СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт программы Я-лидер

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт программы, Национальный проект  "Успех каждого ребенка" 

Просмотр содержимого документа
«Паспорт программы Я-лидер»


Приложение № 1

к методическим рекомендациям

по разработке дополнительных

общеразвивающих программ всех

направленностей в целях создания новых

мест дополнительного образования детей.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

« Я- Лидер!»

Структура


1.

Титульный лист:

2.

Образовательная организация

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Кижингинский центр детского творчества»

3.

Название программы

«Я – Лидер!»

1.3

Срок реализации

2 года

1.4

ФИО автора, должность

Батоцыренова Марина Цырендоржиевна, педагог дополнительного образования

1.5

Территория, год

Кижинга, 2020 г.

2.

Пояснительная записка

Эта программа предназначена тем, кто хочет стать успешным в жизни, и в дальнейшем, в профессиональной деятельности. Основная задача – формирование у обучающихся навыков, не привязанных к жестким предметным рамкам. Эти универсальные навыки нужны всем и каждому, кто считает, что способен взять на себя лидерство, и хочет добиваться заметных результатов. Эта программа учит тому, как понять, как достигать результатов и своих целей быстрее с помощью непрерывного персонального и личностного роста.

2.1

Тип программы

адаптированная

2.2

направленность

социально-педагогическая

2.3

актуальность

 В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Я – лидер!» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества. 

Актуальность программы видится в происходящей в России реформе системы образования, включения дополнительного образования в категорию образования, получаемого в течение всей жизни, что соответствует принципу государственной политики в сфере образования.

В Концепции развития дополнительного образования детей обозначено, что Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.


2.4

Цель

Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств детей и подростков, вовлечение их в деятельность, способствующую реализации личностного потенциала, формирование у них активной жизненной позиции и навыков личной эффективности


2.5

Задачи

Образовательные

способствовать формированию: лидерских качеств, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.

научить: осознавать и верить в собственную эффективность; брать ответственность за свое движение в жизни на себя; ставить правильные вопросы перед собой.

Развивающие

способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе, способность самостоятельно планировать свою деятельность.


Воспитательные

создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Оздоровительные

формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; организовать физически активный отдых, развивать физические способности.

2.6

Отличительные особенности программы

Выполнение социального заказа

В соответствии с законом РФ «Об образовании»; Федеральной целевой программы «Развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»

«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»



2.7

Возраст детей

12-17лет

2.8

Продолжительность занятий

45 мин

2.9

Формы занятий

Деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы (участие в районных, республиканских и всероссийских), проигрывание ситуаций, дискуссии, моделирование, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы.


2.10

Режим занятий

1 год обучения -144 часа

2 год обучения -216 часов

2.11

Ожидаемые результаты

  1. Освоение основных правил поведения в группе;

  2. Развитие коммуникабельности, формирование организаторских навыков;

  3. Умение находить новую, необходимую информацию.

  4. Формирование устойчивых творческих групп

  5. Самоопределение по отношению к социально-этическим ценностям объединения, определение своего статуса участника объединения

  6. Формирование организаторских навыков;

  7. Понятие о социально-позитивной модели поведения.

  8. Проектирование и организация самостоятельной групповой и индивидуальной творческой деятельности, способность к анализу результатов;

  9. Освоение способами эффективного взаимодействия с социальными структурами при ведении творческой деятельности в культурном, социально-правовом пространстве;

Освоение способов самообразования и самоподготовки.

Овладеть ключевыми компетенциями:

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-владеть монологической и диалогической формой речи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

-познавать универсальные учебные действия

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте.


2.12

Способы определения результативности

Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности.

Наблюдение за реализацией учащимися группового и индивидуального проекта.

Социометрия.
Выпуск отчетных буклетов;

Анализ результатов проведенных мероприятий;

Мониторинг достижений движения «Я-волонтер!»


2.13

Формы контроля

Входная, промежуточная, контрольная диагностики посредством: тренингов, анкетирования, тестирования, решения проблемных заданий.

