СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках русского языка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках русского языка»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Лукина Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Верхнегородковская СОШ»

Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Особое место патриотическое воспитание занимает в работе учителя русского языка и литературы. Ведь предмет «Русский язык» в парадигме образования – один из фундаментальных предметов в школе. Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогают лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области.

Русский язык как учебный предмет решает и специальные задачи, и задачи, общие с другими учебными предметами. К их числу относится патриотическое воспитание учащихся.

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. А русский язык, как учебный предмет, несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании Русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения

Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово». [3]Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первых уроках в 5 классе учитель говорит о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то уже в 6 классе появляются специальные упражнения, объединенные одной общей темой под названием «Отечество моя - Россия», авторами – создателями учебника проделана огромная работа по подбору текстов учебника. Невозможно не влюбиться в те места, о которых идет речь.

В 9 классе на уроках происходит разговор о причинах политических, научных, культурно-исторических, лингвистических включения русского языка в состав мировых языков.

Мы любим свой язык не только за его совершенство, но и за то, что на этом языке говорили Пушкин и Толстой, Гоголь и Чехов. Для всего прогрессивного человечества русский язык – язык солдата, спасшего мир от фашизма, язык человека, впервые полетевшего в космос. Поэтому, говоря о воспитании у учеников любви к русскому языку, мы говорим и об овладении понятиями, и о воспитании чувства любви к русскому языку как общественному явлению через воспитание любви к предмету «Русский язык». Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно, на всех этапах изучения предмета формировать и поддерживать это чувство, не дать ему угаснуть от средних классов к старшим. А для этого необходимо, прежде всего, увидеть те возможности, которые предоставляют для этого программа и учебники.

Нас, учителей, часто ругают за консерватизм. Но иногда он, этот консерватизм, оправдан. Мой педагогический стаж составляет более 30 лет и все эти годы я преподаю русский язык по прекрасному учебно-методическому комплексу предметной линии учебников под редакцией Ладыженской Таисы Алексеевны, Баранова Михаила Трофимовича, Тростенцовой Лидии Александровны. Я буквально влюблена в этот учебник, в тем материалы, которыми он располагает: прекрасно подобранные тексты, справочный и иллюстративный материал соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к современным учебникам. 34 издания выдержал учебник и это говорит само за себя.

Есть ряд условий возникновения любви к русскому языку, которые являются общими для возникновения любви к любой науке, любому предмету, изучаемому в школе. Это - обеспечение учителем достаточной мотивации изучения русского языка, активных действий школьника в процессе самостоятельного открытия новых знаний, разнообразия информации и способов действий в процессе учебного труда, естественных и постоянных связей с усвоенным ранее, привычным и любимым материалом, достаточной трудности обучения в сочетании с посильностью. Кроме того любовь самого учителя к своему предмету, его увлеченность наукой, основы которой он преподает, вызывают ответную любовь ученика к науке, интерес к ее изучению.

В Пояснительной записке к программе по русскому языку сказано, что «учебный предмет «русский язык» заключает в себе значительные возможности воспитания учащихся…» и с этим не возможно не согласиться.

Специфика уроков русского языка как учебного предмета состоит, как известно, в совершенствовании владения орудием понятий и мышления -речью. Именно это ставит перед учителем задачу вооружить школьников языковыми средствами выражения понятий, связанных с патриотизмом, расширить словарный запас учащихся в области общественно-политичской лексики и научить свободно оперировать им в разнообразных синтаксических конструкциях и связных высказываниях.

Какими же методическими средствами располагают уроки русского языка для работы в этом плане?

Огромное значение для воспитания патриотизма имеет тот дидактический материал, которым оперирует учитель на уроке. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словам, словосочетаниям и предложениям, относящимся к общественным явления жизни нашей страны.

В курсе русского языка в 5-9 классах можно выделить два этапа над воспитание патриотизма. На первом этапе 5-6 классы происходит подготовительная работа по накоплению языкового материала, второй этап 7-9 классы предполагает формирование умений в связном изложении рассуждать на темы, носящие обобщенный характер.

Русский язык как учебный предмет несет в себе высокую познавательную ценность. Использование текстов, влияющих на понимание нравственных жизненных ценностей, при изучении любого языкового материла, оказывается хорошим подспорьем при формировании чувств патриотизма.

Именно в детстве и школьном возрасте закладываются основы патриотизма, уважения к своей стране, воспитывается любовь к родине. Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности и идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отчизны, его пошлому и настоящему, принадлежит, несомненно, урокам русского языка.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, резвившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.

Я согласна со словами нашего Президента В.В. Путина, который говорит, что «…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Государству нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

Таким образом, формирование патриотических чувств – работа емкая, трудная, долгая. И если после моих уроков дети станут бережнее относится к природе, интересоваться прошлым народа, станут более чуткими к художественному слову, если понятие Родина, долг, честь, не станут для них пустым звуком, я буду счастлива.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!