СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пчеловодство как вид приусадебного хозяйства»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей стране наметилась тенденция снижения внимания к пчеловодству -  одной из самых важных отраслей аграрного сектора производства. Я считаю, что это временное явление и пчеловодство должно не только оставаться важной отраслью сельского хозяйства, но и постоянно получать поддержку государства на развитие и улучшение. Уверена, что впереди нас ждут огромные свершения по возрождению отрасли на основе современной науки и новейших технологий.

Цель исследования выявить особенности разведения пчел и получение продукции пчеловодства в условиях приусадебного хозяйства. Понять, какие факторы влияют большую медоносность растений и работоспособность пчёл.

Просмотр содержимого документа
««Пчеловодство как вид приусадебного хозяйства»»

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Родник»



Региональный этап Всероссийского конкурса «Юннат»

Номинация «Личное подсобное и пчелиное хозяйство»

«Пчеловодство как вид приусадебного хозяйства»



























ст. Новосвободная, 2020 г.




В нашей стране наметилась тенденция снижения внимания к пчеловодству - одной из самых важных отраслей аграрного сектора производства. Я считаю, что это временное явление и пчеловодство должно не только оставаться важной отраслью сельского хозяйства, но и постоянно получать поддержку государства на развитие и улучшение. Уверена, что впереди нас ждут огромные свершения по возрождению отрасли на основе современной науки и новейших технологий.

Цель исследования выявить особенности разведения пчел и получение продукции пчеловодства в условиях приусадебного хозяйства. Понять, какие факторы влияют большую медоносность растений и работоспособность пчёл.

Задачи:

  • выявить особенности разведения пчел и получение продукции пчеловодства (мёд, нектар);

  • изучить биологические особенности пчёл;

  • объяснить технологию получения продукции пчеловодства (мёд, нектар), её обработку и хранение;

  • выяснить значение использования  пчел в опылении сельскохозяйственных растений;

  • установить повышение качества, расширение ассортимента медоносных растений;

  • провести ряд экспериментов, на основе которых понять и изучить факторы, влияющие на работоспособность пчёл и медоносность растений.

Актуальность: в настоящее время мёд в России остается довольно дефицитным и дорогим продуктом, поэтому развитие пчеловодства, является необходимой задачей для нашей страны. Задачей, решая которую пчеловод не только будет производить нужные всем и всегда продукты, от которых в какой-то степени зависит наше здоровье и долголетие, не только будет работать на повышение урожаев опыляемых культур, но и при умелом отношении к делу получит существенную прибыль.

Объект  исследования – пчёлы, пчелиная семья, пасека.

Предмет исследования – пчеловодство, как  вид  приусадебного хозяйства.

Все наблюдения и опыты проводились в июне 2020 года на нашей пасеке, которая  расположена в Майкопском районе республики Адыгея.

В ходе исследования были изучены ряд справочных пособий по пчеловодству, в которых рассказывается, как организовать приусадебную пасеку, существенно повысить медосбор, предотвратить роение и болезни пчел, правильно подготовить пчелиные семьи к зимовке, перерабатывать и хранить продукты пчеловодства.































С узенькой талией, крошечным телом,

Рыльце в меду, а в жале яд, -

Сквозь ветви ив, подобно стрелам,

В поля за нектаром они летят…

У. Чэн-энь.



Наша страна известна, как медовая держава, и этим она в немалой степени обязана пчелам. Промысел этот всегда был почетным и прибыльным, о чем свидетельствует тысячелетняя история экспорта меда и воска. И в советские времена СССР поставлял за рубеж до 120 000 тонн меда в год.

В настоящее время российское пчеловодство находится в критическом состоянии, показателем чего является практически полное отсутствие экспорта меда. Уникальность климатических условий и флоры в нашем крае обеспечивает качественные преимущества меда. Тем не менее, уровень производства меда составляет – 0,2% от объемов России, а вовлеченность сельских жителей в этот бизнес всего 0,15%. Учитывая уникальные свойства степного меда, исключительные, но малоиспользуемые природные ресурсы и высокий уровень безработицы на селе, было решено разработать проект, направленный на развитие пчеловодческой отрасли в нашем регионе.

Пчеловодство является одной из наиболее недооцененных отраслей сельского хозяйства, пригодных к развитию в климатических условиях юга России. Необходимо создать условия для развития  пчеловодства в республике Адыгея и превращение региона в крупный центр производства и продажи экологически чистого, полезного и вкусного продукта.

Актуальность.

Своим проектом, я хочу обратить внимание на забываемую отрасль сельского хозяйства, а ведь мед - здоровье нации, «жидкое золото России». Сегодня человеку доступны материалы и исследования ученых, врачей, диетологов, которые научно доказали необходимость присутствия в рационе питания человека продуктов пчеловодства. В нашем веке всё актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. Экологические проблемы питания человека актуальны как никогда. Каждый человек, который стремится к здоровому образу жизни, старается по возможности использовать то, что производит природа. Репутация мёда как натурального продукта безупречна. Все продукты пчеловодства, которые дарит тысячелетиями пчела человеку, помогает поддерживать здоровье, повышает защитные силы организма.