Организация конкурсов и мероприятий, проект, исполнение роли педагога, день творчества, самооценка, собеседование, отзывы о проведенных мероприятиях, мнение родителей и общественности.

3.

Учебно-тематический план

Название занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Кто такой лидер?(36 часов)

1.

Введение в программу.

Инструктаж по ТБ

2

2


“Школа лидера”:

Вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”.

8

4

4

2.

Представление о себе, как о лидере, организаторе

Тестирование “Я – лидер”.

4

2

2

3.

Кто такой лидер? Их роли. Специфические и общие качества лидера.

4

4

2

4.

КТД (коллективно творческие дела)

12

2

10

5.

Тренинговые занятия

6

2

4

 

Итого:

36

16

20

 

Раздел 2. Организаторская техника лидера (16 часов)

6

Вводное занятие:

Практикум “Чемодан организатора”.

6

2

4

7

Досуговые мероприятия для молодежи

10

-

10

 

Итого:

16

2

14

 

Раздел 3. Проектная деятельность (24 часов)

8

Вводное занятие:

Проект. Что это? Где использует человек проекты, с

какой целью? Как увидеть проблему? Чем проект отличается от исследования.

Проектная деятельность в работе лидера, организатора

6

2

4

9

Творческие учебные проекты (выбор, составление

плана, распределение по этапам, выбор источников

информации, описание)


8


2


6

10

Подготовка и реализация различных проектов (акций, конкурсов, соревнований и т.д.)

10

2

8

 

Итого:

24

6

18

 

Раздел 4. Сценическое искусство (24 часов)

11.

Выбор сценического направления

Правила поведения на сцене. Сценическая культура. Литература и Интернет-ресурсы


4

2

2

12.

Сценарии. Как построить свое выступление.

Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов.


10

4

6

13.

Проведение тематических мероприятий в учреждениях района

10

-

10

 

Итого:

24

6

18

 

Раздел 5. Волонтерское движение (24 часа)

13.

Вводное занятие.

1

1

14.

Кто такой волонтер?

Знакомство с планом работы.

4

2

2

15.

Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди дошкольников, школьников и взрослых.

9

4

5

16.

Проектная и исследовательская деятельность в работе волонтерского движения.

10

2

8

 

Итого:

24

9

15

 

Раздел 6. Информационно - аналитический (журналистика – 20 часов)

17.

Вводное занятие:


2

2


18.

Обзор современных средств массовой информации;


4

2

2

19.

Знакомство с нормами профессиональной этики журна­листа;


6

2

4

20.

Изучение основных журналистских жанров (информа­ция, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);


8

2

6

 

Итого:

20

8

12

 

Итого:

144

47

97

«Я – лидер!» второй год обучения

Название занятия

Количество часов



Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Кто такой лидер?(42 часов)

1.

Введение в программу.

Инструктаж по ТБ

2

2


“Я – лидер!”:

Вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”.

8

4

4

2.

Представление о себе, как о лидере, организаторе

Тестирование “Я – лидер”.

6

3

3

3.

Кто такой лидер? Их роли. Специфические и общие качества лидера.

6

4

2

4.

КТД (коллективно творческие дела)

12

4

8

5.

Тренинговые занятия

8

3

5

 

Итого:

42

20

22

 

Раздел 2. Ученик в поликультурном пространстве. Толерантность как ключевая черта лидера. (10 часов)

6.

Толерантность в контексте качественных характеристик лидера.

5

5

0

7.

Изучение истории родного края, как одна из форм воспитания толерантности.

5

3

2


Итого:

10

8

2

Раздел 3. Мотивация и самомотивация. (10 часов)

8.

Особенности в формировании мотивации и самотивавции лидерства.

5

5

0

9.

Анализ подходов к изучению мотивации самомотивации лидерства в подростковом возрасте.

5

5

0


Итого:

10

10

0

Раздел 4. Организаторская техника лидера (22 часов)

10.

Вводное занятие:

Практикум “Чемодан организатора”.

8

3

5

11.

