СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическая квест-игра "Дорогами памяти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, к Великой Победе над фашизмом.

Задачи:

- развивать творческие и познавательные способности учащихся через квест-игру;

- формировать умение взаимодействовать в коллективе, командах, принимать совместное решение, анализировать результаты деятельности;

- прививать уважительное отношение к истории своей страны и чувство гордости за свою Родину.

Форма проведения мероприятия: военно-патриотическая квест-игра.

Оборудование: иллюстрации с изображением детей-героев, художественная литература по теме, маршрутные листы, вырезанные красные звёзды для ознаменования прохождения каждого этапа игры, письмо-обращение, открытка, пилотка, карточки с историями подвигов юных героев, музыкальное сопровождение для исполнения песни, проектор, экран.      

Ход мероприятия:

1-й ученик:

Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля.

Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог.

И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей.

2-й ученик:

      В разные эпохи в разных странах были и есть свои традиционные ценности, особенности культуры, обычаи. Но любовь к родине неизменно является одним из самых почитаемых и важных качеств человека.

      Любовь к Родине, как любовь к маме – живет в человеке всегда. Ведь невозможно не любить место, где ты впервые встретил рассвет, услышал плеск воды, пение птиц, шелест ветра.

Кроме малой Родины у каждого из нас есть наша огромная Родина – Россия. Всегда наш народ в трудные времена   защищал свою Родину, чтобы не отдать свой дом, семью, страну врагам. 3-й ученик:

В тяжелейшие дни Великой Отечественной войны  советский народ и на фронте, и в тылу, не щадя себя, шел к победе над захватчиками. В один строй вместе с родителями, старшими сёстрами и братьями встали на защиту Отечества мальчишки и девчонки. Разведчики, санитарки и медсёстры, связисты и минёры… Такие, совсем не детские, профессии пришлось освоить вчерашним школьникам. Война огнём опалила их детство, разучила плакать и научила терпеть боль, переносить нечеловеческие страдания и лишения. Но не смогла сломить их дух и лишить главного – любви к Родине.

Не все они дожили до Победы. Но пока бьются наши сердца, мы сохраним в памяти имена тех, кто вместе со взрослыми приближал нашу великую Победу, – имена обычных мальчишек и девчонок. Настоящих героев.

Учитель:

-Сегодня мы с вами проведем квест-игру «Дорогами памяти». Если вы успешно справитесь со всеми заданиями, вы сможете прочитать необычное послание, которое пришло к нам из глубины лет.

Уважаемые игроки, сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, в котором указано направление движения вашего отряда. Порядок движения по станциям у каждой команды свой. На всех станциях вас ожидают эксперты, которые будут оценивать вашу подготовку.  После выполнения задания команда получает звездочку. Когда все станции будут пройдены, команда приходит на финиш. Командиры проходят в штаб, в руках у них заработанные баллы – звёздочки. По количеству звёздочек определяется победитель.

- Желаю вам всем проявить свои таланты и успешно справиться со всеми испытаниями. Игра начинается.

Задание 1. Просмотр видеоролика о детях-героях.

- Ребята,  вам рассказывали, что на войне дети выполняли разные поручения, в том числе им доверяли разведку. Как вы считаете, каким должен быть настоящий разведчик? Сейчас мы проверим, смогли бы  вы стать разведчиками. Ваша задача – внимательно ознакомиться с видеофрагментом и затем ответить на вопросы (Приложение 1).

- Какие подвиги ребят показаны в этом видеоролике? (подрыв немецкой машины, подрыв вражеского эшелона, подрыв гранатой себя и немцев, которые находились рядом, передача данных советским солдатам, которые находились в катакомбах, установление красного знамени на крыше здания в городе, оккупированном немцами, поджог биржи труда).

- Имена каких юных героев вы запомнили?

- О ком песня, которая звучит за кадром?

Задание 2.  Собирание пазла-картинки.

(Приложение 2)

Задание 3. Викторина.

- Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

- Когда закончилась Великая Отечественная война?

- Почему война называлась Отечественной?

