СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая концепция: правые, теоретические, организационные и практические основы педагогической деятельности школьного учителя в современных условиях

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательны и образовательный процесс в аспекте деятельностного подхода в том, что целеполагание осуществляется: 1) В интересах воспитательного процесса в целом, в интересах каждого воспитанника индивидуально,по периодам его развития; 2) В интерсах воспитателя , с учетом его личностных смыслов педагогической деятельности, с учетом его способностей, идеалов, в интересах его самореализации;

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая концепция: правые, теоретические, организационные и практические основы педагогической деятельности школьного учителя в современных условиях»

Педагогическая концепция: правовые, теоретические, организационные и практические основы педагогической деятельности школьного учителя в современных условиях.


А. В. Никитина, учитель истории ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области.


Нормативно-правовая база деятельности педагога:
Деятельность педагога регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом.

Международный уровень: Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН 
от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребёнка
принята резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

Федеральный уровень: Конституция Российской Федерации
принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (с поправками), Семейный кодекс Российской Федерации
принят Государственной думой 8 декабря 1995 года
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации",
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), Локальные акты: Устав, Положение о родительском комитете,  Положение о контрольно инспекционной деятельности, Положение о педагогическом совете, должностная инструкция


Общетеоретические основы педагогической концепции:

Теория развития личности в деятельности.

Воспитательный и образовательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Реализации учебной деятельности воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется единством деятельности воспитателей и воспитанников. Особенность деятельностного подхода в том, что целеполагание осуществляется:

  1. В интересах воспитательного процесса в целом, в интересах каждого воспитанника индивидуально, по периодам его развития;

  2. В интересах воспитателя, с учетом его личностных смыслов педагогической деятельности, с учетом его способностей, идеалов, в интересах его самореализации.

  3. В контексте деятельностного подхода воспитанник – не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Человек должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. Из убеждения в его истинности, ценности, значимости для него, общества, для близких.

Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

              принцип субъективности воспитания и учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

              принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

             принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

              принцип результативности и высокой мотивированности каждого вида деятельности;

              принцип нравственного обогащения и сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.
Решение основных задач, связанных с внутренними изменениями в учебном процессе, предполагает следующее:

  • активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

  • организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные   отношения в процессе учебной деятельности;

  • обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Поэтому на каждом уроке необходимо стремиться к тому, чтобы учеником была осознана цель предстоящей деятельности, осмыслены и внутренне приняты мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом; предоставлена возможность выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности, обеспечена возможность самостоятельного выполнения учебного действия,  создана ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, удержать его, произвести его самооценку.


Задачи определяются по трем направлениям учебно-воспитательного процесса.

1. Задачи развития.

  • Создать условия для выявления, развития и реализации способностей учащихся;

  • Развивать познавательные, исследовательские навыки школьников, поощрять творческую активность учащихся

  • Развивать умение ставить цель, планировать работу, и добиваться результатов, анализировать и оценивать свою деятельность.

2. Задачи обучения.

  • Обеспечить достижение всеми учащимися требований обязательного содержания минимума образования по образовательным областям базисного учебного плана.

  • Повысить уровень сформированности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих “умение учиться”.

3. Задачи воспитания..

  • Способствовать развитию эмоционально-ценностного восприятия мира.

  • Прививать навыки самоорганизации.

  • Воспитывать гражданина, патриота на основе традиционных нравственных ценностей.

Деятельностный подход в обучении реализуется следующими методами: активные, интерактивные, исследовательские, проектные, творческие. В наших условиях среди названных методов наиболее успешны могут быть активные, интерактивные и проектные методы.

Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств и рефлексии.

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. К методам интерактивного обучения относятся: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, работа в малых группах, незаконченное предложение, мозговой штурм, ролевая (деловая) игра, дискуссия другие.

Проектный метод: составление на уроках и во внеурочной деятельности мини проектов. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).


Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода

  • Создание проблемной ситуации

  • Целевая установка

  • Мотивирование к деятельности

  • Проектирование решений проблемной ситуации

  • Выполнение действий (заданий)

  • Анализ результатов деятельности

  • Подведение итогов

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации воспитанников.

Формы самореализации школьников: Выставки (тематические и авторские), презентации, игровые проекты




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!