СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая мастерская «Структурное построение урока русского языка в начальной школе» «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Педагогической  мастерской

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская «Структурное построение урока русского языка в начальной школе» «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»»

Педагогическая мастерская

«Структурное построение урока русского языка в начальной школе»

«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»

Термин «интеллект» появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личнос-

ти. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – наполови-

ну, а к 12 годам - на три четверти. Некоторые авторы называют ещё более ранние сроки и соответственно ещё большую роль детства, младших школьников в общем умственном развитии.

Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой воз-

растной группе присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интел-

лекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благо-

прятными педагогическими условиями.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасполо-

женность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, со-

четание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким – либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не является стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.

Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психо-

логии и педагогики, опыт практической педагогической работы – всё это даёт воз-

можность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.

Такая система создана, существует несколько лет и получает всё большее признание среди учителей. Её автор – кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, старший на -учный сотрудник Вятского государственного педагогического университета – Бакулина Галина Александровна. В течение ряда лет разработанная ею система обучения школьников русскому языку используется и у нас в гимназии.

Она направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач.

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

Изменение содержания осуществляется за счёт:

  • введения дополнительной лексики во время словарно – орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

  • увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

  • расширения объёма работы с понятиями и терминами;

включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно – познавательного характера.

Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков, введением нового этапа урока русского языка в 1 – ом классе,

существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы.

К новым принципам, наряду с общепринятыми, относятся следующие:

  • Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка (предполагает применение таких методов и приёмов, подбор таких упражнений, в процессе выполнения которых у учащихся не только форми-руются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно выра -батывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Набор их мо-

жет быть различен, но в количественном плане – не менее четырёх.)

  • Принцип действенного подхода к обучению.

  • Принцип обоснованного ответа (предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения)

  • Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов. Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в 1 – ом классе вводится новый – мобилизующий, целью которого является включение ребёнка в работу.


Давайте попробуем увидеть, что представляет данная система на практике.

Рассмотреть сейчас сразу все этапы урока невозможно. Наше время ограничено.

Я хочу предложить вашему вниманию лишь отдельные фрагменты. Но думаю, что заинтересую вас данной системой.


1класс

Мобилизующий этап (длится 2-3 минуты).

Цель этого этапа заинтересовать ребёнка, мобилизовать его интерес.

1) На наборном полотне карточки:


Задание:

- Сравните, как стоят карточки. Скажите, какую карточку в нижнем ряду надо переставить, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково.

- Какой звук обозначает буква А?

2) Учитель предлагает детям комбинаторную задачу:

- Буквы И и Й живут в двух домиках. Один домик старый, другой – новый. Буква И живёт не в старом домике. В каком домике живёт каждая буква?

- Какие звуки обозначают буквы И и Й?

Подобные упражнения призваны совершенствовать один из видов мышления ребёнка: или наглядно – действенный, или наглядно – образный, или словесно – логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность).

В дальнейшем подобные задания усложняются.

Минутка чистописания

Ранее мы обычно предлагали детям рассмотреть элементы букв или соединения букв и прописать их по образцу, давая при этом установку написать красиво и аккуратно. Сейчас мы делаем следующее:

1)- Определите порядок написания букв в данном ряду:

Фмф Фмфф Фмффф…

Дети: заглавная Ф, строчная м, строчная ф. Количество строчных ф в каждом звене данного ряда увеличивается на одну букву.

- Напишите этот ряд букв, соблюдая указанную последовательность.


2) На доске слова:

ворс, в..сна, видный, взмор..е, в..дич..ка, В(в)Ася

- Мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях данных слов. Третья встречается в каждом из этих слов. Назовите эти буквы.

Дети: Мы будем писать буквы е и о, т.к. они являются безударными гласными, и букву в, т.к. она есть в каждом слове.

- Определите порядок следования букв в цепочке:

ево ове ево…

Дети: Поочерёдно пишутся три буквы: строчная е, строчная в, строчная о. В каждой ячейке строчная е и строчная о меняются местами.


3) - Посмотрите на данное изображение и скажите, какую букву мы будем сегодня писать? Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?





Дети: Сегодня мы будем писать букву р. Она изображена пять раз.

- Определите порядок написания букв:

Рраб Ррвг Рр…

Дети: Заглавная буква Р, строчная буква р, а далее по две буквы алфавита.

Таким образом, на минутке чистописания совершенствуется не только графический навык, но развиваются мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико – синтетические способности.

