СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт сказочной экологической тропы

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого.

Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт сказочной экологической тропы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 г. Благовещенска



Паспорт сказочной

экологической тропы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Экологическая тропа как элемент развивающей среды


Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого.

Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Сказочная экологическая тропа МАДОУ №19 – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, клумбы, различные виды деревьев, растения Амурской области.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – проявляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.


Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая.

Место нахождения: МАДОУ «Детский сад № 19 г. Благовещенска» ул. Комсомольская 10

Год закладки: 2021г.

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: познавательные экскурсии, исследовательская деятельность.

Запрещается: ломание веток, срывание растений, ловля насекомых, загрязнение окружающей среды.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута от создателя экологической тропы малыша Гео и его птичьего городка, затем движение по территории вокруг детского сада: растения красной книги девочки Дольки, березки галчонка Каррчика, сказочный цветник пчелки Жужи, любимые сосны медвежонка Мишика, сирень гусеницы Фифы, огород Лапушка, пахучая черемуха Крутика По, лесная мастерская Филлимона Коттерфильда,

Назначение экологической тропы: познавательное, развивающее.


Цель тропы: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.


Основные задачи тропы:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.

- Познакомить с разными объектами живой природы, показать её взаимосвязь с окружающим миром

- Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.

- Формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

- Формировать умения передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.


Организация работы с детьми.

Экологическая тропа в ДОУ позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и целей педагога. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

В МАДОУ №19 своеобразные эколого-оздоровительные походы по тропинке осуществляют воспитатели, муз. руководитель.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.


Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

- экологические беседы; 

- наблюдения в природе; 

- уроки доброты; 

- экскурсии в природу; 

- целевые прогулки; 

- КВН, викторина, «Поле чудес»; 

- познавательные вечера; 

- экологические конкурсы;

- экологические акции;

- решение экологических ситуативных задач;

- чтение художественной литературы;

- детские проекты;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- труд в природе;

- «Красная книга природы»;

- «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений;

- выставки и экспозиции;

- экологические развлечения, досуги, праздники;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);

- экологические сказки;

- инсценировки, театрализации.


Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

- взросло-детские проекты;

- изготовление поделок, рисунков; 

- субботники по облагораживанию территории детского сада;

- участие в конкурсах;

- участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;

- фотовыставки;

- изготовление экологической газеты;

- изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);

-общение в интерактивном режиме об экологическом образовании и развитии детей на сайте детского сада.


История создания экологической тропы

Детский сад № 19 г. Благовещенска, имеет насыщенную развивающую среду, наполненную играми, пособиями и сказочными образами технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. Для решения задач экологической направленности, на наш взгляд, особенно привлекательна развевающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Это сказочное пристрастно, которое в сочетании с разнообразными играми и сказочными героями дает возможность формирования экологического сознания, а в дельнейшем – экологически правильного поведения. Но мы решили пойти дальше, взяв за основу «Экологические сказки Фиолетового леса» В. Н. Андлер, О. Н. Черисова и создать сказочную экологическую тропу, где малыш Гео вместе со своими друзьями изучают природу, создают проблемные ситуации и решают их вместе с детьми разных возрастов.

При выборе маршрута и объектов экологической тропы мы  руководствоваться  критериями:

- включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов;

-  их доступность, стимулирующая активность, познавательный интерес ребенка.

  При создании экологической тропы учитывались  определённые условия:

-  естественный ландшафт;

-  организация разнообразной эколого-ориентированной деятельности детей: поисково-познавательной, трудовой, художественной в интегрированных формах. 

Экологическая тропа создавалась последовательно:

-  детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов (возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием станции);

-  составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее станций;

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – «Мальчиком Гео», который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

-  фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома;

-  составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

 

Как на начальной, так и на конечной точке маршрута, отметили хозяина тропинки – «Мальчика Гео». Таким образом,  «хозяин» встречает, сопровождает и прощается с ребятами на своей тропинке.

Хорошими помощниками «хозяину тропинки» служат его друзья. С их помощью он присылает ребятам задания и приглашает в гости. За оказанную ему помощь, сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы: конфеты, орехи на деревьях и т.п.

К выбору объектов и оформлению тропы были привлечены дети. Они предложили различные объекты, сделали интересные предложения, которые мы учли при создании маршрута. Тем самым ребята почувствовали  свою причастность к организации тропы, по-особенному отнеслись к  ней, считают её своей, проявляют большой интерес к путешествиям по экологической тропе.

Возле каждого объекта тропы  выставляется табличка с названием станции.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для:

-  сенсорного развития ребенка;

-  для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «Мальчика Гео и его друзей»;

-  эмоционального развития детей;

-  формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.