- Какое государство вторглось в нашу страну?

- Какой город во время войны находился в блокаде 900 дней?

- Какой танк признан лучшим в этой войне?

- Ракетная установка, названная женским именем.

- Что означают цвета георгиевской ленты?

- Как называется праздничный фейерверк ко Дню Победы?

Задание 4. Исполнение песни «Катюша»

Приложение 3

Задание 5. Знакомство с историями детей-героев.

Володя Дубинин

Мальчику было 14 лет, когда грянула Отечественная война. Его отец добровольцем ушел на флот, а Володя остался с матерью в Керчи – городе в восточном Крыму.

Когда город захватили фашистские войска, они с партизанами ушли в Старокарантинские подземные каменоломни, а фашисты стали блокировать все найденные входы из катакомб, заливая их цементом.

      Только дети могли пролезть в остающиеся узкие щели, чтобы принести командованию сведения о враге извне. Володя был самым маленьким по физическим параметрам, и вскоре настало время, когда выходить из каменоломен мог только он один.

      В декабре 1941 г. немцы решили затопить каменоломни вместе с находящимися внутри людьми.

      Володя Дубинин сумел раздобыть эту информацию и вовремя предупредить товарищей о грозящей им опасности. Случилось это буквально за несколько часов до начала карательной операции. Спешно соорудив плотины, бойцы перекрыли вход воде, находясь в ней уже по пояс.

      Погиб Володя Дубинин, подорвавшись на сети минных полей, которыми немцы окружили каменоломни.

Зина Портнова

      Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

В Оболи была создана подпольная комсомольская организация «Юные мстители», а Зину избрали членом ее комитета.

Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед. В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

     Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток. Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гестаповцы в городе Полоцке выкололи ей глаза и отрезали уши.

      Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

      Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

 

Аркадий Каманин

      Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Начав путь с механика на авиационном заводе, в 1941 г. (когда ему было всего 14 лет) он начал летать, наотрез отказавшись отправляться в тыл. Перед глазами у мальчика был пример отца – известного летчика и Героя Советского Союза военачальника Н. П. Каманина.

 

Аркадия, самого младшего из пилотов, получившего прозвище «Летунок», берегли, как могли. Но война есть война, и генерал Каманин отдавал приказы сержанту Каманину, отправляя его в полёты, каждый из которых мог оказаться последним. Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам.

       Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе.  Немцы готовили вылазку, намереваясь взять в плен лётчиков, однако советские пехотинцы прикрыли Аркадия огнём. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени.

      Мальчик умер в 18 лет от менингита. За свою короткую жизнь он совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа.

Марат Казей

    Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой ушли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, немцы повесили в Минске за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.

                

      Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать – девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения. Ноги ампутировали. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю, чтобы мстить за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину.

      В мае 1944 г. уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть. 11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым. Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Леня Голиков

Не раз ходил он в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, догнал и ликвидировал. В портфеле оказались важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. 24 января 1943 г. юный партизан пал смертью храбрых.

Муся Пинкензон

 Герой-пионер Абрам Пинкензон не убил ни одного врага, не распространял листовки, не пускал под откос поезда с вражескими танками. В свои 11 лет он был талантливым скрипачом. Его борьба с фашизмом длилась всего несколько мгновений, а оружием его были скрипка и великое мужество.  На его глазах расстреляли родителей. Он остался, 11-летний мальчик, окружённый истинными арийцами, считающими его «недочеловеком». А за рядами немецких солдат стояли жители станицы, смотрящие на происходящее со страхом и отчаянием. Муся обратился к немецкому офицеру: – Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке! Офицер рассмеялся и разрешил. Очевидно, он подумал, сто стоящий перед ним маленький еврей пытается ему угодить и таким образом вымолить себе жизнь. Через мгновение зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли поверить в реальность происходящего: Муся Пинкензон играл «Интернационал» – гимн коммунистов, который тогда был также гимном Советского Союза. И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё: «Это есть наш последний и решительный бой!» Опомнившийся немецкий офицер заорал: – Свинья, немедленно прекрати!      Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача. Гитлеровцы в бешенстве разгоняли толпу. Акция устрашения превратилась в акцию их унижения. В этот день люди в Усть-Лабинской снова поверили в нашу Победу. Эту веру им вернул маленький еврейский скрипач. 

