СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт исследования "Тайны солёной воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлен паспорт проекта на тему "Тайны солёной воды". 

Просмотр содержимого документа
«Паспорт исследования "Тайны солёной воды"»

Выполнила: Лушникова М., 20П-7

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Тайны соленой воды

2

Актуальность исследования

Два друга прочитали статью. «Все океаны и моря очень соленые: в каждом килограмме воды содержится около 35 граммов соли [1, 34]. Это, как если бы большую ложку соли высыпали в полведра воды! Соль белого цвета, соленая на вкус, состоит из кристаллов, растворяется в воде, скрипит. Мертвое море в Азии соленое настолько, что, когда солнце превращает его воду в пар, соль остается в виде твердых белых бугорков. Откуда же берется соль? Вулканы на суше и на морском дне добавляют воде соль, когда выбрасывают горячий газ и расплавленный камень. Реки вымывают соль из земли и несут ее в моря и океаны [2, 194]». Друзья поспорили. Рома говорит, что в соленом море научиться плавать гораздо проще, чем в пресной реке. Вова говорит, что на море плавать очень сложно, ведь там большие волны, а на озере тихо и спокойно.

3

Проблема исследования

Необходимо выяснить, в какой воде легче плавать: в соленой или пресной.

4

Объект исследования

Вода

5

Цель исследования

В ходе исследования сравнить плотность соленой и пресной воды.

Сформировать представление об этапах и структуре исследования, продолжить развитие умения работать с таблицей

6

Задачи исследования

  1. Проанализировать литературу и интернет - источниках по теме.

  2. Проверить свою гипотезу о возможности соленой воды удерживать предметы и тела на поверхности, в связи с этим, в такой воде плавать легче.

  3. Описать результаты эксперимента и сделать выводы.

7

Гипотеза исследования

В соленой воде легче научиться плавать.

8

Методы исследования

Анализ, опыт.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс исследование.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный: приветствие, анализ текста – выявление проблемы, гипотезы и цели и задачи исследования.

Основной: работа в парах над текстом «Почему вода в некоторых водоемах (морях, океанах) становится соленой?», проведение опыта, формулировка выводов.

Итоговый: создание плаката «Как научить яйцо плавать?».

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, соль, 2 сырых яйца, 2 емкости для жидкости.

12

Продукт исследования

Создание буклета « Как научить яйцо плавать?»

13

Перспектива исследования

Знания о том, в какой воде лучше учиться плавать.

14

Используемые источники

1. Е. В. Комиссарова / Занимательная химия – научно-познавательная литература для младшего и среднего возраста. Пер. с английского.

2. Д. Селиверстовой / Юный эрудит, современная энциклопедия окружающего мира – для самых любознательных от 5 до 9 лет. Эксмо, 2008-328, перевод.


Ход занятия:

Подготовительный:

Здравствуйте, какое у вас настроение? (СЛ.1)

-

Давайте улыбнемся друг другу, чтобы оно было еще лучше.

-

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ВАШУ ОСАНКУ

Посмотрите на стол, какое оборудование вы видите? Как думаете, для чего нам эти материалы?

-

Объединитесь в группы. Перед вами текст. Прочитайте, что нового вы узнали? Как думаете, что будем исследовать? Какая проблема возникла у мальчиков? Какую проблемы мы будем решать? (СЛ.2)

Текст:

Два друга прочитали статью. «Все океаны и моря очень соленые: в каждом килограмме воды содержится около 35 граммов соли [1, 34]. Это, как если бы большую ложку соли высыпали в полведра воды! Соль белого цвета, соленая на вкус, состоит из кристаллов, растворяется в воде, скрипит. Мертвое море в Азии соленое настолько, что, когда солнце превращает его воду в пар, соль остается в виде твердых белых бугорков. Откуда же берется соль? Вулканы на суше и на морском дне добавляют воде соль, когда выбрасывают горячий газ и расплавленный камень. Реки вымывают соль из земли и несут ее в моря и океаны [2, 194]». Друзья поспорили. Рома говорит, что в соленом море научиться плавать гораздо проще, чем в пресной реке. Вова говорит, что на море плавать очень сложно, ведь там большие волны, а на озере тихо и спокойно.

