СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ (текстовый документ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовый документ к презентации "Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ", опубликованной ранее.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ (текстовый документ)»

«Воспитание из всех святых дел – самое святое»
Святитель Феофан затворник

На современном этапе проблемы нравственного и гражданского воспитания школьников младшего возраста относятся к числу социально-значимых и актуальных, имеющих как теоретическое, так и прикладное значение. Обращение к теме патриотизма важно для формирования гражданской позиции у подрастающего поколения, чувства любви по отношению к Родине, готовности исполнять гражданский долг. А патриотическое воспитание является частью духовно нравственного образования в нашей школе. Мы с вами прекрасно знаем, что само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Портрет выпускника начальной школы даёт нам следующие ориентиры: ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный

, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться,

способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Таким образом мы видим, что Федеральный Государственный стандарт начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, называет духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные. Но слов «патриот» или «патриотическое воспитание» мы в Стандарте не встретим, а патриотические качества в современном обществе выходят на первый план.


Г.Р.Державин говорил:«Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок». И, когда мы говорим о патриотическом воспитании, то прежде всего, мы говорим о чувстве любви к нашей Родине. Но ведь Родина - это понятие простое и сложное понятие одновременно. А какая бывает Родина? Большая и малая, понятная и таинственная, близкая, если ты рядом и очень далёкая, стучащая в сердце ностальгией. Можно ли воспитать любовь к Родине или это врожденное чувство? Можно ли воспитать это чувство любви к Родине, чтобы дым отечества нам и нашим детям стал сладок?

Если мы обратимся к самому понятию «патриотическое воспитание», то увидим, что это многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.)

А школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, в этом убеждены единодушно и психологи и педагоги.

Цель поставлена масштабная. С чего же начинать? В народе говорят и капля камень точит, поэтому для себя я решила, что действовать необходимо в трёх направлениях: через урочную деятельность, используя материалы , данные в учебнике, через внеурочную деятельность и работу с родителями, привлекая их к выполнению некоторых заданий домашних . Сразу оговорюсь – патриотическое воспитание – это неотьемленная часть всей работы по духовно-нравственному воспитанию учеников (помним о портрете выпускника начальной щколы). Нельзя сказать, что сегодня я воспитываю патриотизм, завтра духовность, затем уважение к старшим и т д. конечно, все идет в слиянии и соединении, но расставить акценты можно.



Итак, начнём с уроков . Очень хорошо, что учебный предмет ОРКСЭ преподается при выходе из начальной школы, т к все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются детьми и принимаются.

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Я взяла на эту тему два часа. Мы с ребятишками рассуждаем на тему Родины и говорим в начале о своей малой родине – Новосибирске, о своем районе Октябрьском: как раньше назывался, каким был, что на месте нашего Лицея стоял густой лес ... Предлагаю написать мини –сочинение (4-5 предложений) « Чем для меня является Родина…», на уроке обязательно звучит песня: «С чего начинается Родина», дополняем работы иллюстрациями. На доске- галерея работ, подходим ,смотрим, обсуждаем, высказываем своё мнение и слушаем мнение своего товарища. Дома ребята подбирают пословицы о Родине, семье.




Материал, изложенный в учебниках для ребят очень интересен – он им практически неизвестен. Каждый урок мы открываем что-то новое. Стараюсь связать каждую тему с нашим прекрасным городом. Будь то священные сооружения, религиозное искусство или места паломничества… А примеры находятся совсем рядом. Ведь в Новосибирске представлены религиозные конфессии и христианства, и иудаизма и ислама и буддизма. Я считаю, что именно это закладывает основу любви и к своему городу, как малой Родине, её истории. На уроках идет знакомство с людьми , которые внесли неоценимый вклад в развитие и становление России, как великой державы , а также сумели её защитить в лихую годину. Такие имена, ка Александр Невский или Дмитрий Донской, Александр Суворов или Фёдор Ушаков должны запомниться детям на всю жизнь. И опять приводим примеры из истории нашего города. А нам есть о чем рассказать. И Александр Покрышкин, и Борис Богатков, и много других честных и смелых людей, которые прославили Новосибирск своими подвигами. Здесь дети работают в группах сами, я только даю задание рассказать о какой либо значимой личности и какой вклад она внесла в развитие могущества нашей Родины.

А такие темы как «Долг, свобода, ответственность, труд», «Любовь и уважение к Отечеству», «Защита Отечества», «Подвиг», «Нравственные заповеди в религиях мира» говорят сами за себя. Не надо забывать и о современных примерах. Командир батальона Сергей Солнечников, бойцы 6 роты Пскова или милиционер Александр Пименов, в честь которого названа площадь перед библиотекой ГПНТБ. Вся эта информация оказывает сильное положительное воздействие на учащихся.

В современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него.Эти источноки как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому необходимо использовать материалы, данные в учебнике, подобранные учителем или самими учащимися для положительного воздействия именно на эмоциональную сферу ребят.


Следующее направление моей работы – это работа внеурочная.В основном реализую её на своем классе или в классе, с которым сложились особенно хорошие отношения. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, с посещением храмов и т.д. Обязательно итоги таких экскурсий оформляем на фото классного стенда или делимся впечатлениями в мини - сочинениях с иллюстрациями. Конечно, акция Бессмертный полк – это просто продолжение тем «Подвиг», «Защита Отечества». При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. А школьникам наиболее понятны те вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу родных и близких.




Без участия родителей семьи задачи патриотического воспитания не могут быть решены. А.С.Макаренко написал: "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».Без участия родителей семьи задачи патриотического воспитания не могут быть решены.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Обязательно прихожу на собрания к родителям, основная мысль моих выступлений - корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны. Конечно, реакция родителей разная, но в большинстве своём, мы находим общий язык. Кто-то из членов семьи обязательно откликается и начинается совместная работа ребёнка и бабушки, дедушки, мамы. Эта помощь неоценима, когда мы говорим о традициях семьи, праздниках, вкусных блюдах, когда пытаемся составить генеалогическое древо или помощь в заключительном проекте по итогам изучения курса. Всегда надо помнить, что семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций.

А счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.


Я считаю, что огромное значения именно для ребят начальной школы имеет личность педагога. Наша уверенность в том, о чем мы говорим, не расхождение слов и дел, отсутствие излишней бравады, честные ответы на вопросы, хорошее знание материала необходимые условия для воспитания ребятишек.

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы, учителя, общаясь с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа.


Курс «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания, это небольшое, но очень важное звено в цепи патриотического воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.






















3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!