СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспарту. План-конспект занятия.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть интересна педагогам дополнительного образования художественной направленности, воспитателям, родителям и рукодельницам. В работе преобладает теоретический материал.

Просмотр содержимого документа
«Паспарту. План-конспект занятия.»

Паспарту

План-конспект занятия


Пояснительная записка

Данная работа может быть интересна педагогам дополнительного образования по художественному направлению, воспитателям, родителям и рукодельницам.


Цель: приобщение к творчеству через познание истории, культуры и традиций разных народов на примере развития и применения паспарту.

Задачи:

  • познакомить с понятием и историей паспарту;

  • сформировать знания по правилам оформления творческой работы в паспарту;

  • обозначить взаимосвязь культуры и народного художественного творчества;

  • развивать эстетические чувства при преобразовании работы в прекрасное обрамление;

  • воспитывать чувство сопричастности к истории и культуре через создание творческой работы;

  • закрепить полученные знания по выбору и оформлению паспарту.

Участники: учащиеся группы 2-го года обучения, 9-12 лет.

Продолжительность: 2 занятия по 40 минут, 2 физкультминутки, 15 минут – перерыв.

Место проведения – кабинет объединения по рукоделию.

Форма организации занятия: групповая.

Тип занятия: формирование и закрепление новых знаний, умений и навыков

Форма проведения занятия: комбинированная.

Педагогические технологии: развивающая, активное обучение.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Интеграция образовательных областей: история, культура, материаловедение, технология.

Обеспечение занятия:

  • фотоиллюстрации и образцы оформления творческих работ паспарту и рамой (багетом);

  • необходимые материалы для паспарту (картон или ватман; цветная бумага, обои или ткань; карандаш; линейка и уголок; внешняя рама (желательно).

Ожидаемый результат: учащийся применяет правила подбора паспарту и может подбирать оптимальные материалы и цветовую гамму паспарту к своей творческой работе.

Продукт: готовые варианты оформления детских творческих работ в паспарту и раму .


Ход занятия

Этапы

Содержание программы.

Действия педагога

Деятельность учащихся и педагога

Организационный

- Здравствуйте, ребята!

Рассаживайтесь поудобнее, приступаем к занятию.

Проверка присутствующих.

Мотиваци

онно-стимулирующий

- Давайте вспомним, какие работы мы успели с вами выполнить за последнее время. Это разные работы. И все они ждут окончательного оформления.

- Сегодня, на первом занятии мы познакомимся с понятием паспарту, историей его возникновения, с работами старых и новых мастеров по оформлению работ паспорту

- На втором занятии мы займемся подбором паспорту для ваших творческих работ для дальнейшего их окончательного оформления.

- Хотите, чтобы ваши работы заиграли новыми красками, приобрели завершенный вид и стали эффектнее и выразительнее?

Вопросы педагога.

Эмоциональный отклик детей.

Перечисление готовых творческих работ.

Эмоциональный отклик детей.


Основной

теоретический


- Кто из вас знает, что такое паспорту и когда оно появилось? Кто из вас уже использовал паспарту для оформления своих работ?

Историческая справка (см. Приложение).

Физкультминутка.

- Кто расскажет, какие правила оформления паспарту? Какие необходимы материалы и инструменты для изготовления паспарту.

Правила оформления, материалы и инструменты для паспарту (см. Приложение).

- Теперь вы знаете, что такое паспорту и как его правильно использовать. Надеюсь, вы открыли для себя много интересного и полезного.

Перемена.

Диалог с учащимися о паспарту.

Учащиеся дают ответы.

Рассказ педагога по теме. Показ иллюстраций, готовых работ, вариантов оформления паспарту. Учащиеся дают ответы.

Эмоциональный отклик детей.

Основной

практический 

- Давайте продолжим наше занятие по паспорту, и вы подберете для своих работ варианты их оформления паспорту по всем правилам и рекомендациям.