-

Верно, мы выясним, в какой воде легче плавать. (СЛ.2-1)

Тогда какую цель мы можем поставить? (СЛ.3)

- Выяснение того, в какой воде легче плавать: в соленой или пресной? (СЛ.3-1)

Отлично, а сейчас попробуем сформулировать гипотезу. Вы можете использовать слова помощники, которые видите на слайде. (СЛ.4)

-В соленой/пресной воде легче научиться плавать. (Если обычную пресную воду посолить, то она будет удерживать предметы и тела на поверхности, так как соль изменяет состав воды, значит в соленой воде плавать легче, чем в пресной).

Давайте попробуем составить план нашего занятия. На доске перепутанный план.

Прочитайте пункты плана, что не так? Кто может восстановить последовательность? Отлично, молодцы.

Скажите, есть ли пункты плана, которые мы уже выполнили? Давайте отметим его галочкой.

Определить гипотезу исследования.

Узнать, почему вода в водоемах становится соленой.

Провести опыты с целью проверки поставленной гипотезы.

Описать результаты опытов и сделать выводы.

Создать памятку «Как научить яйцо плавать».

РЕБЯТА, ВНИМАНИЕ НА ОСАНКУ, НОГИ НА ПОЛУ, СПИНЫ РОВНО.

Основной:

А сейчас вам нужно будет поработать в парах над текстом и дать ответ на вопрос: «почему вода в водоемах становится соленой?». Что еще интересного вы узнали из текста?

Почему вода в водоемах становится пресная?

Давным-давно, когда наша планета еще не была похожа на ту, какой мы теперь знаем её, формирующаяся планета Земля, имела ну очень бурную вулканическую деятельность. В результате этого, вулканы выбрасывали в уже появившийся мировой океан, различные химические элементы. Взаимодействуя друг с другом, эти элементы образовывали различные минералы и соли. Так океан получил свою первоначальную "соленость".

Но на этом, история не заканчивается, ведь со временем, соли, оседают на дно, а значит, океан должен был за миллиарды лет стать преснее. А становится он лишь солёнее. Как так получается?

А вот здесь в игру вступают реки. Да, те самые реки, которые пресные. Но как пресные реки, делают морскую воду солёнее?

Вспомним круговорот воды в природе. Солнышко выпаривает из океана воду, и потом эта вода проливается в виде дождя. Разумеется, выпаривает солнце воду без солей и прочих примесей. Такой она проливается и с неба. И если дождь прошел над океаном, то тут все просто - вода просто вернется обратно. Но если дождь пролился над сушей?

А здесь её ждет куда более интересный процесс. Пролившись над сушей, вода впитается в почву, попадет в подземные пласты, и в конечном итоге, рано или поздно, найдет выход на поверхность, излившись родниками, которые превратятся в реки. Но прежде чем это произойдет, пропутешествовав под землей, вода вымоет из минералов различные примеси в виде солей, которые и понесет с собой на поверхность.

Да, солей там будет слишком мало, чтобы сделать её соленой. К тому же, в реках вода не задерживается. Она течет и в конце концов, впадет в океан. В океан она принесет и те самые соли. Да, пусть их с собой у нее не много. Но попадает то она туда с ними, а выпаривается потом в атмосферу уже без них, оставляя все что принесла прошлый раз в море. Поскольку процесс продолжается миллиарды лет бесконечно, а соли оттуда деться некуда, морская вода становится лишь солёнее.

В пользу этой гипотезы, говорит и наличие соленых озер, которые никогда не контактировали с океанами. Такие озера появляются лишь в том случае, если из них не вытекают реки, которые несли бы всю эту соль дальше.


Как вы думаете, что нам понадобится для первого эксперимента?

-Вода, соль, емкость, 4 яйца.

Верно, есть ли у вас предположения, как будет проходить этот эксперимент?

-

Мы попытаемся выяснить, что будет если обычную пресную воду посолить: будет ли она удерживать предметы и тела на поверхности, и с чем это связано. Да, в одном стакане мы растворим соль, во втором – оставим пресную воду. Поместим в оба стакана сырое яйцо и будем наблюдать за ними. Кто поможет в реализации этого эксперимента?

Проводится эксперимент.

У нас есть большая таблица, ее мы будем заполнять по мере выполнения опыта.

Количество растворенной соли

Описание (что наблюдаем)

1 чайная ложка


2 чайные ложки








Что мы выяснили, какие выводы можем сделать?

-В стакан с пресной водой погрузил яйцо, и оно утонуло. В стакане с соленой водой яйцо осталось на поверхности. Это доказывает, что соль делает воду более плотной и не пропускает предметы на дно.

А если я положу в этот стакан монетку?

-Монета упала на дно.

Что это может значить?

