СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая находка, или как знание биологии и экологии помогает сплотиться в дружный класс (статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы классного руководителя за несколько десятков лет,  автор делится интересными педагогическими находками  по сплочению классного коллектива через эколого-биологический подход. Автор использует  метод «Муравьиные соревнования» для выполнения коллективных дел, приём «Копилка добрых дел», в которую включаются благородные и добрые поступок во имя природы, метод «Цветочные секреты», в котором именно цветы сыграли неоценимую роль в сплочении  детей в дружный класс.

Данные авторские формы и методы могут быть использованы классными руководителями и поспособствуют повышению их профессионального  мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая находка, или как знание биологии и экологии помогает сплотиться в дружный класс (статья)»

ПОТАПОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Педагогическая находка, или как знание биологии и экологии помогает сплотиться в дружный класс

(обобщение педагогического опыта воспитательной работы классного руководителя Потаповой С.А.)

Вот уже 20 лет, как я впервые переступила порог школы и стала работать учителем биологии. А еще я классный руководитель. Судьба мне подарила 3 выпуска. Как «классная мама», всегда стремлюсь научить ребят думать, волноваться, жить в творческом поиске. Стремлюсь уделять внимание построению хороших взаимоотношений в классе. Ох, какая же это трудная задача - создать здоровый классный коллектив! За это время я научилась использовать как проверенные формы и методы работы с учениками, так и разработала собственные авторские, помогающие мне в решении дидактических и воспитательных задач. Хочу поделиться своими педагогическими находками.

Вспоминается мой первый выпускной класс. Эти ребята были для меня важными не только потому, что были первыми. Тогда они учились в 7 классе, и, по ряду причин, у них не было классного руководителя. Они сами обратились ко мне с просьбой стать их классным руководителем. Могла ли я им отказать? Конечно, нет. Ведь ребята сами попросили меня об этом. Значит, я была им нужна. Но была одна проблема, и она заключалась в том, что класс был абсолютно несплочённый. Однако я знала, что ребятам очень нравился мой предмет, они всегда с удовольствием слушали меня, а значит, можно было «сыграть» на этом интересе. К тому времени мы с ними изучили тему «Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые», ребята узнали много новых и интересных фактов о жизни и деятельности таких общественных насекомых, как муравьи. Я предложила ученикам объединиться в три группы «муравьев», которые несут «клад» своей «королеве» - то есть учителю, мне. Та муравьиная семья, которая принесёт клад первой (первой выполнить поставленную классным руководителем задачу), получит приз (стикеры, наклейки, грамоты от директора и т.д.).

Конечно, я не страдаю манией величия, главное, что ребятам этот метод понравился. Когда я давала задания и обозначала правила, ребята очень быстро приступали к решению поставленных перед ними задач, они соревновались на скорость - кто справится первым? Все происходило очень динамично для всех – ребятам было интересно справиться быстрее всех, решить все поставленные задачи, успеть. Мне же было интересно наблюдать за тем, как ещё совсем недавно пассивные и недружные ученики постепенно сплачивались в команду и прикладывали все усилия, чтобы эта команда побеждала. Стоит отметить, что чаще всего побеждала «дружба» и каждая команда получала небольшой приз - за сплочённость и приложенные усилия. Мне очень нравилось наблюдать за этими муравьиными соревнованиями, видеть, как рождается ученический коллектив.

Знакомство с ребятами из второго выпуска началось, когда они были еще четвероклассниками. С этим классом я жила общественной жизнью, не только советовала, помогала, координировала. Я вместе с ними создавала жизнь класса, выполняла часть общего дела.

Их я старалась воспитать честными, справедливыми, бережливыми. А еще учила ребят любить природу и восхищаться ею. А восхищаться есть чем. Природа нашего края разнообразна и уникальна.

С моими воспитанниками мы ходили в походы, ездили на экскурсии по родному селу, району, области, другим регионам России. Вместе готовились экологические праздники: « День Земли», « День птиц». Ребята были моими первыми помощниками в проведении предметных недель по биологии, географии, экологии, участниками предметных олимпиад. В нашей школе силами ребят и их родителей, бабушек и дедушек организован живой уголок.

