Технологическая карта
педагогической мастерской «Ратный подвиг»
Авторы: методист Белова Надежда Ивановна, методист Майская Татьяна Александровна, методист Панфилова Анна Сергеевна, методист Яковлева Вероника Петровна
Цель – приобщение к русской ратной и трудовой традициям.
Задачи – создать условия для
- сохранения и усиления интереса к судьбе, условиям жизни, мальчика из 13 века, к ратной и трудовой традиции на Руси;
- становления учащихся в вопросительную позицию;
- активации опыта занятий в объединениях дополнительного образования (гончарного и др. ремесел).
В начале мастерской проводится жеребьевка - участники вытаскивают из мешка карточку с названием одного из ремесел, о которых пойдет речь в магистрали: гончары, плотники (и мастера других ремесел, аутентичных 13 веку в Новгороде).
1.Индукция.
- Ребята, ранее вы познакомились с помощью берестяной грамоты с мальчиком Онфимом из Новгорода. У вас возникли вопросы к Онфиму. Среди них часто встречался такой:
- совершил ли Онфим подвиг?
- Исторические источники не дают нам прямого ответа. Поэтому вам придется самим решить этот вопрос. Раз нет прямого ответа – совершил ли? – то мы можем задать вопрос так:
- МОГ ЛИ Онфим совершить ратный подвиг в 13 веке?
- Если нет - почему? Если да, то при каких условиях? Что для этого вам надо узнать?
2. Групповая социализация мнений и социоконструкция – выработка группой одного решения (если идеи расходятся – принимаются все решения). Предполагается: где жил (в какой части города – «конце или стороне»), среди кого жил, как жил-был (быт).
3. Межгрупповая социализация с записью вопросов и предположений
4.Социоконструкция.
- Решите в группе, мог ли Онфим стать воином, если он рос в семье того ремесленника, который по жребию или роду ваших занятий оказался в вашей группе?
- Опишите один день из жизни Онфима.
5. Межгрупповая социализация:
– озвучивание решений и особенностей одного дня, по которому вы это решили – будет происходить в гостях у мастера-эксперта. Предлагаем Вам отправиться к мастеру-эксперту со своим решением, чтобы соотнести свою гипотезу с мнением эксперта.
Вся группа участников мастерской идет по очереди к мастерам обозначенных ремесел. У гончара свою гипотезу озвучивает группа, которая работала с темой «День семьи гончара», у плотника – группа с темой «День семьи плотника» (и т.д., если участвуют мастера других ремесел, аутентичных 13 веку в Новгороде).
Обсуждение.
Появившиеся новые вопросы фиксируются.
6. Магистраль. Мастер ремесла после обсуждения и сбора вопросов кратко рассказывает о том, как данное ремесло передавалось сыну в 13веке, о традиции, о быте; отвечает на вопросы, но не говорит напрямую, может ли Онфим стать воином.
7. - Кто бы ещё мог нам помочь?
Ребята могут предложить - дружинники, воины, князь - любой ответ хорош. Если тишина – намекнуть - а воины могут, а князь?
Все идут в «Кремль - к князю» (специально для этого хода выделена аудитория или это мастерская, где занимается объединение реконструкторов). Там «князь» (педагог в стилизованном костюме) расскажет о традиции подготовки будущих воинов, но на вопрос о том, мог ли Онфим стать воином напрямую не отвечает.
8. Ведущий:
- Если в Новгороде не могли решить какую-то проблему, разрешить противоречие, найти ответ на какой-то вопрос, то собиралось ВЕЧЕ (краткое объяснение после вопроса ведущего: не знает ли кто-нибудь, что это такое - вече? - родственно со-вету, со-вещанию).
В вече принимают участие только самые сведущие в данной теме, вопросе люди. На вече мы будем решать вопрос:Мог ли Онфим стать воином?
На вече вы отправите от группы двоих. Решите, кого вы отправите на вече от своей группы.
