Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Скалинский детский сад «Колокольчик»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Скалинский детский сад «Колокольчик»
Хвощинская В.И.__________
«__» _________20___г.
Ответственный:
Учитель-логопед:
1 квалификационной категории
Лаврова Анна Владимировна
с.Скала 2019г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:
Общая площадь логопедического кабинета 12,04 м.кв. Освещение: смешанное (естественное и искусственное) Ответственный: учитель-логопед
Лаврова Анна Владимировна
Правила использования логопедического кабинета
Влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю; ежедневно проводится проветривание кабинета;
перед каждым применением и после него производится обработка логопедических инструментов и оборудования;
по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС) развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При создании предметно – пространственной среды были учтены следующие принципы, рекомендуемые ФГОС:
• принцип дистанции позиции при взаимодействии;
• принцип активности самостоятельности, творчества;
• принцип стабильности – динамичности развивающей среды; • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
• принцип открытости и закрытости;
• гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными правилами;
• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Зоны в логопедическом кабинете:
• Зона дыхания и моторики: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания и мелкой моторики.
• Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, профили звуков, картотека артикуляционных упражнений, инструментарий для постановки звуков.
• Зона лексики и грамматики: игры и пособия по развитию лексико-грамматического строя речи.
• Зона связной речи: игры и пособия, театры (пальчиковый, настольный), фланелеграф, игрушки, игры, маски.
• Учебная зона: детские столы, стулья для индивидуальной и групповой работы с детьми.
• Методическая зона: планы, конспекты, библиотека методической литературы и др.
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА
Мебель и предметы интерьера
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Стол письменный | 1 |
2 | Стул взрослый | 1 |
3 | Шкаф для пособий | 1 |
4 | Стол детский | 4 |
6 | Доска магнитная | 1 |
7 | Наборное полотно | 1 |
8 | Зеркало настенное | 1 |
10 | Лампа дневного освещения (над зеркалом, над учебной доской) | 1 |
11 | Ковер | 1 |
12 | Индивидуальные зеркала | 3 |
13 | Полочки для пособий | 4 |
14 | Полочка для индивидуальных принадлежностей | 1 |
Технические средства обучения
Инв. № | Наименование | Количество |
| личный | Ноутбук | 1 |
Специальное оборудование
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Шпатели одноразовые | 50 |
3 | Зондозаменители | По количеству детей |
4 | Аламинол | 100мл. |
5 | Салфетки стерильные | Упаковка |
6 | Перчатки стерильные (одноразовые) | По кол-ву детей |
7 | Спирт медицинский | По необходимости |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Документация учителя – логопеда:
1. Нормативно-правовая база (Положение о логопункте, СанПин, ФГОС, Должностные инструкции учителя-логопеда);
2. Документация (циклограмма деятельности логопеда, график работы учителя-логопеда, расписание занятий с детьми, список детей логопедической группы, сведения о родителях, годовой план работы учителя-логопеда, рабочая программа учителя-логопеда);
3. Речевые карты на каждого ребёнка, индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми;
4. Календарно-тематическое планирование;
5. Перспективные планы индивидуальной работы с детьми;
6. Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий; 7. Журнал взаимосвязи с воспитателями;
8. Портфолио учителя-логопеда; 9. Паспорт кабинета;
ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ПО РАЗДЕЛАМ
Раздел | Название |
Диагностические материалы | 1. Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей; 2. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР. Н. В. Нищева; 3. Альбом для логопеда О.Б. Иншакова; 4.Дидактический материал по обследованию речи детей (1альбом грамматический строй,2 альбом звуковая сторона) О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова; 5. Тесты (Развитие речи, мелкая моторика, чтение) С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина; |
Формирование правильного звукопроизношения | Пособия: 1. Методы и приемы постановки звуков; 2. Формирование слоговой структуры слова; 3. Формирование просодической стороны речи; 4. «Чудо - обучайка». Развитие речевой моторики; 5. Гимнастика для развития речи; 6. Игры - упр. для развития речевого дыхания; 7. Профили звуков; 8. Артикуляция звуков в графическом изображении; 9. Сказка «Живые звуки» Дидактические игры и игрушки: 1. Звуковое лото; 2. Перфокарты; 3. Игры со звуками; 6.«Гараж»; 7.«Логопедическое лото»; 8.«Поезд»; 9. «Волшебный цветок»; |