В словарно – орфографической работе также изменились структура и методика проведения этапа.

Словарно-орфографическая работа:

Как традиционно вводится новое слово с непроверяемыми написаниями?

Можно показать детям иллюстрацию и спросить Что это? Можно предложить загадку, попросить досказать слово… (приводятся примеры со словами огурец, помидор) Мы делаем это так.


1)- Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы узнаете слово.

Дети: Это слово «карандаш»


2) – Внимательно посмотрите на запись и определите слова, с которыми мы сегодня будем работать.

О З А Б В Т Е Р А Д К

- Какие это слова? Как вы их нашли?

Дети: Это слова завтрак и обед…


3) – Определите характер смысловой связи между словами в парах:

м..г..зин прод..вец

б..льница врач..

т..атр ..ктёр

космический корабль ?

Дети: Это слово космонавт. В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию.


4)- Сопоставьте прямоугольники и определите слова, с которыми мы познакомимся во время словарной работы.





- Какие слова вы составили?

Далее дети находят смысловое сходство в этих словах.

Дети: Огурец и помидор - овощи.

Находят различие.

Дети: Отличаются цветом плода, формой плода.

Дают определение.

Дети: Помидор – это овощ с круглым плодом, обычно красного цвета. Огурец – это овощ с продолговатым зелёным плодом.

А далее можно сообщить детям, как появились в нашем языке эти слова…

Дети записывают слова, ставят ударение, отмечают слабые позиции, сравнивают и отмечают, что оба эти слова состоят из трёх слогов, ударение падает на третий слог, в том и другом слове есть безударная гласная О, составляют предложения с этими словами.

От урока к уроку задания усложняются, от года к году вводятся новые приёмы.

Я показала лишь четыре приёма введения нового слова. Бакулина предлагает их больше. Одни приёмы проще, другие сложнее. Но все они одинаково интересны. Кроме того в процессе работы учащиеся овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Существенным моментом является более широкое использование этимологических справок, использование фольклорного материала, что несомненно обогащает речь детей.

Например, на этапе введения слов в активный словарь мы предлагаем детям прочитать записанные на доске пословицы и фразеологические обороты и вставить вместо точек подходящие по смыслу слова, а затем объяснить выражения.

Ложка хороша к …

Кормить …

За ... соловей, а после … - воробей.

Не будет хлеба, не будет и …


На этапе изучения нового материала предпочтение отдаётся частично – поисковому методу. В 3-4 классах увеличивается доля самостоятельных действий учащихся. При проведении беседы – рассуждения или самостоятельных наблюдений дети заполняют таблицы, рисуют схемы проверки орфограмм, составляют пямятки и т . д . Подобная когнитивная переработка материала способствует более успешному активному запоминанию материала.


Например, при изучении темы «Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени» детям предлагается пронаблюдать, какая существует связь между суффиксами слов в парах:

Ездил – ездить

Чистил – чистить

Видел – видеть

Сравнивая суффиксы дети замечают, что перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в неопределённой форме. Далее им предлагается составить схему проверки написания суффикса глагола прошедшего времени. Дети работая в парах или группах предлагают свои схемы, выбирается лучшая, она же потом используется как опорный материал.


Очень интересные формы работы предлагает Бакулина и на этапе закрепления изученного материала. Я не буду на них останавливаться. Потому что это займёт много времени. Но хочу сказать о физкультминутках.

Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Это универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью.

Например, простейшее упражнение (1 класс)

Я буду произносить слова и слоги. Если я назову слово, вы делаете наклон вправо, если произнесу слог – влево.

Сад, ре, жар, со, зима, гра, зо, стал, грачи, ол, ёжик, ду.


В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.


Используя эту систему мы заметили, что от года к году возрастает степень осознанности восприятия и самостоятельности воспроизведения детьми учебного материала. Учащиеся овладевают новыми приёмами запоминания, формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера; речь становится более логичной, доказательной, аргументированной; наблюдается прогресс в становлении таких свойств внимания, как устойчивость, распределение, переключение, объём.

Данная система обеспечивает интенсификацию интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка, в первую очередь за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации нового процесса. Используемые способы и приёмы призваны активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием.

Эта система изначально предлагалась автором для использования в традиционной системе обучения, но, считаю, что перечисленные приёмы можно использовать и в других системах, т.к. они действительно развивают интеллект ребёнка, а эта цель стоит перед учителем, работающим по любой системе обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!