СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру. Тема: "Патриоты России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру. Тема: "Патриоты России".»

Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 4 «А» классе

Тема: «Патриоты России»

студентки 303 группы

Ермаковой Ольги Владимировны



















Урок будет выдан: 24.02.2022


Методист: Жукова Татьяна Константиновна


Учитель: Масальская Оксана Владимировна


Новосибирск, 2022.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Ермакова Ольга Владимировна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 «А».

Тема урока: «Патриоты России».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Патриоты России».


Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

  1. Формировать навык описывать политическую ситуацию в России начала 17 века;

  2. Формировать умение оценивать роль личности Минина и Пожарского в истории;

  3. Формировать представление о понятиях «патриот», «ополчение», «смута».


Предметные:

Уч-ся научатся:

-описывать политическую ситуацию в России начала 17 века;

-оценивать роль личности Минина и Пожарского в истории;

-характеризовать понятие «патриот», «ополчение», «смута».



Развивающие

1. Формировать умения (Р): определять учебную задачу,

планировать свои действия.



2. Формировать умения (П): анализировать, классифицировать, проводить анализ объектов, осуществлять обобщение и составлять схемы и таблицы.



3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи,

работать в парах и группах.

Метапредметные
Регулятивные:

Учащиеся научатся: определять учебную задачу.

Учащиеся получат возможность научиться: составлять план своих действий.

Познавательные:

Учащиеся научатся: выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группам, проводить анализ объектов, осуществлять обобщение.

Учащиеся получат возможность научиться: составлять схемы и таблицы.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: владеть диалогической речью.

Учащиеся получат возможность научиться: научиться работать в парах и группах.

Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за свою страну.


Личностные:

  • Любить Родину и испытывать чувство гордости за свою страну.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,

Дидактические средства: учебник.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор




ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать ручка, карандаш, учебник по окружающему миру.

Посмотрите, пожалуйста на экран и подумайте, что мы возьмем с собой, чтобы быть успешными на уроке? (на слайде написано: быть внимательным, быть умным, иметь хорошее настроение, быть грустным, быть злым, быть неуверенным).

Давайте приступим к работе!

Приветствуют.



Проверяют готовность.





Выбирают.














2. Актуализация и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии.

Практический (тест),

Словесный (рассказ)

Для начала давайте вспомним тему, которую вы прошли ранее. Вам необходимо решить небольшой тест.

Когда была напечатана первая книга? (1 марта 1564г)

Назовите имя первого первопечатника в России (Иван Фёдоров)

Как называлась первая печатная книга? (Апостол)

В каком городе впервые вышел Апостол? (Москва).

Как стал именоваться Иван 4? (первый русский царь, потому что в 17 лет венчался на царство в Успенском соборе?)

Как назывался особый вид войск, приближенных к царю? (опричники).

Как звали казака, возглавившего освоение Сибири? (Ермак Тимофеевич).

Какие территории вошли в состав России при правлении Ивана Грозного? (Казанское ханство, Астраханское ханство и Сибирское ханство).


Устно:

Какие города возникли в Сибири в этот период? (Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Енисейск (1619), Красноярск (1628), Якутск (1632), Охотск (1648), Иркутск (1652)).


Решают тест.





3. Выявление места и причины затруднения.

Наглядный (изображение)

Посмотрите на экран. Что здесь изображено? (17 век).

17 век вошел в историю России как смутное время.

Как вы думаете, почему смутное время?


Ответы детей.

характеризовать понятие «смута»

Владеть диалогической речью(К)



4. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный (беседа), практический (построение плана)

Давайте определим тему урока. Для этого откройте учебник на с.60. Назовите тему.

Теперь нам необходимо определить цель урока. Для этого прочитайте текст над красной линией.

Чтобы достичь этой цели, нам необходимо выполнить ряд задач.

На экране представлены подсказки из слов. Сформулируйте задачи урока.


Это будет нашим планом действий.

Тема: «Патриоты России».


Цель: Узнать об истории России 17 века.

Задачи:

1) Какие опасности угрожали России в начале 17 века?

2) Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?


Определять учебную задачу;(Р)

Составлять план своих действий(Р)



5. Реализация построенного проекта.

