Стратегии работы с детьми групп риска
1 Гипертимные дети:
- Психологическая характеристика
Гипертимные дети обычно быстрее, энергичнее, активнее, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой не сдержанны. Они быстро выполняют задания, часто делают небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей тщательной собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями , требующими мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей является т.ж. невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Процедура ЕНТ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества являются слабым местом гипертимных детей.
Очень важно не пытаться изменить темп деятельности.
Необходимо развивать функцию контроля, т.е. навыки самопроверки.
Создать ощущение важности ситуации экзамена.
Работа по принципу: «сделал- проверь».
Сидеть такие дети должны отдельно, чтобы возможности общаться были минимальными.
Учащиеся относящиеся к застревающим детям – %
2«Застревающие» дети
- Психологическая характеристика
Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая мобильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое, они основательны и зачастую медлительны. Им требуется длительный ориентированный период при выполнении каждого задания. Если таких детей торопить, темп их деятельности снижается ещё больше.
Процедура ЕНТ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания их различных разделов школьной программы.
Навык переключения тренировать сложно, но реально можно научить пользоваться часами, для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания.
Задача педагога по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать переключаться на следующее задание.
Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
3 Аудиалы и кинестетики.
- Психологическая характеристика
У человека три основные модальности восприятия: аудиальная(слуховая), визуальная(зрительная), и кинестетическая(тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей, доминирующий способ получения и переработки информации.
В отличие от традиционного экзамена, ЕНТ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей визуалов, одновременно усложняя её для детей аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки
Необходимо, чтобы эти дети осознали особенности своего учебного стиля.
Аудиалы могут воспользоваться речью, тихо проговаривая задание вслух
Кинестетикам разрешить какую-то двигательную активность(двигать руками, ногами, выйти из класса).