1 слайд
Патриотическое воспитание младших школьников средствами русского музыкального фольклора через УМК Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
2 слайд
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Если мы обратимся к истории человечества, то обнаружим, что патриотизм, гражданственность и отношение к родному месту были важны для человека с давних времен. К этой теме обращались многие философы, ученые, государственные деятели. В своих работах они пытались определить нравственный дух человека.
В России развитие патриотизма связано с историей развития государства Российского. Все годы существования Россия защищала свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой обязанностью и делом чести. Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно организующее начало жизни русского народа. В основе его лежит идея защиты своей Родины, единство всего народа и ответственность за судьбу своего государства.
Ещё Император Петр I считал патриотизм великой силой, и в эпоху его правления патриотизм рассматривался уже как одно из направлений государственной политики
Позже патриотизм вошел в систему образования. Еще в дореволюционной России в школах уделялось много внимания воспитанию патриотизма и гражданственности.
3 слайд
Уже в то время считалось, что патриотизм можно рассматривать как государственный, общественный и нравственный принцип, согласно которого человек строит свою жизнь. Патриотизм должен отражать отношение человека как гражданина к своей Родине. Это отношение состоит из многих параметров, но прежде всего это верность и преданность стране.
Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства, его традициям. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам.
Сейчас все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность.
4 слайд
В настоящее время создана нормативно – правовая база, основываясь на которую организуется патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Во-первых, это главный закон Российской Федерации - Конституция.
В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности.
5 слайд
В главном документе записано:
1.Ценности демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России.
2.Нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков.
3.Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости.
4.Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
6 слайд
В законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Идеи национальной доктрины были максимально развиты в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).
7 слайд
Важным документом, который разработан на основе Конституции Российской Федерации, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.».
Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
8 слайд
О роли в сфере патриотического воспитания учащихся неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. В частности, в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ сказал: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». И с этим трудно не согласиться: да, ценности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться только всем укладом школьной жизни.
9 слайд
Эта идея заложена в ФГОС второго поколения и раскрывается в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования».
Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:
1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Еще один документ, который лег в основу ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» – базовый документ, необходимый для разработки программ воспитания и социализации. Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.
10 слайд
Образовательные учреждения играют ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.
Цели и задачи, поставленные государством, обществом перед образованием находят реализацию на разных школьных предметах.
Урок музыки в общеобразовательной школе, как один из предметов эстетического цикла раскрывает широкие возможности развития школьников. С помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма? Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения родной культуры. Многие известные деятели искусства, культуры и науки отмечали воспитательные возможности фольклора.
Много раз доказано что, на уроках музыки в воспитании школьников именно обращение к фольклору может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.
11 слайд
В содержании УМК «Музыка» для 1-4 классов Е.Д. Критской, Г.П. Шмагиной приоритетным является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, через воспитание любви к своей культуре, своему народу. В центре УМК – различные явления русской музыкальной культуры. Освоение образов музыкального фольклора как синкретического искусства разных народов, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных образов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Каким образом происходит патриотическое воспитание школьников на уроке музыки? Конечно через музыкальный материал и содержание урока, форм, приемов и методов, используемых учителем, особой творческой, доброжелательной атмосфере сотрудничества. И конечно, через знакомство учащихся с народным музыкальным фольклором. Изучение русского народного творчества, фольклорных традиций, православных праздников помогает формированию у учащихся национального самосознания, воспитания любви к Родине.
Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора, во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ясно использованы подлинные народные мелодии.
12 слайд
Музыкальный фольклор, как уже упоминалось выше, представлен в УМК как синктретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского народа.
13 слайд
Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется следующим образом
1 класс
«Хоровод Муз» - знакомство с понятием «хор» и «хоровод». В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка. Муза раскрывает перед детьми характерные особенности песен и танцев России и др. народов мира. Начинается познание детьми жанровых и стилистических особенностей музыки.
Целый пласт русских народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. В народной песне все правдиво, искренне и просто – и мелодия и слова. Она отшлифована тысячами талантливых певцов, несет в себе многолетнюю историю русского народа.
«Повсюду музыка слышна». На этом уроке происходит знакомство с народными песенками-закличками, рассказывающих о разных событиях. Много места в жизни крестьянских детей занимали различные заклички и приговорки. Их сочинил народ, откликаясь на различные явления природы и жизни человека. Пропевая эти песенки, мы обучаем в игровой форме различным жизненным навыкам и формируем бережное отношение к земле.
