СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая гостиная «Молодой воспитатель» «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей дошкольников. Подготовка к утренникам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая гостиная «Молодой воспитатель» «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей дошкольников. Подготовка к утренникам».»

Педагогическая гостиная «Молодой воспитатель»

«Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей дошкольников. Подготовка к утренникам».

Подготовила: старший воспитатель Дегтярёва Ю.В.


















Педагогическая гостиная

«Молодой воспитатель»

«Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей дошкольников. Подготовка к утренникам».










Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю.В.

дата проведения

29.12.2018 г.


Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами рассмотрим одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального воспитания и развития детей. От ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении непосредственно осуществляется музыкальным руководителем с помощью воспитателей.

Музыкальный руководитель проводит организованную образовательную деятельность (ООД) - музыкальные занятия разных видов и форм, праздники, развлечения при участии воспитателя. Воспитатель организовывает образовательную деятельность (ОД) по музыкальному воспитанию вне ООД (занятий) — управляет самостоятельной художественной деятельностью, организовывает игры, слушание музыки, готовит инсценировки и т.п. Значительную часть работы воспитатель осуществляет под руководством и во взаимодействии с музыкальным руководителем.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе дошкольного учреждения, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать?

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Недопустима практика, когда воспитатель возрастной группы отсутствует на музыкальном занятии, или является его пассивным участником. Воспитатель вместе с детьми приходит в музыкальный зал в удобной одежде и обуви (лучше иметь специальную обувь – чешки или балетки) и занимается вместе с детьми и музыкальным руководителем – поет, танцует, играет, помогает в организационных моментах и тому подобное.

Увы, нередко воспитатель все еще считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность организованной образовательной деятельности оказывается гораздо ниже возможной.

Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Рассмотрим их функции и обязанности.

Существует 8 общепедагогических функций:

  • информационная.

  • развивающая.

  • мобилизационная.

  • ориентационная.

  • конструктивная.

  • организаторская.

  • коммуникативная.

  • исследовательская.

Из них 1-4 - педагогические функции, 5-6 - функции общетрудовые, направленные на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

1. Информационная функция. Передача музыкальной информации детям. Чтобы успешно осуществлять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания по своему предмету, уметь подать их детям, владеть культурой речи.

Содержание этой функции в деятельности музыкального руководителя специфичное. Музыкальную информацию педагог передает, прежде всего, исполняя музыкальные произведения. Слушатель воспринимает музыку, написанную композитором, только через исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведений для детей — основное умение педагога — должно быть профессиональным, ярким. Запись не всегда способна целиком заменить живое звучание инструмента. Кроме того, есть ряд важных умений, обязательных для музыкального руководителя:

  • доступное для детей пояснение содержания музыкального произведения;

  • умение подобрать высокохудожественный репертуар;

  • умение отобрать методы и приемы, эффективные для определенной возрастной группы, умение творчески их применять.

Информационная функция музыкального руководителя и воспитателя, который не имеет специального музыкального образования, не одинакова. Воспитатель, как правило, не владеет инструментом, поэтому он использует записи.

Воспитатель может закрепить музыкальные впечатления (информацию о музыке) детей, прослушивая с ними записи произведений, которые звучали на занятии. Такое повторное слушание не требует развернутой беседы, а лишь короткого напоминания ярких характеристик, музыкальных образов, средств музыкальной выразительности.

Воспитатель обогащает музыкальные впечатления с помощью игр, инсценировок, повторов репертуара утренников и развлечений. Он может обращаться и к произведениям, которые не звучали на занятиях. Это музыкальные сказки, фильмы, мульфильмы, детский эстрадный репертуар.

Некоторые музыкальные развлечения, досуги воспитатель проводит самостоятельно под руководством музыкального руководителя (например, кукольный театр, инсценировки, импровизированные концерты).