Формирование фонематического восприятия. Развитие звукового анализа и синтеза Обучение грамоте | 1.Анаграммы Дидактические игры 1. «Я учу буквы»; 2. «Собери слово»; 3. «Играем и учимся»; 4. «Первое чтение», «Читаем сами»; 5. «Определи место звука в слове»; 6.Звуковые символы «по звонкости – глухости»; 7. Магнитная азбука, «Веселая азбука»; 8. «Звуковое лото»; |
Формирование лексико-грамматических категорий и навыков | Картинный материал 1.«Антонимы (сущ-е, прилаг-е, наречия, предлоги)»; 2.«Овощи, фрукты, ягоды, грибы»; 3. « Деревья, цветы»; 4.«Времена года (лето, осень, зима, весна)»; 5.«Домашние, дикие животные»; 6. «Домашние, дикие птицы»; 7. «Моя семья, части тела, гигиена тела»; 8. «Игрушки, дни недели, части суток»; 9. «Головные уборы, обувь, одежда»; 10. «Посуда, продукты питания»; 11.«Квартира, мебель, бытовая техника»; 12. «Транспорт, военная техника, космос»; 13. «Профессии, спорт»; 14. «Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»; 15. Тематические цветные картинки «Учите, играя» А.И. Максаков, Г.А. Тумакова; 16. Альбом В.К.Володиной (падежи) Дидактические игры 1.«Что в моей корзинке?»; 2. «Лото парочки»; 3. «Что говорят, что едят»; 4. Лото «Транспорт», «Моя квартира», «Морские животные»; 5. Игра «У нас в школе»; 6. Игры «Что для чего?», «Кто как устроен»; 7. Лото «Свойства предметов», «Большой, средний, |
| маленький», «Кем быть?», « Собирай-ка»; 8.«Маленькие и большие»; 9.«Скажи наоборот»; 10.«Чего не стало?»; 11. «Транспортные состязания (парные картинки)»; |
Формирование связной речи | 1.Опорные таблицы, мнемотаблицы; 2. Схемы для описательных рассказов; 3.Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи «Говорим правильно в 6-7 лет» О.С Гомзяк; 4. Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. Н.Е. Ильякова; 5. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией «Читать раньше ,чем говорить!»Н. Н.Созонова, Е.В. Куцына Дидактические игры 1.«Лесная полянка»; 2. Фланелеграф; Настольные, пальчиковые, плоскостные театры 1.«Теремок», «Колобок», «Снегурочка», «Три поросенка»; |
Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков | 1. Песочный дворик + (набор игрушек); 2. «Шнуровки»; 3. «Трафареты»; 4 . «Пирамидки»; 5. «Волшебные клетки»; 6. «Квадратные забавы» Воскобовича; 7. Счетные палочки, пуговицы, мелкие игрушки; 8. Мозаика, пазлы; 9. Су-джок; |
Развитие высших психических функций (мышление, внимание, память, воображение) | Дидактические игры 1.«Четвертый лишний»; 2.«Найди заплатку для ковриков»; 3.«Собери картинку»; 4.«Что перепутал художник»; 5. «Кто с кем?»; 6. «Найди кубик»; 7. «Нектаринка»; |
| 8. «Прыгалки»; 9. «Загадочные животные»; 10. «Формы и цвета»; |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7лет.2009
2. Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры и развлечения со словами. 2008
3. Агронович З.Е Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. 2007
4. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. 2008
5. Бочкарева О. И Обогащение и активизация словарного запаса (подг.гр.). 2010
6. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.1993
7. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. 2010
8. Грибова О.Е.Технология организации логопедического обследования.2005 9. Громова О.Е Говорю правильно С-З-Ц. 2011
10. Епанчинцева О.Ю.Роль песочной терапии в развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 2010
11. Егорова О.В. Звуки М,Мь, Н,Нь. 2010
12. Егорова О.В. Звуки П-Пь, Б-Бь; Ф-Фь, В-Вь; Т-Ть, Д-Дь.2011 13. ИншаковаО.Б. Альбом для логопеда. 2008
14. Ильякова Н.Е Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. 2006
15. Жукова Н.С. Уроки логопеда. 2010
16. Коскова Н.В. В некотором царстве. Викторины для детей 4-6 лет. 2009
17. Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР(I-III)периоды. 2000
18. Корнев А.И., Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. 2001
19. Крупенчук О.И.Научите меня говорить правильно. 1998
20. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
21. Лиманская О.Н Конспекты логопедических занятий (I-II год обучения). 2009
22. Лужина Н. А., Сарычева И. Ф. Логоритмические занятия (ранний возраст). 2004
23. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В., Туманова Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 2008
24. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН. 2003
25. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5-6 летнего возраста с ОНР. 2003
26. Э.В., Аксенова А.К. Дидактические игры. 1987