Объекты экологической тропы в МАДОУ № 19


№ объекта

Название объекта

Содержание работы (экскурсии, исследования, наблюдения)

«Красавицы березки Галчонка Каррчика»

Наблюдать за березами разного возраста и разной толщины. Учить сравнивать, по внешнему виду, деревья лиственных и хвойных пород. Закрепить знания детей о внешнем виде берёзы, её строении, форме листьев и веток. Систематизировать наблюдения за берёзой в разные времена года. Учить детей делать выводы.


2.

«Сказочный цветник Пчелки Жужи»


Развивать бережное отношение к природному окружению, интерес к природе, выращиванию декоративных растений. Дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков. Формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности. Закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.


3.

«Птичий городок Малыша Гео»


Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц,  их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда до появления птенцов. Рассказать детям о том,  какое значение имеет аист  в  жизни людей.

4.

«Сирень Гусеницы Фифы»


А какой же уголок без сирени! Этот кустарник распространяет свой аромат на большие расстояния. Очень интересно наблюдать за появлением красивых соцветий, которые бывают разными: белыми, розовыми, слегка фиолетовыми. Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков.


5.

«Пахучая черемуха Крутика По»

Расширить представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Расширить представления и знания детей о первоцветах. Закреплять знания о весенних явлениях .Формировать желание стать другом и защитником природы.

6.

«Лесная мастерская Филлимона Коттерфильда»

 познакомить с разными видами природного материала;

- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;

- научить изготавливать картины из цветного песка и фигурки животных из камней;




7.

«Огород Лопушка»


Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

Вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

8.

«Любимые сосны Медвежонка Мишика»


Закрепить знание детей, что ель и сосна – хвойные деревья, рассмотреть хвоинки, сравнить обычные листья и хвою, изучить кору, ветки, шишки. Сравнить и найти отличия между елью и сосной.


9.

«Сказочная страна Паучка и его друзей насекомых»

Углубить знания детей о месте обитания муравьёв, бабочек, жуков, пауков и т.д. их образе жизни. Сформировать представление о роли муравьёв в жизни растений. Воспитывать бережное отношение к насекомым.



10.

«Растения красной книги Девочки Дольки»


Углубить знания детей о весенних цветах, закрепить их названия, состав, особенности. Формировать знания детей о лечебных свойствах ландыша. Учить детей любоваться природой, её красотой, вызывать желание беречь и заботится о ней.

11.

«Календарь погоды и метеостанция Околесика»


Формировать знания детей о состояниях погоды. Познакомить с приборами, с помощью которых можно определить направление и силу ветра, измерить количество осадков

Описание станций экологической тропы


схема


1.Станция «Красавицы березки галчонка Каррчика»

Объекты для наблюдений: Березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование) Мох на корнях березы и на почве; под деревьями — грибы Полянка — открытое, освещенное место, Травянистые растения: хоста Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор.(наглядно как мусор перерабатывается в земле) Знаки «Правила поведения в лесу» - - Не оставлять мусор в лесу - Не ломать ветки и деревья. - Не разорять птичьи гнезда и муравейники. - Не разжигать костры, беречь лес от пожара -Не шуметь - Не наступать на цветы. Цель: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду

Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Стихотворение «Березка»

За окном берёзки, В праздничном наряде

Ветерок колышет Солнечные пряди.

Опадут листочки, Лягут покрывалом.

И укроют землю Лёгким одеялом.

А весна настанет - Вновь висят серёжки,

Ветви украшают, Как и платье брошки.


2.станция «Сказочный цветник Пчелки Жужи»


Объекты для наблюдений: цветы: ирисы, ромашки, лилия, петуния, хризантемы. Наши воспитанники участвуют в посадке растений, прополкой, поливкой. Эта клумба считается основной на территории ДОУ, поэтому к уходу за ней мы привлекаем и родителей. Петуния - многолетние и однолетние растения. Листья разнохарактерные по форме и размеру. Цветки обычно крупные, часто одиночные. Насчитывается более 40 видов петуний. Семена петунии очень мелкие. Период цветения с июля до первых заморозков.


Хризантем царица осени


Этому чудесному цветку посвящено множество легенд. Одна из них гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в белые хризантемы.
Цветы хризантемы как бы соединяет легкий холод зимы и теплое дыхание лета. Ее по праву считают царицей осени. Этот неприхотливый осенний цветок поистине царского происхождения. Ведь когда-то на Востоке в его честь устраивали роскошные пиры, изображение хризантемы служило символом знатности, счастья и считалось священным. Ему посвящено много стихов, мифов и легенд. Сегодня у восточной красавицы поклонников не меньше, чем у признанных королев - розы и орхидеи.


