Задание 1. В период Отечественной войны 1812 года военный министр Российской империи Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) приказал организовать партизанские отряды из офицеров для действий в тылу наступающих наполеоновских войск. Прочтите стихотворение, прослушайте песню и ответьте на вопросы.
Партизан Умолкнул бой. Ночная тень Москвы окрестность покрывает; Вдали Кутузова курень. Один, как звёздочка, сверкает. Громада войск во тьме кипит, И над пылающей Москвою Багрово зарево лежит Необозримой полосою. И мчится тайною тропой Воспрянувший с долины битвы Наездников весёлый рой На отдалённые ловитвы. Как стая алчущих волков, Они долинами витают: То внемлют шороху, то вновь Безмолвно рыскать продолжают. Начальник, в бурке на плечах, В косматой шапке кабардинской, Горит в передовых рядах Особой яростью воинской. Сын белокаменной Москвы, Но рано брошенный в тревоги, Он жаждет сечи и молвы, А там что будет — вольны боги! Давно не знаем им покой, Привет родни, взор девы нежный; Его любовь — кровавый бой, Родня — донцы, друг — конь надежный, Он чрез стремнины, чрез холмы Отважно всадника проносит, То чутко шевелит ушми, То фыркает, то удил просит. Ещё их скок приметен был На высях за преградной Нарой, Златимых отблеском пожара, Но скоро буйный рой за высь перекатил, И скоро след его простыл… 1826 год Денис Васильевич Давыдов (1784-1839), герой Отечественной войны 1812 года | Боевая песня партизан Поднимайтесь, воины народа, Партизаны сёл и городов! Наша честь, и правда, и свобода Победят зарвавшихся врагов! Над страной несётся клич военный, Вождь зовёт нас братьев и сестёр. На войне, и правой, и священной, Как один, врагу дадим отпор! Отстоим родную землю грудью, Мы не зря в боях её прошли. Закалялись в битвах наши люди! Не топтать врагу родной земли! Все в ружье! Сосед, зови соседа! Нас связала общая борьба. Если жертвы требует победа, Лучше смерть в бою, чем жизнь раба! Рейды в тыл, удары в лоб ночные! Повторить их нам пора пришла. Вспомним, братья, годы боевые, Вспомним партизанские дела! Выше звёзд сияет наша слава, Не дрожит оружие в руках. Встанем на мостах, на переправах, На дорогах, в сёлах, городах. Скоро, скоро враг нам поневоле Возвратит родимые края! Ждёт детей своих родное поле, В бой идут отцы и сыновья! Все в ружье! Сосед, зови соседа! Нас связала общая борьба. Если жертвы требует победа, Лучше смерть в бою, чем жизнь раба! 1941 год автор слов: М. Голодный; автор музыки: А. Александров |
Какие задачи решали партизаны в период Отечественной войны 1812 г. и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким образом в «Боевой песне» отражено значение подвига партизан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.? Подтвердите свой ответ строками песни.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Просмотрите кинофрагмент «Партизанская война в тылу врага» и ответьте на вопросы.
Какие военные задачи выполняли партизанские соединения на временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории СССР?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой ущерб партизанские отряды и соединения нанесли гитлеровцам в период Великой Отечественной войны?_________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите руководителей советских партизанских отрядов в период Великой Отечественной войны.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Партизанское движение в СССР было проявлением патриотизмасоветского народа? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. Рассмотрите карту «Партизанская борьба в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и ответьте на вопросы.
Перечислите республики СССР, где в период Великой Отечественной войны было партизанское движение против немецко-фашистских захватчиков.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметьте, в каких республиках СССР было наибольшее количество крупных соединений советских партизан?
Задание 4. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Отрывок из дневника Сидора Артемьевича Ковпака (1887-1967).
«После выступления на радио Иосифа Виссарионовича [Сталина] 3 июля 1941 года я начал вести подготовку по созданию партизанских баз. На подготовку баз у меня ушло два месяца. Все изготовленное свозилось на склад горсовета, а ночью со склада все вывозилось в лес и зарывалось в землю в непроходимых местах.
Весь этот груз перебрасывался специально подобранными мною людьми… Вывозка производилась ночью в основном лошадьми горсовета без ездовых. Таким образом было заготовлено 5 тонн говяжьего мяса, 4 тонны варенья, 1 тонна колбасы, 0,5 т сала, сухих овощей 200 кг, сахара и конфет 1,5 т, лапши 100 кг, 1,5 т круп разных, бензина и нефти 1 т, ножей карманных 300 шт., 150 м резиновой трубки для дыхания под водой на случай прочистки леса противником, 10 ящиков махорки, 5 ящиков спичек, белья 500 пар, пиджаков теплых 100 шт., маскировочных халатов 75 шт. База закладывалась в двух местах: в Спадщанском лесу и Монастырском лесу у Новой Слободы. На момент оккупации немцами района остались отряды Руднева и мой.
