СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая гостиная «Молодой воспитатель» «Сотрудничество с семьей. Повышение педагогического мастерства по работе с родителями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая гостиная «Молодой воспитатель» «Сотрудничество с семьей. Повышение педагогического мастерства по работе с родителями»»

Педагогическая гостиная «Молодой воспитатель»

«Сотрудничество с семьей. Повышение педагогического мастерства по работе с родителями»

Подготовила: старший воспитатель Дегтярёва Ю.В.



















Педагогическая гостиная

«Молодой воспитатель»

«Сотрудничество с семьей.

Повышение педагогического мастерства по работе с родителями»











Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю.В.

дата проведения

31.01.2019 г.




«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».


Наша встреча посвящена решению одной из задач дошкольного учреждения -
совершенствование форм работы с семьями воспитанников через реализацию модели
взаимодействия «Семья - Ребенок - Социум - Детский сад».

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги» А. С. Макаренко
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы
начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить,
терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт
«жить среди людей».

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного
безоценочного принятия.

Семья… Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь
он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от
взрослых – родителей, воспитателей. Всем хорошо известно, что семья и детский сад
составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно -образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное
учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье
в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную
реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка;
Работу с родителями следует строить, придерживаясь и продумывания содержания
и форм работы с родителями.

Проведение экспресс-опроса с целью изучения их
потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих,
обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных
принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном
образовательном стандарте.

Проблема, с которой воспитатели сталкиваются в работе с родителями – это
видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и
семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность
родителей.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, многие
считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на
работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с
родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить
родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним,
научить его думать, размышлять.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского
сада? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и
мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду?
Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с
удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду
было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей?
Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль»
педагогов.

Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного
образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим перед нами стоит
важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

А сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей
деятельности, совместное планирование предстоящей работы.
Давайте представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад,
вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду:
играют, гуляют, занимаются... А, вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!»,
уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей
и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует,
радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было
анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же
информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась
безрадостная ... И хочется сказать, что такое встречается часто. У педагогов и родителей
есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми,
жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с
родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все
лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые,
эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых
- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Для определения перспектив и содержания работы и форм организации можно
провести анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».

Проанализировав анкеты, Вы увидите результат.

1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?

2. Что такое хороший детский сад?

А. Где любят и уважают детей

Б. Где многому учат

В. Куда дети бегут с удовольствием

Г. Где всегда ждут детей

Д. Где уважают родителей и детей

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги

Ж. Где детям тепло и уютно

З. Иное - где безопасно


3. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?

А. Любит и уважает детей

Б. Учит детей

В. Относится к чужим детям как к своим

Г. Понимает детей и родителей

Д. Это терпеливый воспитатель

Е. Хорошо готовит детей к школе

Ж. Это вторая мама

4. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?

А. Проводит образовательную деятельность, праздники

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка

Г. Обеспечивает безопасность ребенка

Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы

Ж. Общается с родителями на равных

З. Иное


Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс.

Задайте себе вопросы «Моя форма взаимодействия с родителями».

1. Какие формы работы с семьей Вы используете?

Традиционные: родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, папки - передвижки, памятки, анкетирование, папки - раскладушки; Нетрадиционные: семинары, круглые столы, презентации, посиделки, совместные праздники.

2. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является
эффективным?

3. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности группы,
ДОУ? Если нет, почему?

4. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к
профессионалу?

Справедливым, уважительным, адекватным, внимательным, отзывчивым,
доброжелательным, построенным на взаимопонимании, заинтересованность в
совместном воспитании ребенка, в тесном сотрудничестве семьи и детского сада.

5. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала
повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание
родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие
единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми
родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы
личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и
пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать
партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с
педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному»
общению.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю.
Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в
проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и
заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в
них партнеров, единомышленников.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Еще Сухомлинский
говорил, что речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. От процесса
общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его
настроение, его чувства, эмоции. Речь педагога – очень важный элемент в работе.
(привести пример, Здрасте, а чё вы пришли без предупреждения)


Современные формы работы с родителями в ДОУ.

Форма (латинское слово forma) – устройство, структура чего-либо, система
организации чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на коллективные,
индивидуальные и наглядно-информационные.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят
отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ можно вести
по четырём направлениям:

  1. информационно-аналитическое;

  2. познавательное,

  3. наглядно - информационное;

  4. досуговое.