Словесный (рассказ)

Кто мне ответит кто такой Патриот?

Человек, преданный своему Отечеству и готовый на жертвы ради него.

В начале 17 века в России сложилась такая ситуация, что именно такие люди, патриоты были способны спасти Россию и переломить ход истории. Именно о таком событии и о таких людях мы сегодня будем говорить. В тот период наступило время, вошедшее в историю под названием Смутное. Почему, мы сейчас узнаем.

Смутное время – беспокойное, тревожное время. Смутой принято называть исторический период отечественной истории начала 17 века, когда страна переживала системный политический, экономический и социальный кризис.

Причины:

У Ивана Грозного было 3 сына. Двое – Иван и Дмитрий погибли. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын – царь Фёдор, который правил 18 лет, но к сожалению, после его смерти, он не оставил наследников – брак его был бездетным. На этом династия Рюриковичей прекратилась. Это стало одной из главных причин смуты. Кто теперь встанет на престол?

Этим временем некого безвластия воспользовались поляки. Они бросили клич среди своих граждан «Кто готов объявить себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием – погибшим сыном Ивана Грозного. Такой человек нашелся. Это был Григорий Отрепьев, который объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием.

Как вы думаете, для чего Польша искала такого человека, способного выдать себя за царевича Дмитрия?

Они хотели, чтобы Лжедмитрий отдал им часть западных земель и насадил там католичество. То есть, по сути, отписал Польше часть земель и там установил католическую веру.

Естественно, поляки в Россию стали забрасывать информацию о том, что царевича Дмитрия не убили в свое время, а он бежал в Польшу, чудом спасся, и естественно – возвращается в Россию. Конечно, люди были рады, счастливы, что наконец-то наследник престола к ним снова возвращается. Его встретили и в 1605 году Лжедмитрий сел на русский престол.

Однако, уже через год его свергли. Почему?

– Поскольку он был поляк, он, естественно, сделал всё, чтобы все государственные посты заняли поляки, он ущемлял коренное население, он проводил невыгодную политику. Люди были разочарованы. В конце концов, через год, в 1606 году Лжедмитрия 1 свергли с престола. Потом еще было множество других правителей. Среди них даже была кандидатура польского королевича Владислава. В конце концов, русский народ очень устал от этого.

Во-первых, отсутствие нормального правителя ослабляло Россию. В конце концов, начались беспорядки. Правители, менявшиеся на престоле не могли наладить жизнь. Казалось, что страна скоро практически перестанет существовать. Но всё-таки нашлись те люди, которые сумели собрать вокруг себя силы, для того, чтобы дать отпор полякам и тем, кто хотел ослабления, а затем и уничтожения России. Такими людьми оказались Нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которые проявили себя, как настоящие патриоты.


Точная дата и место рождения Кузьмы Минина неизвестны. Предположительно он появился на свет в 1570 году в городе Балахне в состоятельной семье.

Кузьма Минин сыграл большую роль в истории русского государства, а его жизнь стала олицетворением мужества и патриотизма. Впоследствии дослужился до чина Нижегородского старосты.


Князь Дмитрий Пожарский родился в ноябре 1578 г. С 1593 г. князь Дмитрий начал службу при дворе царя Федора Ивановича.


Именно Кузьма Минин начал призывать людей создавать народное ополчение.

Ополчение- войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Почему народное, как вы думаете?

(особенность народного ополчения была в том, что на призыв Кузьмы Минина стекалось огромное количество населения. Это были духовенства, купцы, бояре, крестьяне, ремесленники. То есть, слово «народное» обозначает, что в ополчения входили все сословия, все слои населения. Бояре сражались плечом к плечу с крестьянами, потому что здесь стоял вопрос о национальной безопасности, о сохранении России как государства.

Кузьма Минин собирал денежные средства. То есть, еще почему народное – каждый человек из этого ополчения сколько мог, каждую копеечку нес для того, чтобы сформировать войско, дать каждому оружие. А потом даже люди сдавали какие-то драгоценности на переплавку, лишь бы сделать необходимое количество оружия.