Досуговые мероприятия для молодежи

14

-

14

 

Итого:

22

3

19

 

Раздел 5. Проектная деятельность (24 часов)

12.

Вводное занятие:

Проект. Что это? Где использует человек проекты, с

какой целью? Как увидеть проблему? Чем проект отличается от исследования.

Проектная деятельность в работе лидера, организатора

6

2

4

13.

Творческие учебные проекты (выбор, составление

плана, распределение по этапам, выбор источников

информации, описание)


8


2


6

14.

Подготовка и реализация различных проектов (акций, конкурсов, соревнований и т.д.)

10

2

8

 

Итого:

24

6

18

 

Раздел 6. Ораторское искусство. (12 часов)


Отработка и освоение успешного выступления. Умение быть интересным, убедительным и выразительным.

6

3

3


Умение выступать, вдохновлять и убеждать. Ораторское искусство как инструмент лидера.

6

4

2


Итого:

12

7

5

 

Раздел 7. Организация детского самоуправления (34 часов)

15.

Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия.

8

4

4

16.

Ученическое самоуправление: Технология работы лидера и команды.

14

6

8

17.

Создать Кижингинскую модель ООН

12

-

12

 

Итого:

34

10

24

 

Раздел 8. Волонтерское движение - как новая форма

социальной активности (32 часа)

18.

Вводное занятие.

1

1

19.

Кто такой волонтер?

Знакомство с планом работы.

5

2

3

20.

Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди школьников.

14

6

8

21.

Проектная деятельность в работе волонтерского движения.

12

2

10

 

Итого:

32

11

21

 

Раздел 9. Взаимодействие со СМИ, знакомство

с журналистикой (журналистика – 30 часов)

21.

Вводное занятие:


2

2


22.

Обзор современных средств массовой информации;


6

3

3

23.

Знакомство с нормами профессиональной этики журна­листа;


10

4

6

24.

Изучение основных журналистских жанров (информа­ция, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);


12

4

8

 

Итого:

30

12

18

 

Итого:

216ч

87ч

129ч


3.1

Перечень разделов, тем

Раздел 1 – Кто такой лидер?

Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.

Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.

Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.

Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера.Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Раздел 2. Организаторская техника лидера.

Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.

Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.

Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.

Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.

Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).

Раздел 3 – Проектная деятельность.

Вводное занятие: Проект. Что это? Дать понятие слову – Проект. Объяснение.

Где использует человек проекты, с какой целью? Дать объяснение написания проекта, его введения в жизнь школьника. Значения создание проекта для личностного роста Лидера.

Как увидеть проблему? Раскрытие понятия – проблемы в Проекте. Трудности в создании и реализации Проекта.

Чем проект отличается от исследования? Дать понятия – Исследования. Научиться их различать.

Основные этапы исследовательской деятельности.

Проектная деятельность в работе лидера, организатора. Осознания важности роли Проекта в личностном росте Лидера. Написание рабочего Проекта.

Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) Поэтапное изучения составления Проекта. Работа в коллективе, создания и осознания командного духа.

Подготовка и реализация различных проектов (акций, конкурсов, соревнований и т.д.) Создание и реализация Проекта.


Раздел 4. Сценическое искусство

Правила поведения на сцене. Сценическая культура. Литература и Интернет-ресурсы. Выбор произведения. Распределение ролей.. Сценарии. Как построить свое выступление. Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов. Написания сценария для выступления, его порядок, актерская игра и музыкальное сопровождение выступления. Организация тематических мероприятий в учреждениях.

Раздел 5. Волонтерское движение

Вводное занятие. Кто такой волонтер? Знакомство с планом работы. Дать определение слову «Волонтер». Создания Кодекса и плана работы. Работа с планом Волонтерского движение.

Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди школьников и населения. Устраивать акции, лекции, флэшмобы и т.д. для пропаганды ЗОЖ.

Проектная деятельность в работе волонтерского движения. Осознания важности проектной деятельности для Волонтерского движения, создание проектов, и их осуществление.