1. Информационно-аналитическое направление включает в себя:

  • анкетирование;

  • консультации;

  • составления социального паспорта семей;

  • изучение специальной литературы: книг, статьей, материал в интернете.
    2. Познавательное направление включает в себя:

  • общие и групповые родительские собрания: «Как вызвать любознательность у
    детей?», «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи ДОУ», «Семейные традиции и праздники»» и т. д.;

  • семинары «Игровые упражнения по формированию математических
    способностей в кругу семьи»;

  • анкетирование: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»;

  • день открытых дверей;

  • беседы с родителями: «Режим - главное условие здоровья для малышей»,
    «Гигиена одежды вашего ребёнка», «Поговорим о здоровье!», «Что такое подготовка к школе», «Питание ребенка летом» и др.;

  • консультации: «10 заповедей воспитания», «Нужно ли учить ребенка общению»,
    «Роль игры в жизни ребёнка», «Роль семьи в осуществлении здоровье сбережения
    дошкольников»;

  • мастер-классы: «Учимся делать прически», «Сделаем подарок малышу»;

  • совместное создание развивающей предметно-пространственной среды группы и
    участка.

3. Наглядно - информационное направление включает в себя:

  • уголки для родителей

  • папки-передвижки: «Первый раз в детский сад», «Времена года», «Витамины для
    детей», «Азбука пешеходов», «Как рассказать детям о войне»

  • презентации: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения».

  • тематические выставки рисунков: «Защитники Отечества», «Мама – солнышко
    моё», «Мой край родной», «К дню великой Победы» и др.

  • выставки конкурсных работ: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Зимняя
    кормушка», «Лучшая поделка».

  • фотовыставки и фотоколлажи: «Мы выбираем ЗОЖ», «Мама папа я дружная
    семья», «Наши праздники».

4. Досуговое направление, это:

Праздники: «Праздник Осени», спортивный праздник к «Дню матери», «Новый
год», «День защитника Отечества», «День бантика» к 8 Марта, конкурсная программа
«Наша семья».

Развлечения: День знаний - «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»,
«ЗУЛ», «Широкая Масленица», «День прилета птиц», «1 апреля – день смеха», «Папа,
мама, я – дружная семья» ко Дню Семьи.

Дни здоровья: совместный с родителями спортивный досуг «Спортивная азбука»,

Театрализованные постановки: «Витаминная семейка»,

Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где
обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. На собрании не стоит придавать
гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Перед собранием можно провести опрос родителей по теме собрания. Анкеты
заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и
т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети. Изготовление памяток с советами на тему собрания. Подготовка конкурсов, выставок, фото отчётов Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания. Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента). Подготовка плакатов по теме собрания и т.д. Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с
родителями, как исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является
родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не
только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги,
представители медицинской службы, учителя начальной школы, педагоги-психологи и
т.д.

Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Тренинговые игровые
упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с
ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять
нежелательные конструктивными.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение
различных конкурсов.

В работе с родителями следует использовать такую форму, как «Родительский
университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных
традиций).

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является
индивидуальная работа с каждым родителем.

Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи
педагога с семьей, его ежедневное общения с отцом, матерью, другими членами семьи.
Беседы должны отвечать определенным требованиям: быть конкретными и
содержательными; давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания
ребёнка.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются
консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что
беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы
родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

С родителями также можно использовать индивидуальные блокноты, куда
воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут
помечать, что их интересует в воспитании детей.

Главная задача наглядной пропаганды – целенаправленное систематическое
применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи
семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды
наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

Примером информационной пропаганды служит родительские центры. Материалы центра можно разделить по содержанию на две части: материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня,
объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки.
Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские
книги, альбомы и т.д. Выставки также могут работать, демонстрируя родителям важный
раздел программы, например: «Изобразительная деятельность детей в семье и детском
саду», «Игрушка и ее воспитательная роль»,

Информационные листки еще одна из форм работы с родителями, которые могут
нести в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.

Очень интересная и удачная форма работы - родительская газета оформляется
самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся
опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя
мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей является и библиотека игр.
Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с
ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке
появляются новые игры, придуманные взрослым вместе с детьми.


Мы все вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и
родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными
помощниками для нас с вами.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд,
не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией,
инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.
Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо
стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей.

1 команда: «Педагоги»,

2 команда: «Родители»,


Задание: «Вопрос-ответ»

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль
    семьи в воспитании ребенка (Конституция РК, Закон «Об образовании», Конвенция о
    правах ребенка, Семейный кодекс)

  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей?
    (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

  4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?
    (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен,
    выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы
    родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными
    навыками)

  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного
    общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика,
    риторика, и т.д.)

  6. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование,
    письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с
    приглашением родителей).

И так 1 задание: каждая команда должна написать на лист бумаги методы работы с родителями в ДОУ, а затем прочитать нам их (Команды перечисляют: наблюдение,
беседа, тестирование, анкетирование).

Педагог: Формы работы в ДОУ делятся на: традиционные и нетрадиционные. Я
предлагаю команде «Педагоги» перечислись традиционные формы работы, а команде
«Родители» перечислись нетрадиционные формы работы.

1 команда: традиционные: родительские собрания, групповые и общие
родительские, конференции, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому.

