№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Анализ конфликтов в детских произведениях и их решение: Можно ли научиться разрешать конфликты с помощью литературных произведений? |
2 | Актуальность исследования | Литературные произведения содержат богатую палитру эмоциональных и психологических состояний, которые могут активно сказываться на нашем восприятии и позиции в конфликтных ситуациях. Исследование может проанализировать, какие элементы в литературе способны вдохновить нашу эмпатию, понимание и способность решать конфликты. Современное общество насыщено коммуникационными конфликтами. Культурные различия, политические столкновения и другие социальные ситуации вызывают необходимость в разрешении конфликтов. Исследование может проанализировать роль литературных произведений в формировании межличностной коммуникации и нахождении оптимальных путей разрешения конфликтов на общественном уровне. Исследование по данной теме может значительно обогатить наше понимание роли литературы в разрешении конфликтов. |
3 | Проблема исследования | Обучающимся начальной школы очень сложно разрешать конфликты, которые случаются у них достаточно часто… Проблемой исследования является вопрос о том, возможно ли использование литературных произведений, особенно детских, в качестве учебного материала для разрешения конфликтов. Хотя литература изначально создавалась для развлечения и повышения культурного уровня, она может также служить средством обучения и воспитания. Анализ конфликтных ситуаций в детских произведениях и их решение может помочь детям развить навыки эмоционального интеллекта, социальной адаптации и эмпатии. |
4 | Объект исследования | Разрешение конфликтов с использованием литературных произведений. |
5 | Предмет исследования | Методы и эффективность использования литературы в разрешении конфликтов, влияние литературных произведений на развитие навыков разрешения конфликтов. |
6 | Цель исследования | Изучить возможность использования литературных произведений в качестве инструмента для разрешения конфликтных ситуаций. |
7 | Задачи исследования | Проанализировать различные литературные произведения, где описываются конфликты и способы их разрешения. Изучить, как эти произведения влияют на нашу эмоциональную сферу и способность решать конфликты. Провести опрос и интервью с учащимися и учителями классов для выяснения их мнения о влиянии литературных произведений на разрешение конфликтов. Провести наблюдение за поведением учеников, участвующих в литературных кружках или активно читающих, с учетом их умения разрешать конфликты. Анализ результатов исследования и сделать выводы о том, насколько литературные произведения способствуют разрешению конфликтов у учащихся 4 класса. |
8 | Гипотеза исследования | Детские произведения могут помочь найти способы для разрешения конфликтов реальной жизни. |
9 | Методы исследования | Анализ литературных произведений с конфликтной тематикой. Опрос и интервьюирование учащихся и учителей, используя структурированные вопросы. Наблюдение и анализ поведения и реакций учащихся в условиях чтения и обсуждения литературных произведений. Сбор и анализ данных, использование статистических методов для обработки результатов исследования. |
10 | Тип исследования (по продолжительности) | Экспресс-исследование |
11 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Подготовительный этап: В этом этапе учитель вводит учащихся в тему исследования - разрешение конфликтов с помощью литературных произведений. Учащиеся обсуждают свои предварительные представления об этой теме и формулируют главный вопрос исследования "Можно ли научиться разрешать конфликты с помощью литературных произведений?" Этап 2: Подготовка исследования На этом этапе учащиеся совместно с учителем определяют, какие литературные произведения они будут использовать в исследовании. Ученикам предлагается прочитать или послушать различные книги, рассказы или стихи, в которых изображены конфликты и их разрешение. Ученики также составляют список вопросов, которые они хотели бы задать другим учащимся или взрослым, чтобы узнать их мнения о этой теме. Этап 3: Сбор информации Учащиеся обмениваются своими впечатлениями о прочитанных произведениях и обсуждают их в парах или в группах. Они также просят других учащихся и взрослых ответить на их вопросы. Ученики ведут записи о своих наблюдениях и делают выводы о том, как литературные произведения могут помочь в разрешении конфликтов. Этап 4: Анализ и интерпретация результатов На этом этапе учащиеся смотрят на свои записи и анализируют собранную информацию. Они обсуждают, что они узнали о том, как литературные произведения могут помочь в разрешении конфликтов, и делают выводы. Ученики также могут совместно разработать рекомендации для себя и своих одноклассников о том, как использовать литературу для разрешения конфликтов. Этап 5: Представление результатов На последнем этапе учащиеся демонстрируют свои наработки исследования. Они могут подготовить презентацию, постер или доклад, в котором расскажут о своих выводах и рекомендациях. Также можно провести обсуждение и обмен идеями с другими классами или школьным сообществом. |
12 | Оборудование для проведения исследования | Детская и психолого-педагогическая литература, карточки-опросы, компьютер, бумага, принтер. |
13 | Продукт исследования | Буклет с рекомендациями, как можно использовать литературу для разрешения конфликтов+ со способами разрешения конфликтных ситуаций. |
14 | Перспектива исследования | Выступление на городской конференции. |
15 | Используемые источники | 1. https://disk.yandex.ru/i/gtBBAVlsNJ_N3Q 2. https://psy.su/feed/11344/ 3.https://studwork.ru/shop/203868-profilaktika-i-razreshenie-konfliktnyh-situaciy-mladshih-shkolnikov-cherez-analiz-literaturnyh-proizvedeniy |