Имя Вити Черевичкина в Ростове-на-Дону знает практически каждый. Мальчишке было всего 16 лет, когда его расстреляли немцы, оккупировавшие город в 1941 году. Тогда под страхом смерти запретили разводить голубей, однако Витя в течение недели тайком пробирался на свою голубятню, чтобы кормить птиц. Согласно одной из версий, отважный юноша использовал голубей для передачи сообщений за линию фронта…  Память о Вите Черевичкине жива во многом благодаря сохранившемуся документальному снимку, на котором запечатлено тело расстрелянного юноши. В руке у Вити - еще живой голубь. Смелый мальчишка поплатился жизнью за нежелание покориться врагу. 

 

        Уже после победы это фото стало одним из многих свидетельств нечеловеческой жестокости нацистов, предоставленных СССР на Нюрнбергском процессе.   

Задание 6.  Вспомни подвиг юных героев.

Вы ознакомились с подвигами юных героев. На рисунках представлены предметы, которые связаны с подвигами, совершенными ребятами. Найдите соответствие.

                                                                                                      

Аркадий Каманин

               

 

Витя Черевичкин

               

 

Муся Пинкензон                                                                                      

               

 

Зина Портнова                                                                                       

               

 

Володя Дубинин                                                                                           

                 

 

Марат Казей

 

           

 

Лёня Голиков                                                                                                 

         

 

Задание 7.  Складывание пилотки.

      Этот характерный головной убор стал таким же символом советского солдата времен Великой Отечественной войны, как буденовка – красноармейца времен Гражданской. В пилотках ходили рядовые и офицеры, летчики и танкисты, фронтовики и бойцы тыловых частей. 

(Приложение 4)

  Команды успешно справились с поставленными задачами. И  пока эксперты подсчитывают баллы, я хочу задать вам вопрос: «Кому была посвящена сегодняшняя квест-игра? Какие эпитеты можно подобрать, чтобы охарактеризовать  юных героев?»

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

- И, как я обещала в начале игры, команда-победитель получает право вскрыть конверт, который адресован вам, ученикам.

(Приложение 5)

-Давайте почтим память юных патриотов, преданных детей нашей великой  Родины, минутой молчания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Видеоролик о детях-героях Великой Отечественной войны

https://youtu.be/qhqcPE4D8pE?list=PL-h6xtPR8sGPaO06q8wV4vHjMNW7Lydzm

Приложение 2

Картинка-пазл

Приложение 3

Песня «Катюша»

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила, Про степного сизого орла. Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой ты песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед. И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет. И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет.

Приложение 4

 

Приложение 5

 

Цель: формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, к Великой Победе над фашизмом.

Задачи:

- развивать творческие и познавательные способности учащихся через квест-игру;

- формировать умение взаимодействовать в коллективе, командах, принимать совместное решение, анализировать результаты деятельности;

- прививать уважительное отношение к истории своей страны и чувство гордости за свою Родину.

Форма проведения мероприятия: военно-патриотическая квест-игра.

Оборудование: иллюстрации с изображением детей-героев, художественная литература по теме, маршрутные листы, вырезанные красные звёзды для ознаменования прохождения каждого этапа игры, письмо-обращение, открытка, пилотка, карточки с историями подвигов юных героев, музыкальное сопровождение для исполнения песни, проектор, экран.      

Ход мероприятия:

1-й ученик:

Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля.

Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог.

И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей.

2-й ученик:

      В разные эпохи в разных странах были и есть свои традиционные ценности, особенности культуры, обычаи. Но любовь к родине неизменно является одним из самых почитаемых и важных качеств человека.

      Любовь к Родине, как любовь к маме – живет в человеке всегда. Ведь невозможно не любить место, где ты впервые встретил рассвет, услышал плеск воды, пение птиц, шелест ветра.