Итак, акцентируем внимание на функциях педагогов:

Музыкальный руководитель:

  • исполняет репертуар профессионально, ярко, грамотно пользуется аудио- и видео – записями;

  • умеет доступно пояснять содержание музыкального произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры;

  • проводит (при активном участии воспитателя) ООД «Музыкальная деятельность», праздники, развлечения, досуги.

Воспитатель:

  • организует повторное прослушивание музыкальных произведений в группе без развёрнутой беседы о музыке;

  • поощряет повторение в группе фрагментов праздничных утренников и развлечений в СХД детей;

  • обращается к произведениям, не звучащим на музыкальных занятиях (мультимедийные материалы, аудиосказки, сказки, озвученные музыкой);

  • проводит некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством музыкального руководителя;

  • владеет элементарными исполнительскими навыками и умениями во всех видах музыкальной деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах;

  • знает методику музыкального воспитания, умеет применять разнообразные методические приёмы.

2. Развивающая функция. Педагог любого профиля, обучая детей, должен развивать их способности, учит самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления. Для этого педагогам необходимо знать методику диагностического обследования музыкальных способностей детейсовременные (нестандартные) методы обучения, уметь применять их на практике.

Воспитатель знает общие методы диагностики, помогает музыкальному руководителю в проведении диагностики музыкального развития детей. Воспитатель может фиксировать некоторые показатели, например, внешние эмоциональные проявления, длительность внимания, высказывания детей, соответствие движений музыке и т.д. Участие в диагностике позволяет воспитателю планировать и свою индивидуальную работу с детьми.

Воспитатель помогает музыкальному руководителю подготовить и провести некоторые виды ООД, например, комплексную, интегрированную.

Акцентируем внимание на функциях педагогов:

Музыкальный руководитель:

  • обогащает детские музыкальные впечатления, развивает музыкальные способности, стимулирует творчество;

  • владеет методикой диагностикой музыкальных способностей. Проводит диагностику музыкальных способностей;

  • использует проблемные, развивающие, интерактивные методы обучения и умеет применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств;

  • владеет творческими умениями в каждом виде музыкальной деятельности, умеет показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности;

  • применяет индивидуально-дифференцированный подход к детям - использует разные по сложности задания;

  • применяет различные виды и формы ООД.

Воспитатель:

  • знает методы диагностики и помогает музыкальному руководителю в её проведении;

  • поддерживает интерес детей к музыкальной деятельности, создает проблемные ситуации, активизирует самостоятельность и творческие проявления детей;

  • помогать проводить различные виды ООД, особенно комплексные, интегрированные;

  • использует музыку на других видах ООД с развивающими целями (ИЗО, художественное слово и т.д.).

3. Мобилизационная функция включает умение влиять на эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

И музыкальный руководитель и воспитатель должны сами увлекаться музыкой, которую исполняют или предлагают, про которую рассказывают; владеть разнообразным репертуаром и приемами работы с ним. Для этого им необходимы такие качества, как артистизм, находчивость, способность к творчеству.

Акцентируем внимание на функциях педагогов:

Музыкальный руководитель знает разнообразный репертуар и умеет отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, заинтересовывает музыкальной деятельностью, применяя приемы игрового, проблемного, поискового, развивающего характера.

Воспитатель:

  • ориентируется в музыкальном репертуаре и с помощью музыкального руководителя отбирает доступные детям фрагменты для использования в других видах та формах работы;

  • умеет организовывать в увлекательной форме слушание музыки и музыкальную деятельность;

  • способствует желанию детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью, привлекает к играм в музыкальном и театральном центрах с учетом пожеланий и предпочтений детей;

  • находит индивидуальный подход к каждому ребёнку.

4. Ориентационная функция. Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности. Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя — сформировать в детях отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной), заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства.

Воспитатель поддерживает интерес детей к музыкальной деятельности и закрепляет уважительное отношение детей к искусству, формируемое музыкальным руководителем.

Акцентируем внимание на функциях педагогов:

Музыкальный руководитель:

  • формирует у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной);

  • заинтересовывает детей музыкой.

  • будит и развивает эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.

