Патриотическое воспитание через поисково-исследовательскую и проектную деятельность на уроках истории и внеурочной деятельности
Автор работы: Пронина А.Г.,
учитель истории и обществознания,
педагог-методист
МБОУ «Средняя школа №27» г. Ульяновска
Концепция государственного стандарта общего образования второго поколения:
Желаемые качества личности выпускника XXI века:
- Патриот,
- носитель ценностей гражданского общества,
- осознающий сопричастность к судьбам Родины,
- уважающий ценности других культур.
Через сохранение исторической памяти формировать ценностные ориентации подрастающего поколения и воспитывать патриота
- Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С. Лихачев
Поисково-исследовательский метод во внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» (7 класс)
Выход на ШНПК
Выход на ШНПК
Проект «Развитие печатного дела в эпоху Ивана Грозного» (7-а класс) – 1 место
Проект «Самозванцы в мировой истории» (7-а класс) – 2 место
Городской конкурс детских и творческих работ «Дорога жизни», посвященный 77-летию годовщины снятия блокады Ленинграда. Номинация «Автомоделирование». 1место творческой группы 7-а
Поисково-исследовательская деятельность: проект «Личная история – часть истории страны»
Работа с личным документальным и семейным фотоархивом, личная история
Поисково-исследовательская работа « Левенков Тимофей Семёнович: от «врага народа» до реабилитации»
Поисково-исследовательская работа «Дети блокадного Ленинграда – жители Ульяновска: Акимова Элла Николаевна»
Личная история
Фотодокументальный очерк «Все остается людям»
Школьная научно-практическая конференция по краеведению (V Малые Сытинские чтения)
Проблемно-тематический блок: Семья и История государства Российского: семейные реликвии – свидетели исторических событий и судеб XIX-XXI столетий.
Тема доклада:
«Левенков Тимофей Семёнович:
от «врага народа» до реабилитации»
Работу выполнил
Шуравин Артём Дмитриевич
МБОУ СШ №27, класс 11 «А»
Руководитель работы
Пронина Алла Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 27 г. Ульяновска
XII городская научно-практическая конференция учащихся
Тема доклада: Дети блокадного Ленинграда – жители Ульяновска:
Акимова Элла Николаевна
(по материалам семейного архива Акимовой Э.Н.
и архивным документам Ульяновска, Самары, Санкт-Петербурга, ЦАМО)
Работу выполнила Грязнова Валентина Сергеевна МБОУ СШ №27, класс 11 «А» Руководитель работы Пронина Алла Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ №27 г. Ульяновска
Заключение исследовательской работы ученицы 11 класса:
Заключение
Во время изучения биографии Акимовой Эллы Николаевны, поиска информации о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда, я прониклась в историю нашей страны. То, что пережила мать нашей героини, Мария Арсентьевна, потрясло меня до глубины души. Война разлучила её с мужем, дочерью, но, несмотря на щемящую сердце боль, Мария трудилась на благо победы. А скольким ещё семьям пришлось расстаться со своими родными!
Каждого человека, каждую советскую семью коснулась эта страшная беда.
На истории Эллы Николаевны нужно учиться быть воодушевлённым и сильным. Её пример отражает судьбы тысяч детей блокадного Ленинграда. Страна делала всё возможное для спасения маленьких ленинградцев. Многие города Советского Союза приняли на воспитание детей. А многие семьи откликнулись на призыв партии взять сирот в семьи. Так и Эллочка из детского дома попала в семью, где получила любовь, ласку и полноценную семью.
Выводы к исследовательской работе:
1. Судьба Акимовой Эллы Николаевны является частью трагической страницы истории нашей страны в период Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Данная исследовательская работа помогла восстановить ход событий 1942-1950 гг. и судьбу четырёхлетней Гавшиной Элеоноры, эвакуированной в сентябре 1942 года в Ульяновск. Анализ архивных документов помог устранить некоторые пробелы той информации, которой владела Акимова (Гавшина) Элла Николаевна.
2. Погружение в историю событий через изучение материалов поисковой переписки Акимовой Э.Н. с государственными учреждениями, подтвердило гипотезу исследования о том, что мать девочки выжила в 1942 году, но при неизвестных обстоятельствах Эллу Гавшину сначала определили в круглосуточный детский сад, а затем вывезли из блокадного Ленинграда.
3. Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках истории России в 10 классе при изучении Великой Отечественной войны («Блокада Ленинграда», «Человек и война: единство фронта и тыла», «Народы СССР в борьбе с фашизмом»), а также во внеурочной деятельности.