3.станция «Птичий городок Малыша Гео»

На территории нашего детского сада есть объект экологической тропы  – «Птичий городок». На данном объекте размещены различные кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. «Птичий городок» помогает расширить  представления детей о птицах нашего края, их образе жизни, способствует формированию доброжелательного заботливого отношения к птицам. Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, кормят пернатых

друзей.


4.станция «Сирень Гусеницы Фифы»



Сирень обыкновенная - общеизвестный кустарник или деревцо из семейства масличных. Цветки лилово-фиолетовые, разных оттенков, иногда белые, с сильным ароматом. Листья темно-зеленые, зеленеют раньше всех кустарников и дольше всех сохраняются. Осенью листья при опадании не желтеют. Родина - юго-восток Западной Европы. Цветет в конце мая - начале июня. Культивируется как озеленительное и декоративное растение. Существует много различных видов сирени, но сирень обыкновенная очень распространенный вид и встречается в южной, северной и средней полосе России.

Загадки: Куста чудесней нет, Он славит день весенний, Пахуч и нежен цвет Красавицы ... (Сирень)

Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень - И в ней окажется ...(Сирень)


5. Станция5. «Пахучая черемуха Крутика По»



Это – черемуха. Дерево издавна служит человеку. Весной черемуха обильно цветет. Постепенно ее цветки превращаются в костянки (ягоды). Созревают такие ягоды в конце августа, начале сентября. В народной медицине их применяют в качестве вяжущего и противовоспалительного средства. Отваром коры полощут рот, снимают зубную боль и спазмы желудка. Используют его при ревматизме, для лечения ран. Настой цветов черемухи регулирует обмен веществ, применяется при воспалении слизистой оболочки глаз.


6. «Лесная мастерская Филлимона Коттерфильда»

У нас на участке детского сада есть своя лесная мастерская. Которая представляет собой небольшой стол с зонтиком от солнца. На столе в разных емкостях находится природный материал (шишки, цветной песок, ракушки, камни и т.д.) Дети помощью природного материала делают разные поделки. Из цветного песка изготавливают картины, а из камней разные фигуры животных и насекомых.


7. «Огород Лопушка»


Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи пряности, которые можно употреблять в пищу: лук, горох, бобы, редис, салат, морковь, свёкла, петрушка, сельдерей.

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.


8. «Любимые сосны Медвежонка Мишика»



9. «Сказочная страна Паучка и его друзей насекомых»


Муравейник (муравьиное гнездо) — название гнезда муравьёв, которое, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли (является надземной частью муравьиного гнезда, которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений). Размер муравейника у разных видов может быть от жёлудя до двухметровых куполов лесных муравьёв рода Formica. Муравейники бывают земляные, древесные, из растительных остатков (хвоинки, веточки), из живых листьев. В крупных муравейниках рыжих лесных муравьёв и американских муравьёв-листорезов рода Atta могут жить до пяти миллионов насекомых. Срок существования муравейника может быть от нескольких лет до веков. Как правило, муравейник сооружён из еловых иголок, листьев и мелких веток. Подземная часть сооружения с ходами и камерами уходит в землю на глубину до двух метров. Под вечер для сохранения тепла выходы проходов закупориваются смолой. Муравейники очень хрупки.




Стихи о Муравейнике

  1. Долго дом из хворостинок

Собирали для семьи,

Не жалея ног и спинок,

Непоседы муравьи. Е. Николаева;

2. Муравьишка на весь лес

Знаменит — тяжеловес.

Тяжесть может он поднять

Тяжелей себя раз в пять. С. Островский;

3.Мы вчера в лесу сосновом

Повстречали муравья –

У него там дом огромный,

И большущая семья!

Кличет войско муравьишка:

-На дороге кочерыжка!

Муравьиный генерал

Кочерыжку штурмом брал.

С ним братишки муравьишки…

Вот и крышка кочерыжке. Г. Шмонов;

4.В лесу мурашки-муравьи, живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник — дом.

Миролюбивые жильцы, без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы, а няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит в траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял и муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.

Покой и труд большой семьи нарушила беда.

В дыму метались муравьи, Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел Сухой, опавший лист.

Спокойно сверху вниз смотрел Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал, Себя я не виню,

- Ведь ты того не создавал, что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век и сам — не муравей,

Будь Человеком, человек, ты на земле своей


Божья коровка — семейство жуков. Удивительные способности божьих коровок – их неприхотливость, прожорливость, быстрый темп размножения, а также высокая экологическая пластичность, создают новые перспективы для их использования против садовых и огородных вредителей. Многие страны возрождают этот экологически чистый метод борьбы с вредителями и ряда стран, божьи коровки являются предметом национального экспорта. Возможно, в будущем, человек откажется от ядохимикатов и обратит внимание на крошечных и незаменимых помощников в борьбе с вредителями. И в первом ряду защитников садов и полей достойно займёт своё место маленький красно-оранжевый жучок с черными точками – божья коровка.