-Есть предметы, которые тяжелее любой воды: как пресной, так и соленой.

Завершающий:

Ребята, кто помнит, какую гипотезу мы ставили?

-Почему соль помогает легче плавать?

Какой вывод делаем?

-Гипотеза подтвердилась. Когда вода соленая, плотность ее увеличивается, поэтому плавать легче в соленой воде.

Давайте вернемся к первому опыту, объединимся в группы и создадим плакат «Как научить яйцо плавать?». У вас могут быть самые разные идеи, после чего представите свои работы.

Но сначала предлагаю создать критерии, по которым вам нужно будет создать плакат.

-Красочность и яркость, достоверность, грамотное публичное выступление.

-

Спасибо за ваши прекрасные памятки, ребята, скажите, а в каком ключе вы бы хотели продолжать данное исследование?

-А СЕЙЧАС Я ППЕДЛАГАЮ ВАМ САМОТСОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ, НАСКОЛЬКО ВЫ ЗНАЕТЕ, В КАКОЙ ВОДЕ ЛЕГЧЕ ПЛАВАТЬ. Перед вами шкала, отметьте крестиком самый ее верх, если вы точно знаете, в какой воде легче плава. Середина обозначает, что вы не до конца поняли материал и т.д.

Спасибо за занятие.


Раздаточный материал:


Текст №1:

Два друга прочитали статью. «Все океаны и моря очень соленые: в каждом килограмме воды содержится около 35 граммов соли [1, 34]. Это, как если бы большую ложку соли высыпали в полведра воды! Соль белого цвета, соленая на вкус, состоит из кристаллов, растворяется в воде, скрипит. Мертвое море в Азии соленое настолько, что, когда солнце превращает его воду в пар, соль остается в виде твердых белых бугорков. Откуда же берется соль? Вулканы на суше и на морском дне добавляют воде соль, когда выбрасывают горячий газ и расплавленный камень. Реки вымывают соль из земли и несут ее в моря и океаны [2, 194]». Друзья поспорили. Рома говорит, что в соленом море научиться плавать гораздо проще, чем в пресной реке. Вова говорит, что на море плавать очень сложно, ведь там большие волны, а на озере тихо и спокойно.


Текст №2. Почему вода в водоемах становится пресная?

Давным-давно, когда наша планета еще не была похожа на ту, какой мы теперь знаем её, формирующаяся планета Земля, имела ну очень бурную вулканическую деятельность. В результате этого, вулканы выбрасывали в уже появившийся мировой океан, различные химические элементы. Взаимодействуя друг с другом, эти элементы образовывали различные минералы и соли. Так океан получил свою первоначальную "соленость".

Но на этом, история не заканчивается, ведь со временем, соли, оседают на дно, а значит, океан должен был за миллиарды лет стать преснее. А становится он лишь солёнее. Как так получается?

А вот здесь в игру вступают реки. Да, те самые реки, которые пресные. Но как пресные реки, делают морскую воду солёнее?

Вспомним круговорот воды в природе. Солнышко выпаривает из океана воду, и потом эта вода проливается в виде дождя. Разумеется, выпаривает солнце воду без солей и прочих примесей. Такой она проливается и с неба. И если дождь прошел над океаном, то тут все просто - вода просто вернется обратно. Но если дождь пролился над сушей?

А здесь её ждет куда более интересный процесс. Пролившись над сушей, вода впитается в почву, попадет в подземные пласты, и в конечном итоге, рано или поздно, найдет выход на поверхность, излившись родниками, которые превратятся в реки. Но прежде чем это произойдет, пропутешествовав под землей, вода вымоет из минералов различные примеси в виде солей, которые и понесет с собой на поверхность.

Да, солей там будет слишком мало, чтобы сделать её соленой. К тому же, в реках вода не задерживается. Она течет и в конце концов, впадет в океан. В океан она принесет и те самые соли. Да, пусть их с собой у нее не много. Но попадает то она туда с ними, а выпаривается потом в атмосферу уже без них, оставляя все что принесла прошлый раз в море. Поскольку процесс продолжается миллиарды лет бесконечно, а соли оттуда деться некуда, морская вода становится лишь солёнее.

В пользу этой гипотезы, говорит и наличие соленых озер, которые никогда не контактировали с океанами. Такие озера появляются лишь в том случае, если из них не вытекают реки, которые несли бы всю эту соль дальше.

Таблица для эксперимента:

Количество растворенной соли

Описание (что наблюдаем)

1 чайная ложка


2 чайные ложки










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!