30 сентября 1941 года мы не только пускали в воздух немецкую технику, но уже заминировали все дороги и тропы, идущие в лес. Таким образом, мы себя застраховали от внезапного нападения противника танками и бронемашинами. А на местах возможного проникновения пехоты в лес выставлялись наблюдательные посты. И наряду с этим у меня была уже организована сеть агентурной разведки… Кроме всего перечисленного, отряд еще занимался выводом из окружения командиров, политработников и бойцов. До 10 октября (массовый наплыв) нами выведено из окружения и переброшено через линию фронта до 500 человек, которым оказали помощь питанием и отдыхом в лесу.
Фрагмент из дневника Николая Никитича Попудренко
(1906-1943)25 декабря [1941 г.]
Живем в хуторе [Майбутне]. Сегодня четыре месяца, как выехал я с Чернигова. Четыре месяца, как немцы вступили на территорию Черниговской области.
Подводим некоторые итоги борьбы и жизни партизан:
1. Несмотря на все трудности, отряд удержался, организовался и укрепился. Это самое важное!
2. Более этого, мы поработали над тем, чтобы удержать и укрепить отряды Холменского и Корюковского районов.
3. Сделали все, чтобы создать продовольственные базы, минимум на год, с расчетом на рост отрядов.
4. Приложили все силы, чтобы не было немецкой власти в Холменском и Корюковском районах. И это нам удалось.
Надо подчеркнуть, что только поэтому нам удалось более - менее нормально жить и вести борьбу с немцами и их ставленниками.
13[февраля] [19]42 г.
Живем в лесу. Все роты выкопали себе землянки и в них живут. Весь отряд расположен в 3-х кварталах. Все хорошо: тепло и уютно, но чувствуется недостаток хлеба, а для лошадей — сена. Все это приходится ежедневно доставать и добывать. Надо отдать справедливость и сказать, что Логвинович в этом деле работает хорошо.
Народ голодным еще не был. Картофель и мясо было всегда. Мадьяры и полиция («союзники») стараются насадить власть во всех прилесных селах и, таким образом, блокировать нас. Получим вооружение, будем их громить и за их счет жить.
Источник: Партизанская война на Украине. Дневники командиров партизанских отрядов и соединений. 1941-1944. / Колл. Составителей: О.В. Бажан, С.И. Власенко, А.В. Кентий, Л.В. Легасова, В.С. Лозицкий (рук.) – М., 2010 – С.25-35; С.144, 153.
Какие мероприятия были проведены для снабжения партизанских отрядов? ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что помогало выстоять партизанам и продолжать борьбу против фашистов в глубоком тылу гитлеровских армий? Прокомментируйте свой ответ. ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Какую деятельность вели партизаны против немецко-фашистских захватчиков? _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Изучите фрагмент документа, выполните задания.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Государственный Комитет Обороны
Постановление ГКО от 30 мая 1942 года
№ ГКО-1837сс
Москва. Кремль.
Вопросы партизанского движения
1. В целях объединения руководства партизанским движением в тылу противника и для дальнейшего развития этого движения создать при Ставке Верховного Главнокомандования Центральный Штаб Партизанского Движения.
2. Для непосредственного руководства партизанскими отрядами создать при Военных Советах соответствующих фронтов следующие штабы партизанского движения:
а) Украинский штаб партизанского движения (при Военном Совете Юго-Западного направления);
б) Брянский штаб партизанского движения;
в) Западный штаб партизанского движения;
г) Калининский штаб партизанского движения;
д) Ленинградский штаб партизанского движения;
е) Карело-Финский штаб партизанского движения.
Перечисленные выше штабы подчинить Центральному Штабу Партизанского движения.
3. В своей практической деятельности по руководству партизанским движением Центральный Штаб Партизанского Движения должен исходить из того, что основной задачей партизанского движения является дезорганизация тыла противника:
а) разрушение коммуникационных линий противника (подрыв мостов, порча железнодорожных путей, устройство крушений поездов, нападение на автомобильный и гужевой транспорт противника);
б) разрушение линий связи (телефон, телеграф, радиостанции);
в) уничтожение складов - боеприпасов, снаряжения, горючего и продовольствия;
г) нападение на штабы и другие войсковые учреждения в тылу противника;
д) уничтожение материальной части на аэродромах противника;
е) осведомление частей Красной Армии о расположении, численности и передвижениях войск противника.