Загадка: С листьев тлю она съедает, следить за садом помогает. Вот она взлетела ловко. Это – (Божья коровка)

С кузнечиками знакомы, конечно, все, в зеленой травке – зеленые кузнечики, а по дорогам скачут – бурые. Видов кузнечиков много, но все они очень похожи друг на друга. Кузнечика мы узнаем по тонким ножкам и усам, по длинным и ровным крылышкам, при помощи которых они стрекочут. А ещё здорово смотреть, как прыгают эти насекомые: подпрыгивают высоко-высоко, а потом при помощи крыльев парят в воздухе как парашютисты. Стоит только найти кузнечика и немножко его спугнуть, и вы увидите, как молниеносно он умеет скакать. Их раскраска позволяет им очень быстро спрятаться, если сидя на травинке, на полянке, они способны почувствовать незначительные колебания Земли далеко за океаном? Когда ученые до конца разгадают тайну кузнечика, мы сможем точнее предсказывать места предстоящих землетрясений.

Загадки: Прыгает пружинка - Зелёная спинка. С травы на былинку, с ветки на тропинку (Кузнечик)

Во фраке зелёном маэстро, взлетает над лугом в цвету. Он — гордость местного оркестра, и лучший прыгун в высоту (Кузнечик)


Бабочки – это насекомые с полным превращением. Их вид очень разнообразен, а их представителей можно встретить практически в любой точке планеты. Наверняка вы обращали внимание на то, что у бабочек рисунок на крылышках одинаковый – зеркальное отражение изображения. Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться фруктами и мёдом. В общем, бабочки – сладкоежки. Не так давно были разгаданы некоторые загадки про бабочек. Например, некоторые бабочки в течение своей жизни вообще ничего не кушают. Представляете? Оказалось, что они живут за счёт запасов с тех времен, когда ещё были гусеницами.

Стихотворение «Бабочка»

Над травой порхает ... бантик?

Нет, наверно это фантик

разноцветный от конфет?

Знает кто из вас ответ?

Ой, есть крылышки у чуда!

Прилетело ты откуда?

Тихо бабочка присела,

отдохнула и взлетела.

Так с цветочка на цветок

я порхаю весь денёк.


10. «Растения красной книги Девочки Дольки»

Здесь вниманию воспитанников представлен вид лесного растения занесенного в Красную книгу – ландыши. Эти ароматные и нежные цветы напоминают нам о хрупкости нашей планеты, о том, что необходимо приложить все силы, чтобы растения, количество которых на земле сокращается, было окружено заботой и вниманием со стороны всех людей. Детей учат не рвать ландыши, а наслаждаться красотой и неповторимым запахом этих чудных цветов.

Если подробно рассмотреть описание ландыша майского или просто посмотреть на него, можно понять, что цветок выглядит чудесно. Широкие и удлиненные прикорневые листья этого растения похожи на употребляемую в пищу черемшу, иначе — медвежий лук. А вот цветы ландыша, нельзя спутать ни с какими другими. И не только из-за уникального строения: длинный голый стебель-цветонос, растущий от самого низового листа, с кистью расположенных один за одним маленьких белоснежных колокольчиков на изящно выгнутых цветоножках. На всю жизнь запоминается удивительный для миниатюрного цветка насыщенный и притягательный запах. Расцветать он начинает в начале мая.

11. «Календарь погоды Околесика»

Обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды служит метеоплощадка со специальным оборудованием.

Перечень метеооборудования:

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую. Термометр — для измерения температуры воздуха.

Флюгер, ветряной рукав — приборы для определения на правления и силы ветра. Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.

Дождемер — служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления.

   Предсказывать погоду помогают растения и животные:

-растения-барометры:

• Кислица, фиалка, календула перед непогодой закрывают цветки.

• Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поникают; при приближении холода края листьев заворачиваются вниз.

• Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости) .

• Сосновые шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время.

Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки

животные-барометры:

муравьи (в экологическую тропу включен муравейник, птичий «городок», насекомые на цветнике, пауки и др. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывают почти все «двери» своего дома.


Правила поведения на экологической тропе


Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П.Гвездослав


- Поздоровайтесь с хозяином тропы!

- Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

- Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

- На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

- С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.

- С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!


ИНСТРУКЦИЯ по организации охраны жизни и здоровья детей на "Экологической тропе"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

2.1. Завхоз обязан:

2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др. 2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, пеньков.

2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, деревьям. 3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории. 3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка. И.о.руководитель_____________ «___» _________ 20__ г.

инструкцией ознакомлены: План – маршрут сказочной экологической тропы




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!