СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая копилка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит сказки, стихи на лингвистическую тему, которые можно применять на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая копилка»

Педагогическая копилка

«Раз словечко, два словечко – будет песенка».

Наверное мало найдётся филологов, которые если не писали, то хотя бы пытались писать что – либо: стихотворения, сказки, прозу. Очень многим такое увлечение помогает в работе. Иногда учитель приобщает к этой работе детей. Вот такие сказки и стихотворения они сочиняют:



Алфавит.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –

Постираем всё бельё.

Ж, З, И, Й,К, Л, М-

Апельсинку быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У –

Погуляем на мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –

Ах, какая чаща!

Ъ, Ы, Ь –

Не запомнятся никак.

Э, Ю, Я – вот и все друзья.


Обстоятельство.

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?


Спряжение глаголов.

Ко второму же спряженью

Отнесли мы без сомнения

Все глаголы, что на – ить,

Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

И ещё: СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ЧИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ,

И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!




Н и НН.

Хоть мы умны не по годам,

Не всё нам ясно и понятно,

А сколько Н писать в – АН- - ЯН -,

Нас мучит всех невероятно.

Как ни верти, как ни мудри,

Но с этим суффиксом при встрече

Сперва внимательно смотри.

Какая встретилась часть речи.

Для прилагательных давно

Записано в учёных книжках:

Когда – АН - , - ЯН -, то Н одно,

И больше никаких излишков.

Румяный Дед Мороз взмахнёт

Серебряною рукавицей,

Здесь Н одно лишь подойдёт,

А два тут вовсе не годится.

А где два Н? Простой ответ:

В окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный переплёт,

И подоконник деревянный.

Туман одно имеет Н,

Но если город стал туманный,

В основе Н и суффикс Н.

Запомни этот случай странный.


Как писать ПОЛ – со словами.

Вот теперь нам стало ясно,

Не забудем никогда:

Слово ПОЛ – с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Пере Л и перед гласной,

Перед буквой прописной

Слово ПОЛ - , любому ясно,

Отделяется чертой!



Можно в своей работе использовать побасенки – нескладёнки:

«Причастие – дитя глагола и прилагательного – очень храброе и не обособляется, когда одиноко скитается. Но как семьёй обзаводится, перед Осой (определяемым словом) храбрится, а за ней жала боится, запятыми отгородится ».


О синтаксисе простого предложения можно рассказать без единого произнесённого слова. Не верите? Давайте посмотрим. Условия: наши две ноги – это подлежащее и сказуемое, то есть – грамматическая основа, руки – второстепенные члены предложения. Итак. Читаю предложение:

НЕБО ЗАТЯНУТО, ИДЁТ ДОЖДЬ.

Отвечающий стоит на обеих ногах (в предложении присутствуют главные члены), руки прижаты к бокам (нераспространённое).

НЕ ДОГНАТЬ ТЕБЕ БЕШЕНОЙ ТРОЙКИ!

Ученик стоит на одной ноге (предложение односоставное), руки – врозь (распространённое).

ВСТАЁТ ЗАРЯ ВО МГЛЕ ХОЛОДНОЙ,

Ноги вместе (двусоставное), руки врозь (распространённое).


В работе можно применять не только свои стихи, но и стихи профессиональных поэтов.


Песенка об орфоэпии.


Не зная орфоэпии

Во всём великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом,

Не то, что нужно ставят под удар.

Возил не шОфер, а шофЁр,

Не фАрфор, а фарфОр.

Был оглашён не прИговор, -

Судебный приговОр.

Ушёл шофёр на ногие

Не лЕта, а летА,

И дверь за ним не запЕрта

Была, а запертА.

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар,

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Строгал не стОляр, а столЯр,

Но дОску – не доскУ.

И слушал в одиночестве

Не «ТОску», а тоскУ.

Ушёл столяр на многие

Не лЕта, а летА,

И дверь за ним не зАперта

Была, а запертА.

Не зная орфоэпии

Во всём великолепии,

Ты не услышишь голоса фанфар.

Умолкнут все фанфары,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар. (Ф. Кривин)



Лингвистическую сказку учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное её восприятие, так как нужно не просто слушать, но и искать ответ на заключённую в ней задачу. Лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них приставки, корни суффиксы, подлежащее и сказуемое превращаются в гордых королей, красивых принцесс, обаятельных рыцарей.


Правописание приставок на З- и С -.