- Перед вами на столах лежат картон, обои, ткань, цветная бумага, а также готовые заготовки паспорту. Вам нужно подобрать к своим работам наилучшее решение оформления ваших работ по всем параметрам видов паспорту: толщине картона, форме, материалу, фактуре, размеру полей и цветовой гамме. При желании вы можете оформить работы и паспарту, и рамой (см. Приложение).

Физкультминутка.

Учащиеся раскладывают на столах свои работы. Берут предложенные материалы и соотносят их со своей работой, подбирая оптимальные варианты.

Педагог наблюдает, корректирует и помогает учащимся по мере необходимости.

Контрольно-диагности

ческий

- Молодцы! Посмотрите, какие разные и красивые паспарту у вас сложились! Осталось только все это соединить и можно устраивать выставку! Только представьте себе, как они украсят ваш дом или тех, кому вы их подарите!

- Подготовленные варианты оформления работ паспарту (и рамой) аккуратно складываются на полки (в крышки от коробок писчей бумаги) для дальнейшей с ними работы и окончательному оформлению детских творческих работ.

Эмоциональный отклик детей.

Педагог фотографирует варианты оформления работ паспарту учащимися, помогает укладывать детские работы по подготовленным заранее местам.

Рефлексия

- Что для вас было наиболее трудным в подборе и составлении вариантов оформления работы паспарту? Что получилось удачно, и что не особенно, и почему? Какую новую информацию вы получили на занятии, что узнали? Хотите скорее дооформить ваши работы паспорту?

На следующих занятиях мы продолжим эту работу.

До свидания!

Учащиеся дают ответы.

Эмоциональный отклик детей.

Учащиеся убирают рабочие места.

Прощаются, уходят.




Приложение

к план-конспекту занятия

«Паспарту»

Содержание

  1. Паспарту. Для чего они нужны. История происхождения.

  2. Типы паспарту.

  3. Виды паспарту.

  4. Рекомендации выбора паспарту для творческой работы (фотографии, постера, живописной картины, гобелена, аппликации, вышивки).

  5. Необходимые материалы и инструменты для изготовления паспарту.

  6. Используемая литература и интернет-ресурсы.


  1. Паспарту. Для чего они нужны. История происхождения

Паспарту – это лист бумаги, картона или другого гибкого материала с отверстием по центру. Его используют для обрамления рисунка, акварели, гравюры или фотоснимка.

Этот термин пришел в русский язык из французского, где passe-partout переводится как «подходящий ко всему». Паспарту в оформлении ценится именно за универсальность: его вырез может быть квадратным, овальным или любой другой формы, также варьируются размеры и оттенки.

Ученые отмечают разницу в терминах «паспарту» и «бланк»: для паспарту характерен именно вырез, а бланком называют цельный лист, поверх которого наклеено изображение. Но со временем понятия смешались и словом «паспарту» стали называть оба варианта.

Для чего нужно паспарту. Паспарту – связующее звено между работой и рамкой. Как же оно влияет на произведение:

  • все картины, как правило, смотрятся намного эффектнее, если при их оформлении применяется паспарту. Оно создает ощущение невесомости и глубины работы;

  • охраняет от внешнего воздействия на вышивку. Предохраняет изображение от контакта со стеклом. Так, в случае с вышивкой, паспарту выполняет функцию прокладки между вышивкой и стеклом и не позволяет деформировать стежки;

  • облегчает восприятие изображенного за счет отдаления от интерьера. Оно создает полосу дополнительного фона между произведением и основной рамой;

  • заостряет внимание на элементах изображения. Обрамление в паспарту и багет придает работе законченный вид и выполняется с тем расчетом, чтобы она могла выделиться в интерьере помещения, в котором будет вывешена, и украсить его.

История паспарту. Первые варианты паспарту отличались от современных. Они выполнялись из дерева и представляли собой лишь часть рамы. Пример такого оформления дошел и до наших дней, это декорированная в XII веке страница из Библии. Спустя некоторое время паспарту отделилось от рамы и стало самостоятельной частью оформления картин.