2 команда: нетрадиционные: родительские тренинги, дискуссии, психологические
разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера,
родительские чтения, родительские ринги.

Задание для команды «Педагоги»: Инсценируйте пожалуйста, ситуацию
«Ребенок не хочет заходить в группу, капризничает, не отпускает маму». Команда
«Родители» должна проанализировать сцену и рассказать, что понравилось, а где родитель
или воспитатель поступили неправильно.

Задание для команды «Родители»: Инсценируйте пожалуйста, ситуацию «Вашего
ребенка пришли забирать 19ч.15 мин, заранее не предупредив вас». Команда «Педагоги»
должна проанализировать сцену и рассказать, что понравилось, а где родитель или
воспитатель поступили неправильно.

Одной из важнейших задач современного образования является установление
партнерских отношений с родителями через реализацию модели взаимодействия «Семья –

Ребенок - Социум - Детский сад». Составной частью взаимодействия педагога с
родителями – является общение.

Зачастую не всегда родителям и педагогам хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Следующее задание: психологическая пауза.

Сейчас вы увидите на слайдах эмоции. Прочитав написанное, вы должны это
изобразить.
Стыд Обида Грусть Огорчение Радость Удивление Любопытство Злость Гордость
Высокомерие Страх Усмешка Недовольство Интерес Самодовольство


Решение педагогических ситуаций.

Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

  1. Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из
    детского сада;

  2. Родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без
    медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

  3. Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной
    одежде;

Игра «Всё равно ты молодец» Упражнение выполняется в кругу. Первый участник продолжает фразу: «Окружающим людям не нравится, что я…». Второй отвечает ему: «Все равно ты молодец, потому что…». Далее следующие и так пока все не выскажутся по кругу. Таким образом, проводится обсуждение чувств человека, который получил поддержку.

Вывод: общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их
недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников
быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая
постоянные претензии в их адрес».

Итогом нашей встречи будет упражнение, «Какие мы хорошие». Участникам
раздаются лепестки ромашки, на которых предлагается написать то положительное
качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями. Далее «лепестки»
приклеиваются на ватман, на котором изображена семья. Зачитываются все качества,
которые применяют педагоги в своей работе.

Вывод: цель у педагогов и родителей общая – любить, воспитывать и развивать
детей.

Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.


УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

  • Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа
    «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как
    эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают
    протест со стороны родителей.
    Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику
    свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы
    «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника
    и не способствуют процессу общения.

  • Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя
    должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не
    умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в
    поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают
    родителей и настраивают против вас.

  • Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся
    педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает
    взаимопонимание между семьей и детским садом.

  • Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о
    семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения
    стали достоянием гласности.

  • Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных
    ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все
    вышеперечисленные правила общения с родителями.


Литература:

  1. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей:
    пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.

  2. А.В. Ненашева, Н.Н.Осинина: «Коммуникативная компетентность педагога
    ДОУ»

  3. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия

  4. Леви В.Л. Искусство быть собой.

  5. Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу».

  6. Н.В. Микляева, Н.Ф. Лагутина «Содружество» программа взаимодействия
    семьи и детского сада.

  7. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина Работа ДОУ с семьёй

  8. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями








Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по Ф.Ф. Ряховскому)


Инструкция

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро,
однозначно «да», «нет», «иногда».

«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.


_____________________________________________________________________________


  • Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас
    ожидание из колеи? _____

  • Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,
    информацией перед родителями? _____

  • Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до
    последнего момента? _____

  • Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях
    воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос? _____

  • Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей
    дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого
    поручения? _____

  • Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями, с
    коллегами, руководством? _____

  • Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми? _____

  • Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно
    задает Вам вопросы? _____

  • Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они
    разговаривают на «разных языках»? _____

  • Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли
    выполнить? _____

  • Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в
    том или ином сложном воспитательном вопросе? _____

  • Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания,
    предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор? _____

  • Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и
    родителями? _____

  • У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного
    воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете? _____

  • Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей? _____

  • Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем
    провести устную консультацию? _____


Общее количество баллов _________________










Результаты


Оценки ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится
испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы
вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами.
Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует
коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В
основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на
родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные,
придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие
прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями
приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать
общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых
контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников
является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете, эту особенность
своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с
родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную
коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните,
ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с
родителями!

19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке
чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с
большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь
активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания».
Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне
критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым
родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей,
достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не
навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями
не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать
контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите
многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9 – 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в
беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите
бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их
выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они
воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у вас
раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при
столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать
содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому
родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и
дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно
довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь
его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской
и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы
многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения.
Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или
невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди
родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают
необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее
обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами.
Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с
родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и
сдержанность, уважительно относитесь к людям.



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!