СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая диагностика по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областей. Результаты мониторинга индивидуального развития используются для построения дальнейшей образовательной траектории. О том, как проводится мониторинг, фиксируются результаты оценки, по каким показателям отслеживается динамика развития ребенка, пополняется портфолио его достижений, особенностей и способностей, рассказывается в данной статье.  

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика по ФГОС»

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областей. Результаты мониторинга индивидуального развития используются для построения дальнейшей образовательной траектории. О том, как проводится мониторинг, фиксируются результаты оценки, по каким показателям отслеживается динамика развития ребенка, пополняется портфолио его достижений, особенностей и способностей, рассказывается в данной статье. 

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования1, в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой), «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой), «Тропинки» (под ред. В.Т.  Кудрявцева), «На крыльях детства» (под ред. Н.В. Микляевой), «Детский сад – дом радости» (автор – Н.М. Крылова), «Мозаика» (авторы – В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

  • не сформирован;

  • находится в стадии становления;

  • сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Приложение Показатели развития личности ребенка
в образовательных областях по возрастам2
 

Образовательная область

Показатели развития

Для детей от 3 до 4 лет

Речевое развитие

Использует речь для инициирования общения. Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения

Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь

Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами

Для детей от 4 до 5 лет

Познавательное развитие

Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств

Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога

 

Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения

Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым

Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)

Считает до пяти и отвечает на вопрос: «Сколько всего?»

Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар

Сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения

Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе

Определяет части суток

Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение

Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят

Называет времена года в правильной последовательности

Знает элементарные правила поведения в природе и соблюдает их

Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями

Физическое развитие

Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям

Метает предметы разными способами

Отбивает мяч об землю одной и двумя руками

Уверенно бросает и ловит мяч

Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу

Ориентируется в пространстве, находит правую и левую стороны

Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений

Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя

Для детей от 5 до 6 лет

Социальнокоммуникативное развитие

Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок

Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол

Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада

Самостоятельно по просьбе взрослого готовит рабочее место, убирает материалы по окончании работы

Соблюдает элементарные правила поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах

Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет правила игры сверстникам

 

Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры

Делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, соглашается или не соглашается с мнением товарищей

Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей

Сам (или с помощью взрослого) оценивает свои поступки и поступки сверстников

В повседневной жизни вступает в речевое общение со сверстниками, обсуждает волнующие темы, использует речь в совместных играх, сюжетно-ролевых, режиссерских

Для детей от 6 до 7 лет

Художественноэстетическое развитие

Может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с другим

Называет любимые произведения и их авторов

Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением

Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно

Участвует в создании творческих этюдов

Играет сольно и в оркестре, исполняет несложные мелодии на звуковысотных детских музыкальных инструментах, импровизирует

Активно участвует в музыкальных инсценировках песен, придумывает свои варианты движений в играх и хороводах. Проявляет творчество, участвуя в музыкальных играх-драматизациях и театрализованных играх

Узнает произведения, называет 2–3 авторов, любимые книги, излагает их содержание, в т. ч. произведения большого объема (в беседе с воспитателем или с опорой на книгу)

Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения

С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2–3 художников-иллюстраторов

Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений

Различает жанр произведения

Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений

Использует различные материалы и способы создания изображения

Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами

Создает сюжетные и декоративные композиции, изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры

Различает виды изобразительного искусства, называет основные изобразительные средства


1 На момент подготовки данной статьи к публикации проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования еще не прошли экспертизу. – Примеч. ред. вернуться в текст

2 Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам разработаны ГАОУ ДПО МЦКО совместно с ГБНУ МИРО. – Примеч. авт. вернуться в текст

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!