Бизнес – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни.

Поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Возможно, для многих из нынешних школьников это будет делом жизни. Данная работа может быть использована на уроках окружающего мира и естествознания, экономики, а также для расширения кругозора учащихся в результате самостоятельного прочтения.



Изучение жизни пчел

Сведения, представленные в моей работе, получены путем общения с моим папой – Остапенко Н.Н., занимающемся пчеловодством около десяти лет а также путем поиска необходимых сведений в различных литературных и других информационных источниках.

Из рассказов папы о пчелах, а также из прочитанного в книгах, я узнала о них очень много интересного и достаточно любопытного. Медоносные пчелы живут большими семьями, сообществами. Их поэтому стали называть общественными насекомыми. В зависимости от времени года численность пчел в семье бывает от 10 до 80 тысяч особей.

Осмотр после зимовки.

Наблюдение за пчелами я начинаю с ранней весны, когда воздух прогреется до +12 градусов, и папа выносит 6 ульев из погреба на улицу в солнечную и безветренную погоду. Через некоторое время мы открываем летки и следим за полетом пчел. Когда температура воздуха достигнет +18 градусов. Затем осматриваем все пчелиные семьи и очищаем от подмора. В первую очередь мы пополняем запасы кормов в тех семьях, которые страдают от голода, в улей ставим рамки с медом.

Наблюдение в улье.

Летом на каникулах я помогаю папе осматривать пчел на нашей небольшой пасеке. Моей обязанностью было вовремя подымить из дымаря на пчел. Дымарь нужен для того, чтобы пчелы стали смирными и незлобивыми. Как это происходит, мне пояснил папа. Реакция на дым – это важная особенность пчёл. Запах дыма мгновенно приводит всю семью в сильное возбуждение. Пчелы набрасываются на мед и с жадностью напиваются им. Дым для пчел, очевидно, сигнал бедствия. За ним ведь некогда следовал огонь (лесные пожары) - самая страшная беда для всех обитателей леса, в том числе и для пчел. От дыма улетают все насекомые. Чтобы не погибнуть и улететь от огня, пчелы запасались самым необходимым - кормом, источником их пропитания, в первые дни после того, как они оказывались вне своего жилища. Реакция на дым у пчел закрепилась и приобрела наследственный характер. Дым из дымаря пчеловода и теперь вызывает ответную реакцию у пчел, но своего улья они не покидают, так как за этим дымом огня не следует. С зобиками, наполненными медом,  пчелы становятся менее раздражительными и почти не жалят. Вести наблюдение за пчелами в гнезде не так просто. Ведь все они похожи друг на друга и находятся в постоянном движении. Но, осматривая раз за разом, папа меня учит этим хитростям. Пожалуй, самые приметные пчелы — сборщицы пыльцы и танцовщицы. Следить за ними нетрудно и интересно. Пчела, нашедшая богатый источник пищи, возвращается домой и начинает танцевать — выполняет серию движений. Другие пчёлы наблюдают за “солисткой” и начинают повторять её танец. Фигуры пчелиного танца показывают, куда надо лететь и на какое расстояние. Ориентиром для пчёл служит солнце. Хотя в улье темно и пчёлы не видят “танцовщицу”, но зато они осязают и чувствуют её запах. Разучив танец, пчёлы получают всю необходимую для себя информацию и летят согласно полученным данным.

Распознавание матки и трутня.

Во время осмотра пчелиных семей нашим любимым занятием с папой является поиск пчелиной царицы – матки. Кто быстрее увидит её на рамках с тысячами рабочих пчел? От них матка отличается и размером, и внешним видом. Она значительно больше рабочих пчёл (длина её 20-25 мм), имеет удлинённое брюшко, наполовину прикрытое крыльями. Я заметила, что в одном улье матка очень юркая и подвижная, а в другом - наоборот, отличается плавностью и медлительностью своих движений. Папа объяснил, что быстрая – это молодая неплодная матка, а другая – это уже плодная матка. Научилась я находить и трутня. Он имеет очень большое и толстое тело, издает более тяжелый звук, когда он летит. Я сравниваю звук с самолетом. В середине лета, когда корма становится всё меньше и меньше, до сих пор желанные в улье трутни, становятся обузой. В августе я наблюдала, как рабочие пчёлы начинают их кусать, щипать, хватают за усики, ноги, крылья и тянут к выходу. Трутни сопротивляются и стремятся возвратиться обратно, на уютные соты, но всё напрасно. В конце лета трутни сидели у входа в пчелиное жилище, но наши пчелы–охранницы не пускали их обратно, мне даже было их жалко.






Роение пчел.