Сказывают, жила когда – то гордая королев З в стране Грамматики. И были у неё распрекрасные дочери: НИЗ -, ВОЗ -, ВЗ -, РАЗ -, ЧРЕЗ -. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство.

Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял недолгий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сёстры обрадовались.

Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда сёстры постучали в ворота, показалась глуховатая буква С и спросила: «Что вам угодно?». «Мы пришли посмотреть, как вы живёте», - ответили принцессы Звонкие. «Милости просим. Но вы войдёте в нш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете её на меня», - ехидно улыбнулась С и добавила: «Не забудьте, принцессы, что приставки РАЗ -, ВОЗ -, ЧРЕЗ -, БЕЗ – быстро меняют З на С!».

Принцессы согласились и вошли в город, но при каком условии, ребята? (Это проблемный вопрос).

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.


Сказка о падеже.

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать Именительным.

Родился – стал Родительным. Это имя ему понравилось.

Первое слово, которое он выучил, было «на». Он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его стали называть Дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, начал творить добрые дела и называться стал Творительным.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложным.

Прямо так и говорили, когда вспоминали его, и даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,

Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный,

Предложный,

Предложный.


Ласковый и добрый – ЧИК -.

Давным – давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностью. Это были барабаны, колокола, огурцы и многие им подобные.

Но вот появился суффикс – ЧИК -. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как сам суффикс – ЧИК -.

У суффикса – ЧИК – была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Из мощного колокола получился чудно звенящий колокольчик. Даже большой зелёный огурец превращался в зелёный огурчик.

С годами суффикс – ЧИК – приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. От корня ЛЁТ – он образует – ЛЁТЧИК. ГРУЗ - - ГРУЗЧИК.

Сейчас суффикс – ЧИК – уже немолодой. Но он по – прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно человеку без него не обойтись! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует профессии. Вот такой труженик этот – ЧИК.

А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых –ЧИК – всегда стоит в словах, буквами Т, Ж, Д, З, С.

«Как же нам запомнить твоих друзей?» - поинтересовались мы.

- Да очень просто, это первые буквы предложения: ТЫ ЖЕ ДОЖЕН ЗНАТЬ СУФФИКС – ЧИК.

- Вот как интересно, уж теперь – то мы всё это запомним навсегда.


Сказка о корнях ЛАГ – и ЛОЖ -.


За тридевять земель, в Царстве русского языка жила – была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата – ЛАГ – и ЛОЖ -. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев ЛАГ – и ЛОЖ-, того награжу по - царски».

Со всех сторон невиданного царства – государства съехались ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ, УДАРЕНИЕ, СУФФИКСЫ, КОРНИ, ПРИСТАВКИ.

Первым вызвалось ударение. Оно подпрыгнуло, но не удалось ему до братьев допрыгнуть. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложная показалась им задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья ЛАГ – и ЛОЖ -. Согласная Г быстро подскочила к брату ЛАГ -, а её сестрица к брату ЛОЖ -. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор как увидит Царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где – то рядом обязательно будет братец ЛАГ -, а если сестрицу Ж – то братец ЛОЖ -.

Решила Царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж. Стали свадьбу справлять да пир пировать. На той свадьбе и я был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ел я капусту, а в брюхе – то пусто. Дали мне колпак, стали со двора толкать; дали мне шлык, а я в подворотню шмыг! Вот и сказка вся, боле врать нельзя!


Сказка о приставках ПРЕ – и ПРИ -.

В прекрасной стране, которая называется Грамматика, жили – были брат и сестра ПРЕ и ПРИ. Жили они не тужили, но приставки – народ общительный, и отправились они искать друзей.

Шли они, шли, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Видят на четвёртой горе домик. Зашли друзья в избушку. Сидят там три колдуна. Говорит старший колдун: «Раз пришли в гости, отгадайте три загадки, тогда пустим». «Хорошо», - послышалось в ответ. «Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое? Что самое жирное?» - хором спросили чародеи.

ПРЕ стал пребледным, а ПРИ приоткрыл рот и сказал: «Э –э … Первое – водопад, второе – рука, третье - земля». Колдуны очень удивились: «Ты умна, ПРИ. Отныне у тебя будет много друзей: присоединение, приближение, близость и неполнота действия, а ты, ПРЕ, будешь иметь только одного друга - ОЧЕНЬ ».

Учинили колдуны тут пир горой в честь друзей. И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Вам – сказка, а мне – бубликов связка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!