СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая гостиная социально-коммуникативное развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическа гостиная социально-коммуникативное развитие.Трудовое воспитание.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая гостиная социально-коммуникативное развитие»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад№8 «Колосок».

















Педагогическая гостиная на тему: »Социально -коммуникативное развитие .Трудовое воспитание детей старшего возраста».











































Подготовила воспитатель: Макеева Л.В.

Одним из путей формирования у дошкольников старшего возраста социально-коммуникативного развития является ознакомление с профессиями. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, средствах сообщения, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте. Знания о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей — важнейший компонент психологической готовности к труду. Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремиться подражать взрослым. Поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение. Усвоение детьми определенных знаний  о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу .

Актуальность: В условиях перехода дошкольных образовательных организаций на ФГОС перед воспитателями ставятся задачи развития детей в соответствии с новыми стандартами, формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Таким образом, системная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых способствует формированию позитивных установок к различным видом труда, становлению самостоятельности, саморегуляции собственной деятельности, воспитанию положительного отношения к труду, желания трудиться

Мы живем в государстве, где труд человека является главной связью людей в обществе. И в то же время мы все больше осознаем, что трудовому воспитанию наших детей и особенно детей дошкольного возраста мы уделяем все меньше и меньше внимания. Почему это так происходит?

Опыт актуален, так как мы наблюдаем снижение интереса детей к труду. Наш современный ребенок уже привык, что все за него сделают взрослые. Отсюда вытекает вторая проблема - отсутствие желания детей участвовать в повседневной трудовой деятельности, а, следовательно, и низкий уровень сформированности трудовых умений к концу дошкольного возраста. Чаще всего мы, взрослые, сами не обогащаем знания детей о труде взрослых, а на их вопросы «Где ты работаешь?», «Чем занимаешься?» говорим: «Отстань, подрастешь, поймешь».

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из самых важных задач нашего общества.

Раньше в старые времена профессий было мало. Есть такая детская считалочка: "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?"

Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, в своей работе я использую дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.

  • Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

  • Подвижная (сюжетная, несюжетная)

  • Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, мною в группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволяет мне через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. В группе созданы такие условия для ознакомления с трудом взрослых, что процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группе оформлены специальные Центры :по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом, центр театрализации, патриотический уголок-в котором есть материал для ознакомления с военными профессиями в стране, игровой центр. Оформлен трудовой уголок, в котором есть «методическая копилка» дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых; картотека дидактических игр-упражнений, загадок по ознакомлению с трудом взрослых; т набор карточек по разным профессиям; иллюстративный материал по ознакомлению с трудом взрослых; художественная литература по ознакомлению с профессиями; тематические альбомы: «Все профессии нужны», «Профессии моих родителей».

Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр; картотеки подвижных игр, физминуток, артикуляционных гимнастик, пословиц, поговорок о труде, о различных профессиях.



Правильно созданная предметно-развивающая среда в группе позволила:

  • углубить практические знания воспитанников;

  • выявить интересы и склонности воспитанников;

  • развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Использую традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанником.

Нетрадиционные формы:

  • творческое моделирование и проектирование;

  • разработка и составление алгоритмов;

  • просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

  • виртуальные экскурсии.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение ребенок может стать шофером, пожарным, врачом.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, я предлагаю детям такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д..

Особым вниманием пользуются у воспитанников моей группы настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Театрализованная игра - игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволила задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений фиксирую внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияет на поведение воспитанников, их отношение к людям труда. Мной были организованы наблюдения за работой дворника - по сезонам. В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья.

Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Знакомство с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Для этого я использую видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Детям были показаны вертуальные экскурсии: «Как создается книга»-типография, »Процесс изготовления муки»-экскурсия на мельницу, экскурсия «Театр», «На стройке» и др.

Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. В нашей группе вместе с ребятами и родителями мы проводим работу по проекту «Мама, папа и я трудовая семья».Я создала проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. В проекте использую модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, мы совместно с детьми определили этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде, знакомство с профессиями в старину, где дети узнали как зарождались профессии .

Формы работы с родителями

-консультации по трудовой деятельности;

-индивидуальные беседы с рекомендациями;

-родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности;

-рекомендации по выбору и приобретению развивающих дидактических игр, мультфильмов по ознакомлению с профессиями;

-создание странички к тематическому альбому «Профессии моих родителей»;

- разъяснительная и образовательная работа

Чтобы лучше узнать о профессиях родителей: родителям был предложен метод экскурсии на своей работе с детьми . В результате ознакомления с профессией, детьми и родителями совместно был сделан альбом "Профессии моих родителей".

Такие представления о профессиях позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

Таким образом, системная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых способствует формированию позитивных установок к различным видом труда, становлению самостоятельности, саморегуляции собственной деятельности, воспитанию положительного отношения к труду, желания трудиться, обогащает опыт общения сверстников друг с другом, воспитывает гордость и уважение к труду родителей и других взрослых, способствует обогащению детско-родительских отношений.

Отсюда возможно обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!