Эти песенки могут сопровождаться играми. Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа.
«Музыкальные инструменты». Звучание народных инструментов ассоциируется с изображением исполнителей – мальчика-пастушка, гусляра, а также со стихами и фрагментами былинного сказа. У каждого народа инструменты имеют свой неповторимый внешний вид, свой голос, своих умельцев-исполнителей и мастеров-изготовителей.
А игра на русских народных инструментах изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Они являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой часть своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу большую естественность, привлекательность и доступность. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.
«Родной обычай старины». Знания о культуре и обычаях народа, прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.
«Край, в котором ты живешь» - «родные места», «родительский дом». В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли.
«Музы не молчали». Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог сохраняется в народных песнях – своеобразных памятниках защитникам отечества.
Продолжение патриотической темы в русских народных песнях мы встречаем во всех классах.
14 слайд
Учебники 2-4 классов включают одинаковые разделы.
15 слайд
Раздел «Россия – Родина моя» - обращение к музыке, раскрывающей образ народа, образ России. Раскрывается мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся композиторов. И особенно важно в данном разделе обращение к русскому фольклору.
Это темы 3 класса - «Виват, Россия», «Наша слава – русская держава».
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, отражающих различные исторические события родного Отечества. Через канты учащиеся узнают о победах русских войск в разных сражениях, а через солдатский фольклор – о подвигах, походах и армейских традициях. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов.
4 класс - «Ты запой мне ту песню», «Как сложили песню», «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» Эти темы объединяет русская народная песня. Простота и доступность песни, ее высокая художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством.
16 слайд
Раздел «О России петь – что стремиться в храм»
2 класс
«Великий колокольный звон». Очень важно изучение традиционного искусства колокольного звона, чтобы современное поколение осмыслило его как неотъемлемую часть жизни человеческого общества, как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования. Знакомство с колокольными звонами приводит к приобщению к культуре своего народа, воспитанию патриотизма, любви к своему родному краю и в конечном итоге личностному духовному росту.
«Святые земли Русской». Огромными потенциальными возможностями по патриотическому воспитанию, формированию представлений о нравственных идеалах и ценностях обладают рассказы и народные песнопения о святых земли русской.
Во 2- 4 классах в данном разделе мы на уроках узнаем о величайших людях – Сергии Радонежском, Александре Невском, Илье Муромце, Княгине Ольге, Князе Владимире Красном Солнышке, Кирилле и Мефодии, совершавших подвиги не только на поле битвы, защищая родную землю и народ, но и об их простых человеческих подвигах, о помощи, которую они оказывали людям, о жизни ради народа. Народная память, уважение, почитание выражены в народных песнопениях, былинах.
3 класс
«Богородице Дево, радуйся», «Древнейшая песнь материнства» - посвящение иконе Богоматери Владимирской. Богородица прежде всего мать, поэтому чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери.
Праздники, такие как Рождество, Вербное Воскресенье, Троица, Пасха рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского народа. Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного творчества.
17 слайд
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
2 класс
«Плясовые наигрыши», «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», «Проводы зимы», «Встреча весны» - музыка, песни, танцы звучат на традиционных праздниках. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Знакомство школьников с семейными обрядами и традиционными праздниками, приобщение к национальной культуре, ознакомление их с народно-прикладными искусствами помогает обрести прекрасные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней.
3 класс
«Настрою гусли на старинный лад» - знакомство с самым древним жанром русского музыкального фольклора – былинами, рассказывающих о русских богатырях – защитниках, об их подвигах во имя родной земли и русского народа.
2-4 класс
«Русские народные инструменты», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр народных инструментов». Продолжая знакомить учащихся с музыкальными инструментами России, мы пробуждаем интерес к истории их возникновения и бытования, к красоте их звучания в руках современных исполнителей. А активное участие в исполнении народных песен и инструментальных наигрышей подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.
18 слайд
В процессе знакомства с русским музыкальным фольклором учащиеся обязательно получают необходимые музыкальные знания. Но, кроме этого, познавая русский музыкальный фольклор, дети познают душу и характер русского народа. Содержание песен позволяет им узнать многое из истории России, познакомиться с культурой и обычаями своих предков. Исполняемые произведения становятся частью их музыкальной культуры.
Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество и других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.
19 слайд
Именно русский музыкальный фольклор может и должен стать действенным средством патриотического воспитания младших школьник. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.