Кроме малой Родины у каждого из нас есть наша огромная Родина – Россия. Всегда наш народ в трудные времена   защищал свою Родину, чтобы не отдать свой дом, семью, страну врагам. 3-й ученик:

В тяжелейшие дни Великой Отечественной войны  советский народ и на фронте, и в тылу, не щадя себя, шел к победе над захватчиками. В один строй вместе с родителями, старшими сёстрами и братьями встали на защиту Отечества мальчишки и девчонки. Разведчики, санитарки и медсёстры, связисты и минёры… Такие, совсем не детские, профессии пришлось освоить вчерашним школьникам. Война огнём опалила их детство, разучила плакать и научила терпеть боль, переносить нечеловеческие страдания и лишения. Но не смогла сломить их дух и лишить главного – любви к Родине.

Не все они дожили до Победы. Но пока бьются наши сердца, мы сохраним в памяти имена тех, кто вместе со взрослыми приближал нашу великую Победу, – имена обычных мальчишек и девчонок. Настоящих героев.

Учитель:

-Сегодня мы с вами проведем квест-игру «Дорогами памяти». Если вы успешно справитесь со всеми заданиями, вы сможете прочитать необычное послание, которое пришло к нам из глубины лет.

Уважаемые игроки, сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, в котором указано направление движения вашего отряда. Порядок движения по станциям у каждой команды свой. На всех станциях вас ожидают эксперты, которые будут оценивать вашу подготовку.  После выполнения задания команда получает звездочку. Когда все станции будут пройдены, команда приходит на финиш. Командиры проходят в штаб, в руках у них заработанные баллы – звёздочки. По количеству звёздочек определяется победитель.

- Желаю вам всем проявить свои таланты и успешно справиться со всеми испытаниями. Игра начинается.

Задание 1. Просмотр видеоролика о детях-героях.

- Ребята,  вам рассказывали, что на войне дети выполняли разные поручения, в том числе им доверяли разведку. Как вы считаете, каким должен быть настоящий разведчик? Сейчас мы проверим, смогли бы  вы стать разведчиками. Ваша задача – внимательно ознакомиться с видеофрагментом и затем ответить на вопросы (Приложение 1).

- Какие подвиги ребят показаны в этом видеоролике? (подрыв немецкой машины, подрыв вражеского эшелона, подрыв гранатой себя и немцев, которые находились рядом, передача данных советским солдатам, которые находились в катакомбах, установление красного знамени на крыше здания в городе, оккупированном немцами, поджог биржи труда).

- Имена каких юных героев вы запомнили?

- О ком песня, которая звучит за кадром?

Задание 2.  Собирание пазла-картинки.

(Приложение 2)

Задание 3. Викторина.

- Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

- Когда закончилась Великая Отечественная война?

- Почему война называлась Отечественной?

- Какое государство вторглось в нашу страну?

- Какой город во время войны находился в блокаде 900 дней?

- Какой танк признан лучшим в этой войне?

- Ракетная установка, названная женским именем.

- Что означают цвета георгиевской ленты?

- Как называется праздничный фейерверк ко Дню Победы?

Задание 4. Исполнение песни «Катюша»

Приложение 3

Задание 5. Знакомство с историями детей-героев.

Володя Дубинин

Мальчику было 14 лет, когда грянула Отечественная война. Его отец добровольцем ушел на флот, а Володя остался с матерью в Керчи – городе в восточном Крыму.

Когда город захватили фашистские войска, они с партизанами ушли в Старокарантинские подземные каменоломни, а фашисты стали блокировать все найденные входы из катакомб, заливая их цементом.

      Только дети могли пролезть в остающиеся узкие щели, чтобы принести командованию сведения о враге извне. Володя был самым маленьким по физическим параметрам, и вскоре настало время, когда выходить из каменоломен мог только он один.

      В декабре 1941 г. немцы решили затопить каменоломни вместе с находящимися внутри людьми.

      Володя Дубинин сумел раздобыть эту информацию и вовремя предупредить товарищей о грозящей им опасности. Случилось это буквально за несколько часов до начала карательной операции. Спешно соорудив плотины, бойцы перекрыли вход воде, находясь в ней уже по пояс.

