2024г.
Название воспитательной практики | Паспорт воспитательной практики «Школьный музей МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М. Верёхина» |
Ф.И.О., должность и наименование образовательной организации авторов Практики | Гринченко Людмила Валерьевна - советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, руководитель школьного музея МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина |
Аннотация воспитательной практики | Данная практика направлена на особенности формирования у учащихся чувства ответственности за судьбу своего Отечества, воспитания патриотов Родины, развития познавательных интересов и способностей. |
Ключевые слова воспитательной практики | Великая Отечественная война 1941-1945 годов, Великая Победа, патриотизм, патриотическое воспитание, историческая память. |
Актуальность внедрения воспитательной практики | Воспитание в школе становится обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность гражданина, объединяют общество. В поправках к Конституции РФ, которые были приняты на общероссийском голосовании, закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России, кроме того, возлагается на государство обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Задача реализации закона на практике осуществляется преимущественно классными руководителями, роль которых в школе сложно переоценить. Я работаю классным руководителем на протяжении 3 лет. В данной школе работаю 13 лет, руководителем школьного музея – второй год и в течение всех этих лет со своими ребятами, родителями, учителями собирала материал об истории школы, считая, что через историю семей, учеников, учителей и выпускников можно полнее и глубже понять историю своей школы, района, города, области и в целом всей страны. Собранный материал был представлен в муниципальных и региональных проектах, научно-практических конференциях. Наша школа находится в селе Федосеевка Заветинского района Ростовской области. В 2018 году школе было имя ее первого директора В.М.Верёхина 1 сентября 2024 года нашей школе исполняется 50 лет в статусе средней. 50 лет – это всего лишь мгновение в истории человечества, страны, а 50 лет в истории школы – это целая жизнь, свидетельствующая о времени, которое отражает эпоху во всей ее полноте. История нашей школы очень богата событиями. Школьный музей Федосеевской средней школы был открыт в 1995 году. Свидетельство выдано в 2004 году. Представлено в приложении 1. Направление музея- комплексно-краеведческий; Школьный музей создан в связи с тем, что учащимися школы был собран большой краеведческий материал из истории становления и развития села и школы, накоплена информация об участниках Гражданской и Отечественной войн. Основной целью создания музея в школе стало обобщение и систематизация этого материала, а также воспитание у учащихся патриотических качеств, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину. Экспозиции музея представлена по следующим разделам: Наш край в далеком прошлом Наше село в довоенный период Наше село в годы Великой Отечественной войны История школы История совхоза Краеведческие находки Нумизматика |
Цель и задачи воспитательной практики | Цель воспитательной практики: способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, приобщению обучающихся к охране и творческому освоению историко-культурного и творческого наследия региона, профориентации обучающихся, формированию и закреплению базовых навыков и умений, необходимых для профессионального становления и успешной социализации. Задачи: формировать патриотические чувства и интерес к историческому прошлому путем приобщения к истории школы, села, родного края, Отечества, трудовым и культурным традициям региона; способствовать расширению кругозора, познавательных интересов, творческих способностей, приобретению обучающимися новых компетенций и качеств; сформировать навыки ведения поисково-исследовательской, экспозиционной, экскурсионной, культурно-массовой и просветительской работы. |
Целевая аудитория воспитательной практики | Воспитательная практика: «Школьный музей МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина» охватывает сообщество учащихся начальной, основной и средней школы, т.е. – 1-11 классы, родителей, выпускников прошлых лет, жителей села Федосеевского сельского поселения. |
Краткий анализ воспитательной практики | Представлен в приложении №2 Паспорта воспитательной практики |
Технологии, методы реализации воспитательной практики | Технологии: - воспитательная технология; - педагогическая; - технология проектного обучения - гуманно – личностная - коллективных творческих дел - технология «Создание ситуации успеха» Методы: научно-исследовательский; метод проектов; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; репродуктивный метод; метод критического мышления Формы работы по программе: экскурсии, классные часы, беседы, обсуждения, консультации, презентации, занятия; конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, представления, выступления, фестивали; дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции; встречи с выпускниками, интересными людьми и т.д. |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Информационные: Сайт школы; социальные сети школы и советника директора. Трудовые: администрация школы, руководитель музея, учителя, родители. Технические: Компьютер, проектор в комплекте с экраном, школьный музей, актовый зал. |
Период реализации воспитательной практики | Даты: 01.09.23– 01.06.24. В приложении № 3 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта |
Ожидаемые результаты воспитательной практики | Эффективность достижения воспитательной практики «Школьный музей МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина» будет оцениваться уровнем сформированности таких ценностных ориентиров: - любовь к малой и большой Родине, интерес к музейному делу, к истории школы; - уважение к культуре народов России; - компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; - результатами участия в форумах и акциях, конкурсах всех уровней, - научно-исследовательской деятельностью, проектными работами, активизацией участия школьников в массовых мероприятиях. |
Описание воспитательной практики | Настоящая Программа воспитательной практики «Школьный музей МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» с 2021 – 2024 годы». Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня воспитания и социализации подрастающего поколения. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества. Именно школа в значительной степени помогает определять ориентацию конкретного человека в социуме, отвечает за социализацию личности, воспитывает гражданина и патриота. Основные направления работы: - духовно-нравственное направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности; воспитание толерантности, гордости за принадлежность к истинным православным традициям; - участие в НПК школьных, муниципальных, региональных, общероссийских - участие в патриотических акциях: «Голос памяти», «Я помню! Я горжусь», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Герой нашей семьи»; - марафон чтения стихов; Международные акции «Письмо солдату», «Победа на всех одна»; Всероссийский флешмоб «Голубь мира», «Свеча памяти», Всероссийская молодёжная акция «Наши семейные книги». С 2023 года активно принимаем участие в проектах «Движения Первых», а именно в проекте «Хранители истории». В ноябре 2022 года приняли участие в Региональном этапе Всероссийского конкурса цифровизции фондов и экспозиций школьных музеев «Школьный музей: цифровой формат» в номинации «Лучший сельский музей», где стали Победителями и заняли второе место. В приложении №4 представлен диплом. В апреле 2023 года ученик 8 класса Чумаков Магомед под моим руководством принял участие в районной краеведческой конференции «Мой край родной, моё Отечество!» в номинации «Земляки», занявший 2 место. В приложении №5 представлена грамота. |