Элементы проблемно-игровых заданий на уроке литературы – это и средство обучения, и способ контроля за чтением. Такая форма работы как ПАСПОРТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ открывает перспективу живого общения, стимулирует интерес к чтению, «приближает» литературного героя к ученику-читателю, способствует повышению культурного уровня школьника.
Назовите полное имя героини. (Гагина Анна Николаевна.)
Какое воспитание, образование получила Ася? (Сначала отец «был ее учителем». После его смерти «брат поместил ее в один из лучших пансионов», где она «выжила четыре года». Образование, которое получила Ася, неглубокое и довольно бессистемное. «...Я ничего не знаю... Меня перевоспитать надо, я очень дурно воспитана, — признается девушка. — Я не умею играть на фортепиано, не умею рисовать, я даже шью плохо».)
Охарактеризуйте круг чтения героини. Среди книг на выставке (она подготовлена заранее) найдите ту, которая произвела на Асю наиболее сильное впечатление. (До встречи с Н.Н. Ася увлекалась в основном французскими романами. Н.Н., взявшись быть духовным наставником девушки, прочел ей вслух пушкинского «Онегина» и «Германа и Доротею» Гете. «Евгений Онегин» поразил воображение Аси. «А я хотела бы быть Татьяной, — признается героиня и задумчиво цитирует: «Где нынче крест и тень ветвей над бедной матерью моей!» Ася неточно приводит фразу из романа: «матерью» вместо «нянею». И это деталь многозначительная. Ася, пережившая потерю матери, словно примеряет роль, вообразив себя на месте пушкинской героини.)
Ася любит слушать сказки, легенды, которые рассказывает фрау Луизе. Какая легенда особенно запомнилась девушке? («Сказка о Лорелее». «Ведь это ее скала виднеется? Говорят, она прежде всех топила, а как полюбила, сама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка. Фрау Луизе мне всякие сказки сказывает».)
Какие человеческие пороки Ася ненавидит более остальных? («Лесть и трусость — самые дурные пороки».)
Увлекшись господином Н.Н., Ася адресовала ему несколько записок. Сколь велико «эпистолярное наследие» героини? Каково содержание записок? (Записок было три. Первые две Н.Н. принес мальчик, последнюю передала фрау Луизе. После того как учащийся перескажет содержание записок, ведущий предложит проверить правильность ответа, собственноручно развернув «асины» послания и прочитав их.)