Воспитатель поддерживает и развивает ценностные установки, формируемые музыкальным руководителем.

Для успешного выполнения этих функций и музыкальному руководителю и воспитателю необходимо обладать следующими качествами:

  • любовь к музыке;

  • артистизм;

  • находчивость;

  • изобретательность;

  • способность к творчеству;

  • музыкальная культура;

  • эрудиция;

  • увлечённость профессией.

5. Конструктивная функция. Включает в себя 3 компонента:

  • отбор и композиция учебно-воспитательного материала;

  • планирование структуры собственных действий и действий детей;

  • планирование учебно-материальной базы для проведения работы.

Акцентируем внимание на функциях педагогов:

Музыкальный руководитель:

  • намечает перспективы музыкального воспитания – основные задачи, формы организации музыкальной деятельности, основной репертуар в соответствии с Программой, работу с родителями и педагогами;

  • определяет тему и план самообразовательной работы, учитывая ее актуальность и полезность для детей и учреждения;

  • составляет перспективный план культурно - досуговой деятельности, с учетом предложений воспитателя;

  • планирует ООД, индивидуальную работу с детьми с учетом поэтапной реализации программных задач и репертуара.

Воспитатель участвует в процессе планирования, вносит конструктивные предложения по тематике, форме проведения культурно-досуговых мероприятий, участвует в корректировке перспективно-календарного планирования, имея «совещательный голос».

6. Организаторская функция.

Музыкальный руководитель:

  • проводит индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей, активно участвует в методических мероприятиях учреждения – педагогических советах, семинарах, творческих группах, обмене опытом и т.д. Знакомит педагогов с новейшими технологиями музыкального развития дошкольников;

  • активно участвует в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий учреждения;

  • проводит работу с родителями – участвует в родительских собраниях, общих и групповых, проводит индивидуальные, подгрупповые консультации и беседы, размещает информацию в родительских уголках, сайтах, блогах.

Воспитатель:

  • знакомится с новейшими технологиями музыкального развития дошкольников, вместе с музыкальным руководителем отрабатывает на практике наиболее эффективные, использует их вне ООД «Музыкальная деятельность»;

  • помогает музыкальному руководителю проводить открытые мероприятия и работу с родителями;

  • активно участвует в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий учреждения.

7. Коммуникативная функция. Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны обладать следующими личностными качествами:

  • любовь к детям;

  • терпеливость;

  • внимательность;

  • доброжелательность;

  • справедливость;

  • уравновешенность;

  • контактность;

  • выдержка;

  • культура общения.

8. Исследовательская функция предполагает стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.

Музыкальный руководитель:

  • следит за выходом новейшей специальной литературы, появлением интересных разработок, технологий;

  • внедряет в практику работы новейшие методы и приёмы обучения;

  • активно участвует в методических мероприятиях разного уровня, проходит курсы повышения квалификации, участвует в конференциях и конкурсах;

  • знакомится с передовым педагогическим опытом и использует в собственной практике наиболее соответствующий целям и условиям учреждения;

  • разрабатывает, при поддержке и в сотрудничестве со старшим воспитателем, собственный ППО; реализует тему и план самообразовательной работы, учитывая ее актуальность и полезность для детей и учреждения;

  • при поддержке и в сотрудничестве со старшим воспитателем (заведующим) способствует повышению мастерства воспитателей в области музыкального воспитания и развития детей.


РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ООД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В 1-ой части ООД воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет задействовать одновременно зрительное и слуховое восприятие детей.

Во 2-ой части ООД при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо дает указания детям, следит за дисциплиной.

При пении:

а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей; во время упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;

б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).

Но!!! ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.

При дальнейшем разучивании и совершенствовании исполнения песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом этапе только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.

При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.

В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель:

а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей; с малышами играет на всех этапах разучивания игры;

б) в сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2-ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей; игру детей прерывать не следует.

После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнение для дальнейшего её совершенствования.

То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску (парную, тройками), элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.

В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.