В начале лета, находясь рядом с ульем, я прислушалась к странным звукам, доносящимся из пчелиного дома. Папа объяснил, что оказывается за пять дней до роения основательница семьи, трепеща крылышками, начинает «трубить». Её вопли отчаяния раздаются всё чаще и чаще. Наконец на неё накатывается лавина рабочих пчёл, и как бы матка не сопротивлялась, её выносят наружу. Изгнанную матку сопровождают несколько тысяч рабочих пчел. Рой составляет примерно половину старой семьи. Все пчёлы роя, перед тем как сжечь за собой мосты, набрали полные зобики мёда и таким образом подготовились к превратностям судьбы. Я не только наблюдала, но и помогала папе собирать с дерева отделившихся пчел половником в роевню, затем мы спустили его в погреб на 7-8 часов и вечером того же дня поместили успокоившихся пчел в новый улей. Я запомнила, что в этот улей папа поставил 1 раму, полную меда 11 рамок с вощиной.

Как я научилась определять погоду летом по поведению пчел.

Погода единственное явление природы, которое не оставляет никого равнодушным. Какая будет погода? Оказывается, тело пчёл покрыто пушком, чувствительным к изменениям влажности. Я наблюдала за этими удивительными созданиями целое лето и пришла к таким выводам:

  • ранний дружный вылет пчёл за взятком предвещает хороший солнечный день;

  • если с утра небо затянуто облаками, а пчёлы всё равно вылетают из ульев, следует ожидать улучшения погоды;

  • пчёлы вылетают из ульев, но держатся вблизи пасеки – верная примета скорого дождя;

  • если пчёлы допоздна продолжают летать за взятком, запасаясь кормом – жди длительного ненастья;

  • если летом пчёлы вылетают из улья и усаживаются на его стенках – быть сильной жаре;

  • при ясной погоде пчёлы с утра не летят за взятком, а сидят в улье и гудят, жужжат - это верный признак скорого дождя (через несколько часов будет дождь);

  • бывает, в солнечный день пчёлы вдруг в массе летят в улей, а встречный лёт отсутствует. Это верный признак грозы.



Правила техники безопасности при работе с пчелами.

Однажды летом мы с папой убирались во дворе, а именно выносили из сарая навоз. Вдруг нас начали атаковать пчелы, одна за другой подлетали и стали жалить. Меня укусило пять пчел, а папу – две. Быстренько мы убежали в дом. Бабушка объяснила, что пчелы не выносят резкого неприятного запаха, и что существуют определенные правила при работе с пчелами.

1. Осмотр пчёл надо проводить в середине дня, когда большинство пчел улетело на медосбор.

2. Одежда должна быть чистой, без посторонних запахов (белый халат, специальный комбинезон).

3. Не злоупотреблять дымом от дымаря, что приводит к озлоблению пчел.

4. Перед предстоящими работами в ульях не употреблять в пищу лук, чеснок, использовать одеколон и другие пахучие вещества.

5. При нахождении на пасеке, всяких работах с пчёлами не производить резких движений, не стукать по ульям, не стоять против летка.

6. Во избежание воровства, не открывать одновременно более 1- 2-х улочек, не капать свежий мёд с рамок, не ронять восковых крошек на землю.

7. Не беспокоить насекомых частыми, не продуманными, бесцельными осмотрами. Всё это очень раздражает и злит пчёл, отвлекает во время взятка от приноса нектара, приводит к снижению медосбора.

8. При возвращении осмотренных рамок в улей не допускать раздавливания пчёл: запах раздавленных насекомых также приводит остальных обитателей к озлоблению.

9. Не производить никаких работ с пчёлами в пасмурную и особенно дождливую, а также ветреную погоду.



Заключение

В ходе данной работы я изучила специальную литературу, провела маркетинговые исследования, познакомилась с местными пчеловодами, посмотрела на пасечные работы, выявила проблемы и перспективы местного пчеловодства, которое нуждается в комплексной государственной поддержке

Список литературы

  1. Буренин, Н. Л. Справочник по пчеловодству / Н.Л. Буренин, Г.Н. Котова. - М.: Колос,, 2012 - 368 c.

  2. Зарецкий, Н. Н. Пособие для начинающего пчеловода / Н.Н. Зарецкий. - М.: Московский рабочий, 2017 - 160 c

  3. Звонарев, Н. М. Азбука эффективного пчеловодства. Организация пасеки. Содержание, разведение, болезни пчел. Продукты пчеловодства / Н.М. Звонарев. - М.: Центрполиграф, 2011. - 128 c.

  4. Киреевский, И.Р. Что нужно знать начинающему пчеловоду / И.Р. Киреевский. - М.: АСТ, 2012.

  5. Корж, Валерий Николаевич Справочник пчеловода-практика / Корж Валерий Николаевич. - М.: Феникс, 2015.


Интернет источники

  1. https://сельхозпортал.рф/art

  2. https://ferma.expert/pchely/



Приложение

Улики нашего хозяйства

Наше пчелиное хозяйство


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!