Раздел 6. Информационно - аналитический (журналистика)

Вводное занятие: Обзор современных средств массовой информации; Что такие СМИ, различие современное СМИ.

Знакомство с нормами профессиональной этики журна­листа; обучение азам журналистики, интервьюированию, профессиональной этике.

Изучение основных журналистских жанров (информа­ция, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.); изучение жанров журналистики, их особенности и различия, создание Газеты на базе Кижингиского Центра детского творчества. Сотрудничество с редакцией «Долина Кижинги».


Содержание программы второго года обучения


Раздел 1 – Кто такой лидер?

Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.

Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.

Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.

Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера.Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Раздел 2. Ученик в поликультурном пространстве. Толерантность как ключевая черта лидера.

Толерантность, что такое толерантность. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве средней школы. Этническая толерантность как фундамент для становления личности. Воспитание толерантности в условиях многонациональных коллективов. Недопущение учащегося ситуаций неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды. Избирательное общение. Национально изолированные группы.

Раздел 3. Мотивация и самомотивация.

Мотивация и самотивация, общее и отличия. Либидо. Подавление либидо. Конкретизация цели. «Рефлекс цели» - стремление достигнуть намеченного результата. Собственная психическая установка. Боязнь трудностей и преодоление. Оценка полученных знаний и умений с точки зрения цели.

Раздел 4. Организаторская техника лидера.

Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.

Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.

Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.

Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.

Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).

Раздел 5. – Проектная деятельность.

Вводное занятие: Проект. Что это? Дать понятие слову – Проект. Объяснение.

Где использует человек проекты, с какой целью? Дать объяснение написания проекта, его введения в жизнь школьника. Значения создание проекта для личностного роста Лидера.

Как увидеть проблему? Раскрытие понятия – проблемы в Проекте. Трудности в создании и реализации Проекта.

Чем проект отличается от исследования? Дать понятия – Исследования. Научиться их различать.

Проектная деятельность в работе лидера, организатора. Осознания важности роли Проекта в личностном росте Лидера. Написание рабочего Проекта.

Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) Поэтапное изучения составления Проекта. Работа в коллективе, создания и осознания командного духа.

Подготовка и реализация различных проектов (акций, конкурсов, соревнований и т.д.) Создание и реализация Проекта.


Раздел 6. Ораторское искусство.

Риторика. Ораторское искусство. Мастерство общения. Культура речи. Четкое формулирование. Понятная, внятная речь. Совершенствование речевых возможностей. Интересно докладывать. Тактично опровергать. Доказывать убедительно. Содержательно молчать.

Раздел 7. Организация детского самоуправления

Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия. Определение уровня развития школьного самоуправления. Обязанности членов органа самоуправления. Поручения.

Ученическое самоуправление: Технология работы лидера и команды. Игры на взаимодействие. Разработать свою модель школьного самоуправления.

Создать Кижингинскую модель ООН.

Раздел 8. Волонтерское движение - как новая форма социальной активности (24 часа)

Вводное занятие. Кто такой волонтер? Знакомство с планом работы. Дать определение слову «Волонтер». Создания Кодекса и плана работы. Работа с планом Волонтерского движение.


Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди школьников. Устраивать акции, лекции и т.д. для пропаганды ЗОЖ.

Проектная деятельность в работе волонтерского движения. Осознания важности проектной деятельности для Волонтерского движения, создание проекта, и его осуществления.


Раздел 9. Взаимодействие со СМИ, знакомство с журналистикой (журналистика)

Вводное занятие: Обзор современных средств массовой информации; Что такие СМИ, различие современное СМИ.

Знакомство с нормами профессиональной этики журна­листа; обучение азам журналистики, интервьюированию, профессиональной этике.

Изучение основных журналистских жанров (информа­ция, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.); изучение жанров журналистики, их особенности и различия, создание Газеты на базе Кижингиского Центра детского творчества и «Школы Лидера».


3.2

Количество часов по темам (теория, практика, всего)

1 год обучения: 144

Теория 47

Практика 97

2 год обучения:216

Теория 87

Практика129



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!