Дмитрий Пожарский встал во главе этого ополчения, его авторитет был очень высок. В конце концов, народное ополчение двинулось к Москве, где в это время находились поляки, их было очень много в тот период времени. К концу лета 1612 года ополчение подошло к Москве. Периодически возникали сражения. В итоге, 4 ноября 1612 года вся Москва была освобождена от поляков.

А какой праздник мы празднуем 4 ноября? (День народного единства).

Именно 4 ноября 1612 года была освобождена от поляков Москва.

Впоследствии поляков гнали до западных границ России, и в конце концов освободили Россию. Итак, День народного единства. Почему праздник ввели? Праздник о чем? – О том, что население России объединилось в народное единство перед лицом опасности, для того, чтобы сохранить свою страну.



Скажите, пожалуйста, вот вы изучали историю, а в каких еще случаях проявилось такое объединение русских людей? (Куликовская битва – Дмитрий Донской. Главная причина победы – объединение. Стояние на реке Угре при Иване 3 – объединение).

Впоследствии в истории нашей страны были неоднократно такие случаи, когда вся страна объединялась перед лицом опасности, для сохранения национальной безопасности. Забегая вперед можно сказать, что такими событиями были Отечественная Война 1812 года, когда под руководством полководца Михаила Илларионовича Кутузова мы разбили французов. Там тоже сражались не только армия, а еще сражалось простое население, сформировав народное ополчение.

Безусловно, мы здесь не можем не вспомнить Великую Отечественную Войну. Это тоже яркий пример того, как проявилось народное единство.



Отвечают.

Слушают.

Описывать политическую ситуацию в России начала 17 века;


Характеризовать понятие «патриот»

















































































Оценивать роль личности Минина и Пожарского в истории;


характеризовать понятие «ополчение»







Любить Родину и испытывать чувство гордости за свою страну.


6. Первичное закрепление с проговариванием во

внешней речи

Словесный (беседа)

Продолжаем. Поляков прогнали, но возникает главный вопрос. Кто будет править? Нужно прекратить притязания каких-то непонятных людей на Российский престол. И в январе 1613 года на Земском соборе (совещательный орган представителей от всех сословий) было принято решение, по которому русским царем был избран Михаил Фёдорович Романов. Ему было тогда 16 лет. Выбор пал на него, потому что Романов был дальним родственником одной из жен Ивана Грозного. Пусть, косвенно, но в некой степени продлили линию наследников от Ивана Грозного.


Скажите, пожалуйста, слушая эту историю, какие чувства у вас появились? Что вы испытали?

Ответы детей.





7. Самостоятельная работа с самопроверкой по

эталону.

Практический (упражнение)

У вас на карточке изображена временная лента, а ниже представлены события. Вам необходимо провести стрелки от события к дате, когда оно произошло.

Когда все закончили, проверьте правильность выполнения с ответом на экране.

Выполняют задание.





Проверяют.


Выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группам, проводить анализ объектов, осуществлять обобщение(П);

Составлять схемы и таблицы(П);

Научиться работать в парах и группах(К)



8. Включение нового знания в систему знаний и

повторение.

Творческий

После освобождения Москвы от поляков, через 200 лет, на Красной Площади в Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому.

Как вы думаете, почему люди решили поставить этот памятник? Достойны ли этого Минин и Пожарский?

Хочу обратить внимание на то, что деньги на памятник собирали только люди. Там нет ни копейки государственных денег. Это всё народные пожертвования.

Надпись на памятнике «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Памятник планировали открыть на годовщину освобождения Москвы спустя 200 лет в 1812 году. Однако, упомянутая выше Отечественная Война 1812 года не позволила это сделать. В Итоге памятник поставили в 1818 году. Его архитектором является Иван Петрович Мартос.


Слушают





9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

– Почему опустел царский престол?


– Как полякам удалось войти в Москву?


– Кто призвал русских людей постоять за родную землю?


– Где брали средства на вооружение?


– Кто возглавил народное ополчение?


– Как отблагодарил русский народ своих патриотов?


– Кто был избран на престол в 1613 году?


Спасибо за урок, до свидания.

Отвечают.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!