Некоторые исследователи полагают, что мода на них возникла в XVII веке, когда состоятельные европейцы начали активно коллекционировать гравюры и рисунки.

В XVII веке было разработано и нашло широкое распространение классическое французское паспарту из бумаги средней плотности. Его особенность – в чернильных линиях, которые окаймляли окно для картины. Обычно делалось не более 2-3 линий. Цвет гармонировал с оттенками изображения. Главный принцип французского паспарту: оно не должно преобладать над произведением, его дизайн соответствует выбранной раме. Так, французские паспарту можно увидеть в Музей Орсе, Париж, Франция на работе Джеймса Уистлера «Мать Уистлера», 1871 год.

После французского появляется английское паспарту. Здесь вместо чернил использовалась акварель. Вся поверхность бумажной рамки окрашивается тем же цветом, который был выбран для обрамления окна. Часто этот вариант представляет собой картонную основу с приклеенной сверху акварельной бумагой. Так, художник Луи-Леопольд Буальи, в конце XVIII века написал картину-обманку «Девушка у окна». Выполненная маслом на холсте, работа имитирует коллекционную гравюру: и само изображение, и серо-голубое паспарту.

Луи-Леопольд Буальи. Девушка у окна. Начало XIX века

Лондонская национальная галерея, Лондон, Великобритания


К XVIII–XIX векам бумажные паспарту стали настолько привычной частью оформления интерьеров, что начали появляться на картинах. Массовое производство картонных паспарту началось лишь в XIX веке. Изделия стали вырезать из обычной бумаги, так как во Франции во время промышленной революции появился картон. Изобретение картона сделало паспарту надежнее и плотнее. А набирающие популярность фотосалоны в XIX–ХХ веках усилили спрос на них. Паспарту были почти у каждого, кто заказал фотопортрет. Снимки клеились на плотные фирменные бланки с именем фотографа и сведениями о салоне. Художники и дарители оставляли на паспарту автографы, дарственные надписи, даты.

Зазейский крестьянин Михаил Костенко с семьей.

Фотография на паспарту. 1910-е годы

Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Благовещенск, Амурская область


Гимназисты 6-го класса Севастопольской мужской прогимназии с директором.

Фотография на паспарту. 1905 год

Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя, Севастополь


В наши дни паспарту находит широкое применение при оформлении произведений искусства. Этот элемент позволяет добиться интересных эффектов без больших затрат, т.к. сегодня существуют различные виды материалов и разработаны различные способы обработки «внутренних рамок» для художественных произведений.

  1. Типы паспарту

Выбирая паспарту для той или иной работы, очень важно учитывать целый ряд факторов, влияющих на принятие решения. Место расположения оформленной работы, цели, преследуемые при оформлении, характер самой работы – все это играет важную роль при выборе вариантов оформления. Всегда есть вариант сделать его своими руками. Чтобы сориентироваться в разнообразии паспарту, хорошо было бы разобраться в их разновидностях.

В зависимости от типа используемого картона различают музейное, резервационное и обычное паспарту. Разница состоит в используемых материалах.

Различают следующие типы паспарту:

  • музейный – производится из хлопковых волокон без химических примесей. Для экспонатов музеев и резервации работ выбирают самые качественные бескислотные паспарту: дешевый картон с кислотами при долгом хранении оставляет пятна. Такие паспорту не теряют своих качеств в течение 100 лет, но имеют небольшой ассортимент цветов;

  • консервационный – изготавливается из древесных опилок, между двумя слоями проложены хлопковые волокна, лицевой имеет нейтральную кислотность и медленно окисляется;

  • стандартный или обычный – делается из обычного картона. Такой картон самый дешевый, но отличается высокой кислотностью, а потому не используется профессионалами. Зачастую рукодельницы стремятся сделать его своими руками. Его часто используют при оформлении вышивок, картин, панно из бисера, лент, природного материала. Такое паспарту несет исключительно декоративную функцию, не защищая работу от действия окружающей среды.

