Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №119 с углублённым изучением английского языка
Калининского района Санкт-Петербурга
СЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРА
«ФИЛОСОФСКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
БАСЕН И.А. КРЫЛОВА»
УРОДОВСКИХ СОФЬЯ СЕРГЕЕВНА,
ученица 9В класса ГБОУ СОШ №119.
ЗАПРОМЁТОВА ЕЛЕНА ВИТАЛИЕВНА,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №119.
Санкт-Петербург
2020 г.
ПАСПОРТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА
Тема проекта | «Философско-социальное содержание и языковые особенности басен И.А. Крылова» |
Учебный предмет (-ы) | Литература |
Вид проекта (игровой, прикладной, ролевой, творческий, социальный, информационный, исследовательский) | Исследовательский |
Актуальность (описание проблемы; ответ на вопрос «почему необходимо реализовать этот проект?») | Тема данной работы является актуальной при изучении раздела «Басня», «Средства художественной выразительности», а также «Лексика» и имеет практическую значимость, т.к. языковые особенности басен И.А. Крылова – загадка, требующая изучения. |
Цель проекта (чего хотим достичь, какой результат получить?) | Исследовать языковые особенности и философско-социальное содержание басен И.А. Крылова как отражение мировоззрения и идиостиля баснописца - новатора. |
Задачи проекта (что нужно сделать, чтобы получить результат?) | - подчеркнуть неоценимый вклад И.А. Крылова в развитие русской литературы и русского языка; - изучить новаторскую деятельность И.А. Крылова как баснописца; - рассмотреть языковые особенности басен; - проанализировать философско-социальное содержание басен как отражение мировоззрения баснописца; - перевести на иностранный язык русизмы мастера. |
Сроки реализации проекта (с момента выбора темы до защиты проекта). | 1,5 года (сентябрь 2018 – февраль 2020) |
Этапы реализации проекта (план с указанием этапов - подготовительный, практический, рефлексивный - сроков и ответственных) | Подготовительный: сентябрь - октябрь 2018 – педагог, ученик. Практический: ноябрь – апрель 2019 – ученик, педагог – консультант. Рефлексивный – январь – февраль 2020 – ученик. |
Оборудование и ресурсы, необходимые для реализации проекта | |
Аннотация проекта | Гипотеза: басни Крылова, по мнению В.Г. Белинского, «по языку, в высшей степени, русские басни», предположим, что мы легко переведём на английский язык строки его басен и легко переведём с русского на русский «красно хитросплетённые» строчки, не потеряв при этом их значения. Новизна исследования: бесконечный мир русизмов Крылова. |
Ожидаемые результаты (что получится в результате решения задач проекта, какой продукт создадим) | Презентация |
Смета проекта (при необходимости) (что требуется для выполнения проекта?) | - |
Риски проекта (что может помешать в осуществлении проекта?) | - |
Тема научно-практической работы – «Философско-социальное содержание и языковые особенности басен И.А. Крылова».
Результаты анкетирования, проведённого мною среди ребят 5-7 классов, показали, что качество знаний учащихся по разделу «Басни И.А. Крылова» (средства художественной выразительности, устаревшая лексика, просторечия, русизмы) на недостаточно высоком уровне, поэтому актуальность данной темы несомненна, так как:
- во-первых, языковые особенности басен И.А. Крылова – загадка, требующая изучения;
- во-вторых, более полному и глубокому пониманию идейно-образного содержания басен способствует не только литературный, но и лингвистический анализ художественного текста;
- в-третьих, тема данной работы является актуальной при изучении раздела «Басня», «Средства художественной выразительности», а также «Лексика» и имеет практическую значимость
- в-четвёртых, басенное наследие Ивана Андреевича Крылова настолько явление уникальное, что каждая эпоха открывает его творчество как бы заново. В год 250-летия великого баснописца, я попытаюсь найти в его биографии, творческом наследии неизвестные мне страницы.
Цель исследования - языковые особенности и философско-социальное содержание басен И.А. Крылова как отражение мировоззрения баснописца.
Этой целью определяются и задачи:
- подчеркнуть неоценимый вклад И.А. Крылова в развитие русской литературы и русского языка;
- изучить новаторскую деятельность И.А. Крылова как баснописца;
- рассмотреть языковые особенности басен;
- проанализировать философско-социальное содержание басен как отражение мировоззрения баснописца.
Гипотеза: басни Крылова, по мнению В.Г. Белинского, «по языку, в высшей степени, русские басни», предположим, что мы легко переведём на английский язык строки его басен и легко переведём с русского на русский «красно хитросплетённые» строчки, не потеряв при этом их значения.
Объект - исследования биография И.А. Крылова и его басни.
Предмет - языковые особенности и философско-социальное содержание басен.
Практическая цель – популяризация знаний о басне среди сверстников.
Реализация цели предполагает решение следующих задач: выявить языковые особенности басен И.А. Крылова; исследовать литературу по заявленной теме; провести анкетирование в 5,8, 9 классах с целью определения уровня знаний обучающихся по теме.
Методы исследования: поисково-исследовательский (работа в библиотеке – работа с литературой, со словарями и справочниками, интернет ресурсы); анализ, синтез, обобщение; методы обработки результатов исследования; метод практического применения изученной информации.
Новизна исследования: бесконечный мир русизмов Крылова.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал может быть использован на уроках литературы, русского языка, внеклассных мероприятиях по предмету, поможет подготовиться к ОГЭ.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение, содержащее иллюстративный материал. Работа сопровождена презентацией.
Главная заслуга Крылова в том, что он раздвинул жанровые рамки басни, где считалось возможным использовать разговорный язык, просторечия и диалектизмы. Придал ей философско-социальное содержание: состоящая из обязательных двух частей, рассказа и морального вывода (морали, назидания), образует соединение двух начал: эстетического и логического. Одно выражено в художественной форме (картины, образы), другое - в форме идеи, вывода, мысли. «Поэт и мудрец слились в нем воедино» - писал о нём Н.В. Гоголь.