Педагогическая концепция: правовые, теоретические, организационные и практические основы педагогической деятельности школьного учителя в современных условиях.
А. В. Никитина, учитель истории ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области.
Нормативно-правовая база деятельности педагога:
Деятельность педагога регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом.
Международный уровень: Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН
от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребёнка
принята резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
Федеральный уровень: Конституция Российской Федерации
принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (с поправками), Семейный кодекс Российской Федерации
принят Государственной думой 8 декабря 1995 года
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации",
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), Локальные акты: Устав, Положение о родительском комитете, Положение о контрольно инспекционной деятельности, Положение о педагогическом совете, должностная инструкция
Общетеоретические основы педагогической концепции:
Теория развития личности в деятельности.
Воспитательный и образовательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Реализации учебной деятельности воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется единством деятельности воспитателей и воспитанников. Особенность деятельностного подхода в том, что целеполагание осуществляется:
В интересах воспитательного процесса в целом, в интересах каждого воспитанника индивидуально, по периодам его развития;
В интересах воспитателя, с учетом его личностных смыслов педагогической деятельности, с учетом его способностей, идеалов, в интересах его самореализации.
В контексте деятельностного подхода воспитанник – не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Человек должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. Из убеждения в его истинности, ценности, значимости для него, общества, для близких.
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:
принцип субъективности воспитания и учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
принцип результативности и высокой мотивированности каждого вида деятельности;
принцип нравственного обогащения и сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.
Решение основных задач, связанных с внутренними изменениями в учебном процессе, предполагает следующее:
активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
Поэтому на каждом уроке необходимо стремиться к тому, чтобы учеником была осознана цель предстоящей деятельности, осмыслены и внутренне приняты мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом; предоставлена возможность выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности, обеспечена возможность самостоятельного выполнения учебного действия, создана ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, удержать его, произвести его самооценку.
Задачи определяются по трем направлениям учебно-воспитательного процесса.
1. Задачи развития.
Создать условия для выявления, развития и реализации способностей учащихся;
Развивать познавательные, исследовательские навыки школьников, поощрять творческую активность учащихся
Развивать умение ставить цель, планировать работу, и добиваться результатов, анализировать и оценивать свою деятельность.
2. Задачи обучения.
Обеспечить достижение всеми учащимися требований обязательного содержания минимума образования по образовательным областям базисного учебного плана.
Повысить уровень сформированности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих “умение учиться”.
3. Задачи воспитания..
Способствовать развитию эмоционально-ценностного восприятия мира.
Прививать навыки самоорганизации.
Воспитывать гражданина, патриота на основе традиционных нравственных ценностей.
Деятельностный подход в обучении реализуется следующими методами: активные, интерактивные, исследовательские, проектные, творческие. В наших условиях среди названных методов наиболее успешны могут быть активные, интерактивные и проектные методы.
Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств и рефлексии.
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. К методам интерактивного обучения относятся: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, работа в малых группах, незаконченное предложение, мозговой штурм, ролевая (деловая) игра, дискуссия другие.
Проектный метод: составление на уроках и во внеурочной деятельности мини проектов. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода
Создание проблемной ситуации
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
Проектирование решений проблемной ситуации
Выполнение действий (заданий)
Анализ результатов деятельности
Подведение итогов
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации воспитанников.
Формы самореализации школьников: Выставки (тематические и авторские), презентации, игровые проекты