  1. Виды паспорту

Виды паспорту различают по:

  • толщине и количеству слоев картона (ватмана);

  • форме;

  • материалу;

  • фактуре;

  • размеру полей;

  • цветовой гамме.

  1. Общие рекомендации выбора паспарту для творческой работы (фотографии, постера, живописной картины, гобелена, аппликации, вышивки)

  • по толщине и количеству слоев картона (ватмана), может применяться как одинарное, так и двойное, или даже тройное паспарту.

Однослойное паспарту. Его часто применяют для оформления современной графики, постеров, фотографий. Хорошо они смотрятся в интерьере детской комнаты, кухни.

Двойное паспарту, например, для живописной картины, аппликации, вышивки, целесообразно подбирать одного цвета. В этом случае, возможно, добиться эффекта глубины «фацета» – внутренней кромки окна паспарту. Эффект «фацета» возможно, усилить, если использовать для паспарту более толстый картон.


Для более сложных и объемных творческих работ, например, вышивка лентами, уместно применять тройное паспарту, комбинируя паспарту яркого цвета и спокойного, пастельного тона.  Многослойное паспарту используют для придания изображению эффекта глубины. Оно, как правило, придает работе определенный дополнительный объем, что на порядок усиливает общее впечатление от картины.

  • по форме: прямоугольная, квадратная, овальная, круглая, резная.


В идеале она должна в максимальной степени соответствовать существующей композиции.

  • по материалу: из картона, бумаги, ткани, кожи.

Подклейку изготавливают из картона разных параметров, толщиной 0,5-3 мм. То есть между рамкой и канвой будет кусок картона. Лучше брать плотный, но не толстый картон, он не должен быть из-под ящиков. Ватман тоже может быть хорошим вариантом для изделия небольшого размера. Если учесть, что на производстве для паспарту прессуют несколько слоев ватмана, то один экземпляр может не подойти. Чаще всего, оптимальный вариант основы паспарту – спрессованные листы ватмана, обрамленные цветной бумагой для придания нужного цвета.

Можно рискнуть и сделать оригинальный эстамп из ткани.

  • по фактуре: гладкое, фактурное («бархатное») или с тиснением. 

Обои с нарисованными и выбитыми узорами будут отвлекать от изображения.

Бархатное паспарту смотрится достаточно эффектно, но подходит далеко не ко всем картинам.

  • по размеру полей. Изготовление паспарту несложное, но ошибка в определении размеров может стоить много времени.

Основные принципы подбора размеров паспарту:

  • стандартный размер полей паспарту, как правило – 5-6 см. Нижнее поле можно сделать на сантиметр больше. Этот небольшой секрет оформления сделает картину выразительнее, но зрительно этот сантиметр не будет лишним; 

  • если изображение небольшое и в нем много деталей – берут широкую подкладку размером до 15 см;

  • для большой и яркой картины следует делать широкую рамку, а для миниатюрной –узкую;

  • большие и средние картины обрамляют ватманом в 1/3 ширины узкой стороны;

  • если работа вертикальная, боковые поля должны быть шириной в 1/3 ширины узкой стороны картины;

  • верхнее поле должно равняться 1/5 высоты, нижнее – 1/3;

  • нижнее поле должно быть шире, а боковое и верхнее равняться между собой;


Широкое и многослойное паспарту


  • для того, чтобы зрительно расширить размеры картины, в отдельных случаях, поля паспарту увеличивают, и в итоге, даже самая маленькая картинка выглядит на фоне большого паспарту выразительнее и просторнее.

В продаже имеются паспарту основных параметров. В основном, со всех сторон до картины одинаковое расстояние. Это сделано для того, чтобы паспарту подходило для изображений всех параметров. Если требуется несимметричное паспарту, придется сделать его дома. Самостоятельно можно выбрать любые параметры, которые наиболее выгодно дополнят любую композицию.

  • по цветовой гамме. Оптимальный оттенок паспарту даст возможность акцентировать важные детали творческой работы, на ее общей композиции.  Неудачно же подобранное паспарту может, в конечном счете, испортить всю работу.