В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В 3-ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРАЗДНИКЕ)

Деятельность воспитателя на праздничных утренниках разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Из числа воспитателей, как правило, выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками дошкольного учреждения: в какой момент необходимо переодеть, вывести детей и т.д.

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.

Стоит остановиться на внешнем виде и месте расположения воспитателя на празднике.

Прежде всего – внешний вид. И ведущий и воспитатели/педагоги, участвующие в празднике должны выглядеть аккуратно, интеллигентно и нарядно, даже если они присутствуют в зале эпизодически. Наряд педагога не должен быть кричащим или слишком ярким, чтобы не отвлекать внимание зрителей от детей. Он должен быть удобным, чтобы педагог мог и присесть и наклониться и быстро пройти по залу. Существуют несколько «табу»: глубокое декольте и мини, макси в пол (для ведущей, которая мало двигается по залу, а скорее служит «украшением» зала можно сделать исключение), слишком высокий каблук и платформа.

Место ведущей часто определяется пространством музыкального зала – играют роль и расположение дверей, сцены, и расположением детей в ходе праздника. Предлагаем несколько усредненных вариантов «места ведущего»:

  • по центру, со смещением к задней стене;

  • по центру, со смещением к боковой стене, в доступной близости от выхода из зала;

  • в первой линии от зрителей со смещением к стене.

Где бы ни расположился ведущий, основное условие – он визуально не перекрывает детей. Если предполагается, что какая-то часть праздника проходит без активного участия ведущего (герои ведут свою часть сами, номера сменяют друг друга без объявления), ведущий может присесть рядом с детьми, в конце ряда или просто незаметно «исчезнуть» на несколько минут, спокойно пройдя к выходу или за кулисы позади детей.

Педагоги, которые участвуют вместе с детьми в празднике также соблюдают некоторые правила: в случае необходимости передвигаются по залу позади детей, направляют их незаметно, лучше всего – давая тихие словесные указания и команды, своевременно и тактично приходят на помощь детям в случае затруднений. Своевременно приходят на помощь ведущему и музыкальному руководителю в случае непредвиденных заминок в ходе праздника. На этот случай нужно заранее оговорить несколько диалогов или игр для родителей, несложную игру для детей. Если дети по ходу сценария сидят на стульчиках, воспитатель присаживается вместе с ними, в конце ряда.

Особого внимания заслуживает тема «шпаргалок». Недопустимо чтение ведущего и героев «с листа». Диалоги героев должны быть выучены и отрепетированы. Исключение может составлять красиво оформленная, маленькая открытка в руках у ведущей (не папка, и не стопка листов!!!) – в ней может быть порядок номеров и важные реплики. В случае необходимости порядок номеров и подсказки могут быть расположены на входе или на декорациях, например, с обратной стороны занавеса или елки. В крайнем случае, педагог может заглянуть туда, передвигаясь по залу в соответствии с сюжетом.

Острой проблемой остается распределение ролей. Напоминаем: на детском празднике главными участниками являются именно дети. Именно между ними распределяются роли. Взрослые берут на себя роли только тех персонажей, которые по логике вещей не может играть ребенок, например, Дед Мороз. Взрослые персонажи появляются на празднике в качестве сюрприза для детей и в очень ограниченном количестве. При распределении ролей между взрослыми недопустима ситуация, когда педагоги категорически отказываются играть. Это вопрос лежит в сфере нравственной ответственности педагога и регулируется коллегиально, внутри коллектива.

При проведении праздника ведущий должен:

  • знать сценарий;

  • владеть залом;

  • знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения;

  • регулировать регламент, темп проведения праздника;

  • поддерживать взаимосвязь между музыкальным руководителем, воспитателями, лучше всего посредством условных сигналов;

  • избегать дисциплинарных указаний и замечаний, отдавая предпочтение невербальным тактичным сигналам детям и воспитателям;

  • «видеть» всех детей.

Слаженная работа коллектива дошкольного учреждения обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни дошкольного учреждения, имеющее большое воспитательное значение.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям, приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!