      Погиб Володя Дубинин, подорвавшись на сети минных полей, которыми немцы окружили каменоломни.

Зина Портнова

      Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

В Оболи была создана подпольная комсомольская организация «Юные мстители», а Зину избрали членом ее комитета.

Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед. В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

     Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток. Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гестаповцы в городе Полоцке выкололи ей глаза и отрезали уши.

      Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

      Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

 

Аркадий Каманин

      Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Начав путь с механика на авиационном заводе, в 1941 г. (когда ему было всего 14 лет) он начал летать, наотрез отказавшись отправляться в тыл. Перед глазами у мальчика был пример отца – известного летчика и Героя Советского Союза военачальника Н. П. Каманина.

 

Аркадия, самого младшего из пилотов, получившего прозвище «Летунок», берегли, как могли. Но война есть война, и генерал Каманин отдавал приказы сержанту Каманину, отправляя его в полёты, каждый из которых мог оказаться последним. Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам.

       Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе.  Немцы готовили вылазку, намереваясь взять в плен лётчиков, однако советские пехотинцы прикрыли Аркадия огнём. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени.

      Мальчик умер в 18 лет от менингита. За свою короткую жизнь он совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа.

Марат Казей

    Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой ушли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, немцы повесили в Минске за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.

                

      Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать – девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения. Ноги ампутировали. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю, чтобы мстить за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину.

      В мае 1944 г. уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть. 11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым. Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Леня Голиков

Не раз ходил он в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, догнал и ликвидировал. В портфеле оказались важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. 24 января 1943 г. юный партизан пал смертью храбрых.

Муся Пинкензон

 Герой-пионер Абрам Пинкензон не убил ни одного врага, не распространял листовки, не пускал под откос поезда с вражескими танками. В свои 11 лет он был талантливым скрипачом. Его борьба с фашизмом длилась всего несколько мгновений, а оружием его были скрипка и великое мужество.  На его глазах расстреляли родителей. Он остался, 11-летний мальчик, окружённый истинными арийцами, считающими его «недочеловеком». А за рядами немецких солдат стояли жители станицы, смотрящие на происходящее со страхом и отчаянием. Муся обратился к немецкому офицеру: – Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке! Офицер рассмеялся и разрешил. Очевидно, он подумал, сто стоящий перед ним маленький еврей пытается ему угодить и таким образом вымолить себе жизнь. Через мгновение зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли поверить в реальность происходящего: Муся Пинкензон играл «Интернационал» – гимн коммунистов, который тогда был также гимном Советского Союза. И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё: «Это есть наш последний и решительный бой!» Опомнившийся немецкий офицер заорал: – Свинья, немедленно прекрати!      Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача. Гитлеровцы в бешенстве разгоняли толпу. Акция устрашения превратилась в акцию их унижения. В этот день люди в Усть-Лабинской снова поверили в нашу Победу. Эту веру им вернул маленький еврейский скрипач. 

Имя Вити Черевичкина в Ростове-на-Дону знает практически каждый. Мальчишке было всего 16 лет, когда его расстреляли немцы, оккупировавшие город в 1941 году. Тогда под страхом смерти запретили разводить голубей, однако Витя в течение недели тайком пробирался на свою голубятню, чтобы кормить птиц. Согласно одной из версий, отважный юноша использовал голубей для передачи сообщений за линию фронта…  Память о Вите Черевичкине жива во многом благодаря сохранившемуся документальному снимку, на котором запечатлено тело расстрелянного юноши. В руке у Вити - еще живой голубь. Смелый мальчишка поплатился жизнью за нежелание покориться врагу. 

 

        Уже после победы это фото стало одним из многих свидетельств нечеловеческой жестокости нацистов, предоставленных СССР на Нюрнбергском процессе.   

Задание 6.  Вспомни подвиг юных героев.

Вы ознакомились с подвигами юных героев. На рисунках представлены предметы, которые связаны с подвигами, совершенными ребятами. Найдите соответствие.