Важно к паспорту подобрать и соответствующую рамку.

При помощи паспарту и рамки возможно более эффектно выделить изображение на картине, вышивке, которое будет сочетаться и с поверхностью стен помещения и с установленной мебелью в ней. Однако, опытные мастера-багетчики отмечают, что оформление не должно быть ярче самой работы.



Разнообразие цветовой гаммы творческой работы должно гармонично сочетаться с выбранными оттенками цветов рамки и паспарту. Добавление рамки должно стать финальным звеном в создании элемента интерьера. При этом цвет того или иного слоя призван создать цветовой баланс между рамкой и изображением, поэтому нужно знать основные принципы цветосочетания:

  • обрамление картины не должно отвлекать от самой картины – главный принцип выбора цвета;

  • цвет паспарту не должен быть таким же, как основной оттенок картины. К примеру, идеальный вариант, если цвет паспарту на полтона-тон темнее, чем самый светлый цвет ниток мулине, которыми вышита картина;

  • для лучшего восприятия картины цвет рамы должен отличаться от цвета стены, аналогично – цвет паспарту не должен совпадать с багетом;



  • не стоит переусердствовать с обилием оттенков и цветов. Паспарту, должно быть, как бы нейтральным, оно должно не отвлекать внимание от работы, а наоборот, концентрировать на ней;

Работа Надежды Прусаковой


  • если обрамление будет продолжением вышитой картины, то внутреннее паспарту, как правило, должно соответствовать цвету исходного изображения, а от рамки оно должно сильно отличаться – поэтому берут противопоставленные цвета;

  • паспарту может отличаться также по своей контрастности и тону. Применение сразу нескольких оттенков паспарту одного тона может усилить общее впечатление от творческого произведения;

  • светлое паспарту добавляет изображению воздуха, а яркое создает дополнительный цветовой акцент;



  • монохромную работу рекомендуется обрамлять белым цветом;

  • если работа цветная, подклейку подбирают с учетом стиля и цвета интерьера;



  • темное паспарту выделит холодные или теплые тона. Черное обрамление «отодвигает» изображение назад, а белое – приближает и увеличивает;

  • если работа изготовлена из белого и черного цвета – паспарту и рама должны быть ближайших оттенков;

  • если баланс создают серые оттенки – рекомендуется сделать кремовую подклейку своими руками;

  • приглушенные тона следует дополнять цветом слоновой кости.


По желанию можно декорировать изделие дополнительными элементами. Чаще всего декорируют вышивки и аппликации. Тип декора зависит от самой работы. Это могут быть ленты, кружево, пайетки, бисер, роспись и блестки. Главное условие – декор должен дополнять картину.

  1. Необходимые материалы и инструменты для изготовления паспарту:

  • картон или ватман;

  • цветная бумага, обои или ткань;

  • карандаш;

  • линейка и уголок;

  • ножницы, при необходимости – зигзаг;

  • канцелярский нож;

  • клей бесцветный, например, «Момент «Кристалл»;

  • декоративные элементы: ленты, кружево, пайетки, бисер, роспись и блестки и др.

  • внешняя рама (если планируется).

Используемая литература и интернет-ресурсы

  1. Инструкция по изготовлению паспарту для вышивки собственноручно. Источник: https://www.tkanix.info/rukodelie/instrukciya-po-izgotovleniyu-paspartu-dlya-vishivki-sobstvennoruchno/

  2. Материалы для рукоделия. Источник: ttps://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fkubrak-school.ru%2Fzagotovki&post=-64003926_18187&el=snippet

  3. Оформление вышивки в рамку: как правильно подобрать багет. Источник:

https://otdayu-darom.ru/poshiv/paspartu-dlya-almaznoj-vyshivki-svoimi-rukami.html

  1. Паспарту́. Источник: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/paspartu/

  2. Правильный багет для вышивки. Источник: https://www.womenpretty.ru/praviln-baget.html



Педагог дополнительного образования

Ермакович Е.Н.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!