Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.
Исполнитель:
магистрант 1-го курса
очной формы обучения
направление подготовки
Инновационные процессы в образовании
Дзотцоева Залина Александровна
Игорь Петрович Иванов, доктор педагогических наук Российской Академии образования, профессор
Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов .
Коллективная Творческая Деятельность
коллективная – планируется, организуется, осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей, при отношениях ответственной зависимости;
творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия;
деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.
Постулаты КТД:
- – коллективное творчество;
- – единое дело и добровольное участие в нём;
- – свобода выбора форм деятельности;
- – содружество взрослых и детей;
- – развитие коллектива под влиянием лидеров.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- Формирование и развитие коллектива;
- Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального.
- Обучение правилам и формам совместной работы.
- Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Виды коллективных творческих дел.
- Трудовые КТД. пример: «Трудовой десант»
- Познавательные КТД. пример: “Брейн-ринг”
- Художественные КТД . пример: художественно-эстетическое творчество
- Спортивные КТД. пример: “Спартакиада”
- Общественно-политические КТД .
- Экологические КТД. пример: забота о живом мире природы
Стадии коллективного творческого дела .
1 стадия – предварительная работа коллектива
2 стадия – коллективное планирование
3 стадия – коллективная подготовка КТД
4 стадия – проведение КТД
5 стадия – коллективное проведение итогов КТД
6 стадия – стадия ближайшего последействия
КТД
Пять условий педагогического успеха.
- Первое условие - общая забота .
- Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности .
- Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств .
- Четвертое условие - единый коллектив .
- Пятое условие - творчество, а не шаблон .
Методика организации и проведения КТД.
- Создание мотивации ребенка для участия в КТД
- Мотивы ребенка :
-Потребность в коммуникации (общении).
-Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.
-Желание выиграть (дух соревнования).
-Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
-Осознание развивающей роли КТД.
-Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).
Организационные моменты КТД.
- Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
- Определить место проведения КТД
- Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
- Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наши классные КТД.
Заключение
- Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.