                                                                                                      

Аркадий Каманин

               

 

Витя Черевичкин

               

Просмотр содержимого документа
«Патриотическая квест-игра "Дорогами памяти"»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ВАХРУШЕВСКИЙ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

КОМПЛЕКС № 2 «БЕРЕГИНЯ»















Сценарий патриотической квест-игры «Дорогами памяти»







Работу выполнила

учитель начальных классов

Мацей Т.Н.















2022-2023 уч. г.

Цель: формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, к Великой Победе над фашизмом.

Задачи:

- развивать творческие и познавательные способности учащихся через квест-игру;

- формировать умение взаимодействовать в коллективе, командах, принимать совместное решение, анализировать результаты деятельности;

- прививать уважительное отношение к истории своей страны и чувство гордости за свою Родину.

Форма проведения мероприятия: военно-патриотическая квест-игра.

Оборудование: иллюстрации с изображением детей-героев, художественная литература по теме, маршрутные листы, вырезанные красные звёзды для ознаменования прохождения каждого этапа игры, письмо-обращение, открытка, пилотка, карточки с историями подвигов юных героев, музыкальное сопровождение для исполнения песни, проектор, экран.

Ход мероприятия:

1-й ученик:

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.

Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.

И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей.

2-й ученик:

В разные эпохи в разных странах были и есть свои традиционные ценности, особенности культуры, обычаи. Но любовь к родине неизменно является одним из самых почитаемых и важных качеств человека.

Любовь к Родине, как любовь к маме – живет в человеке всегда. Ведь невозможно не любить место, где ты впервые встретил рассвет, услышал плеск воды, пение птиц, шелест ветра.

Кроме малой Родины у каждого из нас есть наша огромная Родина – Россия. Всегда наш народ в трудные времена защищал свою Родину, чтобы не отдать свой дом, семью, страну врагам.

3-й ученик:

В тяжелейшие дни Великой Отечественной войны советский народ и на фронте, и в тылу, не щадя себя, шел к победе над захватчиками.
В один строй вместе с родителями, старшими сёстрами и братьями встали на защиту Отечества мальчишки и девчонки. Разведчики, санитарки и медсёстры, связисты и минёры… Такие, совсем не детские, профессии пришлось освоить вчерашним школьникам. Война огнём опалила их детство, разучила плакать и научила терпеть боль, переносить нечеловеческие страдания и лишения. Но не смогла сломить их дух и лишить главного – любви к Родине.

Не все они дожили до Победы. Но пока бьются наши сердца, мы сохраним в памяти имена тех, кто вместе со взрослыми приближал нашу великую Победу, – имена обычных мальчишек и девчонок. Настоящих героев.

Учитель:

-Сегодня мы с вами проведем квест-игру «Дорогами памяти». Если вы успешно справитесь со всеми заданиями, вы сможете прочитать необычное послание, которое пришло к нам из глубины лет.

Уважаемые игроки, сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, в котором указано направление движения вашего отряда. Порядок движения по станциям у каждой команды свой. На всех станциях вас ожидают эксперты, которые будут оценивать вашу подготовку. После выполнения задания команда получает звездочку. Когда все станции будут пройдены, команда приходит на финиш. Командиры проходят в штаб, в руках у них заработанные баллы – звёздочки. По количеству звёздочек определяется победитель.

- Желаю вам всем проявить свои таланты и успешно справиться со всеми испытаниями. Игра начинается.

Задание 1. Просмотр видеоролика о детях-героях.

- Ребята, вам рассказывали, что на войне дети выполняли разные поручения, в том числе им доверяли разведку. Как вы считаете, каким должен быть настоящий разведчик? Сейчас мы проверим, смогли бы вы стать разведчиками. Ваша задача – внимательно ознакомиться с видеофрагментом и затем ответить на вопросы (Приложение 1).

- Какие подвиги ребят показаны в этом видеоролике? (подрыв немецкой машины, подрыв вражеского эшелона, подрыв гранатой себя и немцев, которые находились рядом, передача данных советским солдатам, которые находились в катакомбах, установление красного знамени на крыше здания в городе, оккупированном немцами, поджог биржи труда).