Вече проходит в одной стороне аудитории, а в другой стороне идет голосование оставшихся (условно – народа) с помощью бересты (на бересте нужно написать или нарисовать + , если считаете, что – да, или оставить пустым, если – нет). Голосование идет молча (заранее приготовлены кусочки бересты или картона, если время торопит, можно использовать другой вариант: на картоне заранее написать да и нет в большом количестве, детям останется только выбрать нужное).
Если вече еще не готово-предложить «народу» поговорить о том, как им кажется – как проголосовал народ?
Объявление о решении вече: Онфим МОГ стать воином, потому что…Или… Онфим НЕ МОГ стать воином, потому что…
9. Если Онфим мог стать воином – то мог ли он совершить подвиг?
Для этого сначала разберемся с тремя вопросами:
1.Что такое подвиг? (после предположений можно воспользоваться для самоконтроля гаджетами). Социализация высказываний и находок.
2. Какие вообще должны быть черты характера, какой это должен быть, по-вашему, человек, который может совершить подвиг?
Социализация высказываний детей. Запись на доске или флипчарте.
Итак, что у нас есть для решения? Мы знаем, что у Онфима есть мечта о подвиге. По его берестяному рисунку мы можем судить о его характере (на экране берестяной рисунок). Мы знаем о воинской традиции в 13 веке, о том, кто мог стать воином, кто мог попасть в дружину, кто – в ополчение.
Так каково же ваше окончательное решение – МОГ ЛИ Онфим совершить подвиг?
Социализация – озвучивание решений - по желанию.
7.Рефлексия:
Что для тебя оказалось на этом занятии самым главным? Самым важным?
Чему ты удивился?
Чему обрадовался?
С каким вопросом уходишь?
Что расскажешь близкому человеку?
Ты понял для себя одну вещь…
Ты подумал…
Историческая справка
Новгородская земля
К 13 веку Русь распалась на несколько самостоятельных государств, самым крупным из которых была Новгородская земля. Новгород представлял собой республику. Князь в Новгороде не играл такой роли, как в других землях когда-то единой Киевской Руси.
Всё население Древнего Новгорода делилось на сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, которые передавались по наследству. Жизненный путь во многом предопределялся рождением в той или иной семье. Если ребенок рождался в семье дружинника, то он становился дружинником, рождался в семье гончара – становился гончаром. Воспитание, обучение, передача профессиональных секретов также происходили в семье.
Войско в Древнем Новгороде
Новгородцам часто приходилось защищать свои земли. Воевали с врагами не только дружинники, но и ополченцы.
Князь – в Новгородской республике это командующий дружиной, на поле брани выступал в качестве главнокомандующего не только дружиной, но и полками ополчения. В случае отказа князю в доверии или поддержке городские ополчения являлись силой, способной арестовать князя вместе с его дружиной, вынудить его покинуть город (изгнать).
Дружинник – профессиональный воин; имел боевого коня, оружие (меч, саблю, топор, лук со стрелами, копье), шлем, кольчатую или пластинчатую бронь, щит.
Перед боем дружинник давал клятву: стоять насмерть за князя, за жизнь сородичей. Позором для дружины и каждого дружинника считалось оставление поля боя. Боевые подвиги и заслуги не оставались без наград - наиболее ранним знаком отличия были золотые шейные гривны — медали, которые носились на цепи.
Старшие дружинники, как правило, были образованными людьми, обладали разносторонними познаниями и наделялись широкими полномочиями, исполняли функции государственного управления в мирное время, в военное лихолетье были лучшей частью войска; звания в дружине были наследственными.
Ополченец (ратник, вой) - воин в составе полка (тысячи), подразделения войска, набираемого из жителей Новгорода, в основном из низших слоев, так называемых "черных людей". Ополченец призывался преимущественно в случае военного похода, и ополчение составляло большую часть новгородского войска, обычно порядка 5-10 тысяч человек. Но в особо опасные для государства времена до 30-40 тысяч.
