ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ВОВ «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ ПОБЕДЫ 1945 ГОДА»
МКОУ НИЖНЕ-ЧУЛЫМСКАЯ СОШ
Конкурс педагогов «Души прекрасные порывы»
работу выполнил: учитель начальных классов Ластович М.М.
- Развивать у обучающихся к отечественной истории и культуре;
- Способствовать формированию положительной мотивации обучающихся;
- Расширять представление о духовно-нравственном воспитании на героических традициях и примерах самоотверженного служения родине;
- Воспитывать любовь к Родине;
- Показывать героизм и самоотверженность священнослужителей на фронтах Великой Отечественной войны и в глубоком тылу;
- Расширять представления о героизме советских людей в годы Великой отечественной войны.
«Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая, и всегда
люди мысленно возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни
был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами, и
наш человеческий долг, поздравляя друг друга с праздником,
всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.
Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества
народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая
стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем
войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будем
за нами.»
Маршал Советского Союза
Георгий Константинович Жуков
Священник Федор Пузанов (1888 – 1965 г.)
Участник двух мировых воин мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими
крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной
войны» 2-й степени.
Принял священный сан в 1926 году. В 1929 году посажен в тюрьму, затем служил в
сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500000 рублей и
передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.
«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много
мною выполнено заданий, - писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и
Порховскому Григорию. – Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову,
бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил
государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».
С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого
района Новгородской области.
Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) (1914 – 1975 гг.)
Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в
бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года - на фронтах Великой Отечественной
Войны прошел боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой
армии. Участвовал во многих операциях на центральном, Западном, Брянском,
1-м Украинском фронтах. Награжден орденом «Красной звезды», медалью «За
отвагу», несколькими медалями «За боевые заслуги».
С 12 марта 1950 года – послушник Троице - Сергиевой лавры (Зангорск). С 1959
года наместник Псково - Печерского монастыря. Вернул из Германии
монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную
работу в монастыре.
Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов) (1918 – 2004 гг.)
Получил педагогическое образование., преподавал в школе. В 1939 году призван
служить в Забайкалье. Когда началась ВОв Николай Глазов первоначально продолжал
нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.
После окончания училища артиллерист – зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на
Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой
старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945
года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные
суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в
эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему
ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом.
В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант,
на кителе были ордена: «Отечественной войны», «Красной звезды», медали: «За
отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Он стал псаломщиком
в Знаменской церкви Кемерова.
В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево – Печерскую Лавру и
стал ее послушником. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем
Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после
пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха.
После окончания Московской духовной академии направлен в Новосибирскую
епархию.
Протоирей Николай Колосов (1915 – 2011 гг.)
Сын священника, за это был исключен из школы. Воевал в Тульской области, в
1943 году воевал на линии Болохово – Мценск.
- Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди,
стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад».
Стояли на реке Сож в Смоленской области. В августе 1944 года ранен под
Белостоком. После войны поступил в семинарию.
Накануне петрова дня 1948 года рукоположен во священный сан. Прошел через
хрущевские гонения.
Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров) (1921 – 2005 гг.)
Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в ВОв, имел
воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению
самого духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский
институт.
В1942 – 1946 годах служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии
блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошел до Берлина. За боевые
заслуги был награжден медалями.
С мая 1946 года – послушник Троице – Сергиевой Лавры и один из первых
пострижеников Лавры после ее открытия. В июне 1951 года окончил Московскую
Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров)
хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском
кафедральном соборе города Ярославля. В 1995 году возведен в сан архиепископа.
Профессор, протоиерей Глеб Каледа (1921 – 1994 гг.)
В начале ВОв был призван в армию. С декабря 1941 года и до конца войны он
находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизионе гвардейских
минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском,
в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени» и
«Отечественной войны».
В 1945 году поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил
его в 1951 году с отличием; в 1954 году защитил кандидатскую диссертацию, в
1981 году – докторскую в области геолого–минералогических наук. Список его
научных публикаций включает свыше 170 названий.
С 1972 года тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение.
Служил в храме Илии Обыденного, затем – во вновь открывшихся храмах Высоко
– Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского
храма во имя предподобного Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе
религиозного образования и катехизации; был одним из основателей
Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято – Тихоновский
Православный богословский институт.
Монахиня Адриана (в миру Наталия Владимировна Малышева) (1921 – 2012 гг.)
Ушла на фронт с третье курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала
участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена
в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под
Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их
сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в
конструкторском бюро С. П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в
восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году
приняла монашеский постриг с именем Адриана.
Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева) (1923 – 2011 гг.)
Родилась в Ставрополе.
Пошла ВОв медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя.
«Я читала молитву, и страх как-тшо током в землю уходит. И слышно, как сердце
бьется. И не боишься уже».
Укрывала раненых солдат от фашистов.
Одна из первых монахинь Хабаровска.
Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)
Ныне цветовод – озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина
прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга
(Калининград).
Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен
Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матешка
София.
… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым
командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше
подразделение – 13-й РАБ (район авиационного базирования) – находилось
вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.
Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие
силы немцев, каждый дом – крепость. Сколько наших солдат погибло!..
Взяли Кенигсберг с Божьей помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с
некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше.
Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией
Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли,
теперь дело будет!»
И только монахи запели – стихло все. Стрельбу как отрезало.
Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного
немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало».
Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками
священники молились и постились неделю».
В страшные годы Великой Отечественной войны Россия не могла не вспомнить
о святых защитниках Отечества минувших веков. По призыву Русской
Православной Церкви миллионы верующих приняли участие в сборе средств для
создания воздушной эскадрильи «Александр Невский» и танковой колонны
«Дмитрий Донской». А желание бойцов с честью пронести на своих самолетах и
танках имена святых Александра Невского и Дмитрия Донского не ослабевали до
победного окончания войны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеевич С. У войны не женское лицо. – М., 2004.
2. Гусев Г. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война//Наш
современник № 5
3. http ://с xpx..ru / article-1228 /
4. http :// www.orthedu.ru / ch-hist / 1465-10.html
5. http :// librero.ru / noosphere / patriot
6. http :// www.lenvest.ru/2011/05/07/sluzenie.htm
7. http : //a.slave/festival.lseptember.ru/articles/649471/
8. http : //krotov.info/history/20/1940/arueva_01.htm
9. http :// www.rus-svyat.ru/report/1/tx39/
10. http :// www.pandia.org/text/77/513/7565.php
11. http :// www.mepar.ru/library/vedomosti/49/783/
12. http :// www.tiuu.ru/content/pages/60.htm
13. http :// www.vcci.ru/merkuriy/article_detail.php ? ID=16418
14. http :// zhaba.ru/storagt-10667/images-2877//2233a475322d27354d9467c64e6618de8_82877
15. http : //pobeda/ru/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-v-godyi-veliroy-otechestvennoy-voynyi.html
16 http :// www.pravmir.ru/vetarany-svyashhenniri-i-monaxini/
17. Основы православной культуры. 4 класс: Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. Новосибирск:Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия
Радонежского, 2010., с. 142-151
18. Цветослов: Книга для семейного чтения по учебному предмету «Основы православной
культуры» для 4 класса. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного
Сергия Радонежского, 2012 г., с 179-184
СПАСИБО!