- Имена каких юных героев вы запомнили?

- О ком песня, которая звучит за кадром?

Задание 2. Собирание пазла-картинки.

(Приложение 2)

Задание 3. Викторина.

- Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

- Когда закончилась Великая Отечественная война?

- Почему война называлась Отечественной?

- Какое государство вторглось в нашу страну?

- Какой город во время войны находился в блокаде 900 дней?

- Какой танк признан лучшим в этой войне?

- Ракетная установка, названная женским именем.

- Что означают цвета георгиевской ленты?

- Как называется праздничный фейерверк ко Дню Победы?

Задание 4. Исполнение песни «Катюша»

Приложение 3

Задание 5. Знакомство с историями детей-героев.

В олодя Дубинин

Мальчику было 14 лет, когда грянула Отечественная война. Его отец добровольцем ушел на флот, а Володя остался с матерью в Керчи – городе в восточном Крыму.

Когда город захватили фашистские войска, они с партизанами ушли в Старокарантинские подземные каменоломни, а фашисты стали блокировать все найденные входы из катакомб, заливая их цементом.

Только дети могли пролезть в остающиеся узкие щели, чтобы принести командованию сведения о враге извне. Володя был самым маленьким по физическим параметрам, и вскоре настало время, когда выходить из каменоломен мог только он один.

В декабре 1941 г. немцы решили затопить каменоломни вместе с находящимися внутри людьми.

Володя Дубинин сумел раздобыть эту информацию и вовремя предупредить товарищей о грозящей им опасности. Случилось это буквально за несколько часов до начала карательной операции. Спешно соорудив плотины, бойцы перекрыли вход воде, находясь в ней уже по пояс.

Погиб Володя Дубинин, подорвавшись на сети минных полей, которыми немцы окружили каменоломни.

Зина Портнова

Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

В Оболи была создана подпольная комсомольская организация «Юные мстители», а Зину избрали членом ее комитета.

Д евочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед. В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток. Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гестаповцы в городе Полоцке выкололи ей глаза и отрезали уши.

Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.



Аркадий Каманин

Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Начав путь с механика на авиационном заводе, в 1941 г. (когда ему было всего 14 лет) он начал летать, наотрез отказавшись отправляться в тыл. Перед глазами у мальчика был пример отца – известного летчика и Героя Советского Союза военачальника Н. П. Каманина.



А ркадия, самого младшего из пилотов, получившего прозвище «Летунок», берегли, как могли. Но война есть война, и генерал Каманин отдавал приказы сержанту Каманину, отправляя его в полёты, каждый из которых мог оказаться последним. Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам.

Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе. Немцы готовили вылазку, намереваясь взять в плен лётчиков, однако советские пехотинцы прикрыли Аркадия огнём. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени.

Мальчик умер в 18 лет от менингита. За свою короткую жизнь он совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа.

Марат Казей

Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой ушли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, немцы повесили в Минске за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.



Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать – девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения. Ноги ампутировали. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю, чтобы мстить за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину.

В мае 1944 г. уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть. 11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым. Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Леня Голиков

Н е раз ходил он в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, догнал и ликвидировал. В портфеле оказались важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. 24 января 1943 г. юный партизан пал смертью храбрых.

Муся Пинкензон

Герой-пионер Абрам Пинкензон не убил ни одного врага, не распространял листовки, не пускал под откос поезда с вражескими танками. В свои 11 лет он был талантливым скрипачом. Его борьба с фашизмом длилась всего несколько мгновений, а оружием его были скрипка и великое мужество.  На его глазах расстреляли родителей. Он остался, 11-летний мальчик, окружённый истинными арийцами, считающими его «недочеловеком». А за рядами немецких солдат стояли жители станицы, смотрящие на происходящее со страхом и отчаянием. Муся обратился к немецкому офицеру: – Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке! Офицер рассмеялся и разрешил. Очевидно, он подумал, сто стоящий перед ним маленький еврей пытается ему угодить и таким образом вымолить себе жизнь.
Через мгновение зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли поверить в реальность происходящего: Муся Пинкензон играл «Интернационал» – гимн коммунистов, который тогда был также гимном Советского Союза. И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё:
«Это есть наш последний и решительный бой!» Опомнившийся немецкий офицер заорал: – Свинья, немедленно прекрати!

Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача.

Гитлеровцы в бешенстве разгоняли толпу. Акция устрашения превратилась в акцию их унижения. В этот день люди в Усть-Лабинской снова поверили в нашу Победу. Эту веру им вернул маленький еврейский скрипач. 

Имя Вити Черевичкина в Ростове-на-Дону знает практически каждый. Мальчишке было всего 16 лет, когда его расстреляли немцы, оккупировавшие город в 1941 году. Тогда под страхом смерти запретили разводить голубей, однако Витя в течение недели тайком пробирался на свою голубятню, чтобы кормить птиц. Согласно одной из версий, отважный юноша использовал голубей для передачи сообщений за линию фронта… 
Память о Вите Черевичкине жива во многом благодаря сохранившемуся документальному снимку, на котором запечатлено тело расстрелянного юноши. В руке у Вити - еще живой голубь. Смелый мальчишка поплатился жизнью за нежелание покориться врагу. 






Уже после победы это фото стало одним из многих свидетельств нечеловеческой жестокости нацистов, предоставленных СССР на Нюрнбергском процессе. 


Задание 6. Вспомни подвиг юных героев.

Вы ознакомились с подвигами юных героев. На рисунках представлены предметы, которые связаны с подвигами, совершенными ребятами. Найдите соответствие.

Аркадий Каманин


Витя Черевичкин


Муся Пинкензон


Зина Портнова


Володя Дубинин


Марат Казей



Лёня Голиков



Задание 7. Складывание пилотки.

Этот характерный головной убор стал таким же символом советского солдата времен Великой Отечественной войны, как буденовка – красноармейца времен Гражданской. В пилотках ходили рядовые и офицеры, летчики и танкисты, фронтовики и бойцы тыловых частей. 

(Приложение 4)

Команды успешно справились с поставленными задачами. И пока эксперты подсчитывают баллы, я хочу задать вам вопрос: «Кому была посвящена сегодняшняя квест-игра? Какие эпитеты можно подобрать, чтобы охарактеризовать юных героев?»

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

- И, как я обещала в начале игры, команда-победитель получает право вскрыть конверт, который адресован вам, ученикам.

(Приложение 5)

-Давайте почтим память юных патриотов, преданных детей нашей великой Родины, минутой молчания.

















































Приложение 1

Видеоролик о детях-героях Великой Отечественной войны

https://youtu.be/qhqcPE4D8pE?list=PL-h6xtPR8sGPaO06q8wV4vHjMNW7Lydzm

Приложение 2

Картинка-пазл

Приложение 3

Песня «Катюша»

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила,
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед.
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Приложение 4



Приложение 5































Список использованной литературы:

1. На рубежах шахтерского края: Статьи, очерки. – 2-е изд., испр. и доп./ Сост.: Д. Ф. Акульшин. – Донецк: Донбасс, 1979. – 174 с.

2. Дети – герои/ Сост.: И. К. Гончаренко, Н. Б. Махлин. – 3-е изд. – К.: Рад. Шк., 1986. – 608 с., ил.

3. Матери молодогвардейцев: Худож.-докум. очерки/ Галина Плиско. – 2-е изд., доп. – Донецк: Донбасс, 1979. – 135 с.

4. Саул Наумович Ицкович «Муся Пинкензон». Издательство «Малыш». Москва, 1981 г.

5. Георгий Александрович Дубинский «Аркаша Каманин». Москва

6. Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына», Минск, 1984 г.

7. Анатолий Солодов «Девочка с косичками», Москва, 1975 г.

8. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005.

9. Владимир Караев. В бою и  труде.  Подростки  в  Великой  Отечественной войне / Москва “Молодая гвардия” 1982




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!