Ополчение при надобности могли составить все свободные жители Новгорода, в том числе священнослужители; за исключением монахов, женщин и детей. Наиболее боеспособной и хорошо вооружённой частью ополчения были огнищане (чиновники, новгородские бояре), гридьба (профессиональные воины), купцы. Поскольку участие всех новгородцев в ополчении не требовалось, то для набора ополчения с каждой самоуправляемой единицы (улицы или села) мог применяться как представительный набор (выставлялось определённое число человек), так и пропорциональный (заданное число человек с 10 дворов или сох), а выбор способа проходил на уровне местного самоуправления.
Соседи ополченцев должны были «покручать», т.е. снабдить их всем необходимым для похода. Вооружение и кони также могли выдаваться от городской казны или на средства состоятельных граждан. Новгородцы, уклонявшиеся от службы, наказывались.
Плотник – мастер по производству изделий, деталей, конструкций из дерева.
Новгородцы были известны как искусные плотники, целый конец в Новгороде назывался Плотницким (впервые название “плотники” упоминается в летописи 1198 г).
Большая часть домов новгородцев и других сооружений строилась из дерева. Дома были двухэтажными, большими по площади – от 60 до 140 кв. метров. Высокие крутые крыши также покрывались деревом – дубовой дранью. Встречались дома с дубовыми колоннами. Жилища новгородцы обильно украшали резьбой – растительным орнаментом, мифическими драконами, грифонами, кентаврами. Резьбой украшали и другие изделия из дерева – мебель, посуду, детские игрушки, сани.
С обработкой дерева была связана специальность мостника. В условиях сырого климата улицы городов без мостовых и мостков (мостки – приподнятые над землей тротуары из досок) были бы непроходимыми, особенно осенью и весной. Мостовые должны были перестилаться примерно через каждые 15 – 20 лет.
Жившие на Волхове новгородцы много плавали. О развитом производстве лодок говорят частые находки весел, лодочных скамеек, шпангоутов, железных лодочных скобок. Производство лодок было налажено в Новгороде в первую очередь в связи с нуждами рыболовства. Но кроме производства лодок существовало и производство больших кораблей, рассчитанных на долгое и дальнее плавание.
Инструменты плотника – топор, тесло, скобель, рубанок, долото, стамеска.
Гончар – мастер, занимающийся производством посуды из глины. Гончарное ремесло в Новгородской земле засвидетельствовано десятками тысяч обломков глиняной посуды, находимых повсеместно, и целыми сосудами различных форм. В 1937 году на Славне была открыта мастерская гончара-игрушечника XIII века. Гончар производил маленькие глиняные игрушки-птички, покрытые желтой поливой. Продукция его была очень стандартна, и это также позволяет предположить наличие сильно развитой дифференциации ремесла.
Гончарный промысел был представлен по всей Новгородской земле. Гончары отмечены среди жителей населенных пунктов разного типа: в городах, деревнях и рядках. Простая глиняная посуда была необходима в каждом городском и крестьянском хозяйствах.
К гончарному ремеслу нужно причислить и «плинфоделание» — так называлось изготовление кирпичей. По всей вероятности, этим делом занимались особые мастера, так как для кирпичей требовалось иное оборудование, чем для посуды. Здесь лишним был гончарный круг, а, с другой стороны, требовался навес для сушки (сушили на открытом воздухе, и по сырым кирпичам бегали собаки и козы, отпечатки ног которых часто видны на древних кирпичах); требовался и специальный горн («пещь плинфяна») для обжига. Первоначальная близость гончарного и кирпичного дела сохранилась лишь в названиях: «зъдарь» — гончар, «зъдъчий» — строитель (из кирпича) зданий. В обоих случаях связывает эти слова материал — глина (зъдъ).
Инструменты гончара – гончарный круг, печь для обжига.
Литература
Янин В. Л. Средневековый Новгород. — М.: Наука, 2004.
Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012.
Тулупов В. Г. Русь Новгородская. — М.: Эксмо, 2009. — I