4. В состав Центрального Штаба Партизанского Движения ввести т.т. Пономаренко П. К. (ЦК ВКП(б)) - начальник штаба, Сергиенко В.Т. (НКВД), Корнеева Т.Ф. (Разведупр НКО).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
И. СТАЛИН
Пояснения:
ЦК ВКП(б) – Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков)
НКВД – Народный Комиссариат Внутренних Дел.
Разведупр НКО – Разведывательное управление Народного Комиссариата Обороны.
На основании содержания документа, сформулируйте основную задачу партизанского движения в СССР. ______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как данное Постановление отразилось на действиях советских партизан? Прокомментируйте свой ответ. ________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Ответьте на вопросы.
Какие знания и умения были необходимы партизанам в тылу немецко-фашистских войск в период Великой Отечественной войны? _______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких специалистах могли нуждаться советские партизаны для пополнения своих отрядов и участия в боевых операциях на временно оккупированной территории СССР?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Изучите документы и ответьте на вопрос.
Письмо члена подпольного городского комитета партии города Минска В. С. Омельянюка соратникам по борьбе.
середина мая 1942 г.
«Мы знаем, что близок день нашего освобождения от немецко-фашистского гнета. Мы никогда не забудем и не простим фашистам мук и крови советских людей. Мы никогда не забудем комиссара 405-го партизанского отряда Сашу Макаренко, ни члена Минского горкома КП(б)Б Васю Жудро, ни сотен других, может быть безвестных людей, честно погибших за освобождение своей Родины… Белорусский народ никогда не покорится фашистским каннибалам. Через бури невзгод и страданий, через страшные дни фашистского хозяйничанья пройдем мы к лучшему будущему. Так было и так будет.».
Письмо медсестры-подпольщицы Виктории Рубец сестре.
конец сентября – начало ноября 1942 г.
«Не горюй, родная! Будем все вместе. Взойдет и наша звезда когда-нибудь. Не кланяйся, не лей слез, пусть наши враги не видят их, держи голову выше. Видишь, сколько раз они меня одну похоронили: нас не так-то легко убить и похоронить, мы еще живем… Не горюй и не плачь обо мне. Не пугайся моих слов, нужно быть готовой ко всему… Верь, будет еще счастье!»
Источник: Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) / Сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов – М., 1979. – С.136-137.
Какие чувства вызывают у вас эти письма? Что может объединять их? Прокомментируйте свой ответ. ___________________________________
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Задание 8. Прочтите тексты и выполните задание.
Фрагмент из официального сообщения Совинформбюро
(Советского информационного бюро) от 24 февраля 1942 г:
«В начале февраля 1942 года гитлеровский офицер вызвал жителя деревни К. 80-летнего Кузьмина Матвея Кузьмича и приказал ему скрытными путями провести многочисленную группу немцев в расположение боевого охранения части, где командиром тов. Горбунов. Собираясь в дорогу, Кузьмин незаметно для немцев поручил своему 14-летнему внуку Васе пробраться к советским войскам и предупредить их о нависшей опасности. Долго водил тов. Кузьмин заклятых врагов по оврагам, кружил по кустарникам и перелескам. Вконец усталые, продрогшие, немцы неожиданно для себя очутились под пулемётным огнём. Советские пулемётчики, заранее предупреждённые Васей, в упор расстреливали гитлеровцев. Поле покрылось трупами. Более 250 немецких солдат нашли здесь себе смерть. Когда немецкий офицер увидел, что его отряд попался в ловушку, он застрелил старика».
Голиков Леонид Александрович
«Голиков Леонид Александрович (Лёня Голиков) –юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственном-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Особенно отличился при разгроме вражеских гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград. 13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, в районе деревни Варница Стругокрасненского района Псковской области совершила покушение на фашистского генерал-майора инженерных войск Р. Виртца и захватила ценные документы, в числе которых –описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие данные разведывательного характера. 24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Дедовичского района Псковской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Голикову Леониду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)».
Подумайте, какие черты личности и характера могут объединять этих двух героев? Прокомментируйте свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, что помогло сплотить советских людей всех возрастов, вступавших в партизанские отряды и помогавшихпартизанам на оккупированной советской земле, находясь в глубоком тылу противника, сражаться против немецко-фашистских войск? Поясните свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомните и назовите известные вам примеры самоотверженности советских людей и героизма партизан в период Великой Отечественной войны1941-1945 гг.Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________