Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание пальца, обкусывание ногтей, онанизм (мастурбация) .
В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, нужно понимать природу этих привычек. Патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия , которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую привычку.
Сосание пальца
Сосание - это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище .Поэтому сосание для ребенка - это вернейший способ
успокоиться , когда он беспокоится или не может уснуть .Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения
и успокоения .
Что нужно делать?
● Необходимо понять, почему ребенок сосет палец(компенсирует недостающее внимание к себе , стабилизируетсвое эмоциональное состояние и др .) .
● Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.
●Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Что делать нельзя?
●Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
●Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
Обкусывание ногтей.
Обкусывать могут не только выступающие части ногтей, но частично иприлегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям.Во время обкусывания ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности,психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае обкусывание ногтей ребенком воспринимается как спасение.
Обкусывание ногтей - легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер,избавиться от нее чрезвычайно трудно.
Что нужно делать?
● Необходимо научить ребенка адекватным способамвыражения агрессии. Позволять ребенку свободно,адекватными способами выражать свою агрессию,гнев. Для этого дома необходимо иметь специальную подушку, например которой ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства.
● Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент обкусывания ногтей.
●Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых.
●Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.
Что делать нельзя?
●Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития .
●Говорить ребенку про обкусывание ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.
●Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывать ребенка за эту патологическую привычку.
Онанизм (мастурбация) .
Раздражение половых органов руками, раздражение сжатием ног, трение о различные предметы и т. д.У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка. Мастурбация может привести к замкнутости ребенка,усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний) .
Предпосылкой возникновения онанизма может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка нервно-соматически ослабленного , с повышенным уровнем
возбудимости.
Что нужно делать?
●Нужно постараться понять, что именно в их поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие
и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности , запреты, физические наказания и др.) .
● Необходимо научить ребенка как можно более разнообразными способами получать удовольствие.
● Нужно отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг интересов и общение со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание , обтирание.
Чего делать нельзя?
●Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка.
●Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию) , тем более бить по рукам малыша
В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке.К патологическим привычками необходимо относиться с должным вниманием . Только тогда ситуация ребенка изменится в желаемую сторону.