В работе нашего класса была традиция составлять «Копилку Добрых Дел». Каждый благородный и добрый поступок во имя природы мы включали в копилку. Что только мы не насобирали в нашу «копилку»: заготавливали «лечебный чай» для школьной столовой, посадили саженцы деревьев и кустарников вокруг школы, сажали и пересаживали комнатные цветы в классе и школе, облагораживали цветочные клумбы. В зимнее время изготавливали кормушки для птиц и развешивали их в школьном парке, насыпали в них корм, чтобы довольны были птахи и им не был страшен голод. В «День птиц» изготавливали скворечники для скворцов. Участвовали в трудовых десантах по уборке территории школы, парка.

Исследовали реку Бирюч в пределах своего села Новое Никулино. Измерили скорость и расход воды в реке, изучали растительный и животный мир заказника «Новоникулинский», убирали мусор в его окрестностях. Однажды во время очистки реки ребята нашли в реке раколовку и освободили раков.

Не забывали про ель, посадили у школы молоденькие ели. Елочки выросли необычайной красоты. Вели работу с сельчанами, вывешивали листовки с призывами не вырубать ели под Новый год, а украшать живые ели, которые растут у некоторых в огородах, садах.

Несколько лет подряд вели наблюдение за семейством сов, которые гнездятся на территории нашего школьного сада. А еще в наш школьный парк в гости часто забегают ежи, приползают ужи и другие животные. Ребята старались запечатлеть этих красавцев и принимали активное участие во многих экологических конкурсах рисунков и фотографий.

Весной всегда участвовали в акции «Первоцвет». Ежегодно проводили с сельчанами беседы о первоцветах, ставили спектакли. Ходили на экскурсии по изучению первоцветов нашей местности.

Когда этот выпуск уходил из школы, на какой-то момент наступило ощущение пустоты. Потом пришли новые ребята, пустота постепенно прошла. Наступил новый этап работы.

С третьим моим классом, который тоже был особенным, применяла все вышеуказанные приёмы и методы. Но именно с этими воспитанниками я использовала нечто новое и не менее интересное. Назвала этот приём - «цветочные секреты». Именно цветы сыграли неоценимую роль в сплочении этих детей в дружный класс.

Готовясь к родительскому собранию «Маленькое путешествие в Страну больших увлечений», цель которого была познакомить родителей с увлечениями их детей через разнообразие вкусов, интересов, продемонстрировать уникальность каждого человека, в классе развернулась передвижная выставка творческих работ. Маленькие спортсмены демонстрировали свои умения на маленькой спортивной арене, оборудованной прямо в классе. Увлечённые пением, исполняли проникновенные песни, «поэты» изысканно декламировали стихи собственного сочинения…

Я тоже не осталась в стороне. Специально для собрания я вырастила 10 узамбарских фиалок, по количеству ребят в классе. На каждый цветочный горшочек наклеила бумажную полоску с именем ребенка: Данил, Юля, Нина. Я была удивлена, что окно класса, где стояли фиалки, стало «центром скопления» ребят. Изо дня в день они переставляли цветочные горшки, соединяли их в пары, группы. Я же внимательно за всем этим наблюдала. Вот он психологический тест! Я получала безмолвную информацию к размышлению. Видела, кто с кем дружит, кто из ребят одинок, кто кому симпатизирует.

Цветы были неотъемлемым атрибутом в нашей «классной» жизни. Мальчики всем девочкам в день рождения и на 8 марта дарили букеты.

«Имеющий в руках цветы плохого совершить не может». Я могу с уверенностью подписаться под этими словами. Мои воспитанники выросли чуткими, отзывчивыми, внимательными людьми. В этом мне помогли маленькие цветочные секреты.

У каждого из нас в запасе много разных форм и методов работы по сплочению классного коллектива. Каждый новый рабочий день ставит перед нами не только учебные, но и воспитательные задачи. Конечно, очень важно в повседневной суете не упустить, заметить, поддержать, приласкать, дать правильный совет, помирить, не дать разгореться конфликту. Но не менее важно «заражать» своими идеями и увлечениями детей, развивать в себе качества, помогающие в сплочении детского коллектива.

Литература

  1. Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Ричард Бояцис, Энни Макки.-М.: Альпина Паблишер, 2015.-304 с.

  2. Дедушка, А. И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива / А.И. Дедушка.- Москва: Высшая школа,2014.-256 с.

  3. Калинкин, В. М. Да будет во благо сплочение наше!.. / В. М. Калинкин.-М.: ЭкоПресс, 2013.-312с.

  4. Сухомлинский, В. Мудрая власть коллектива / В. Сухомлинский.- М.: Молодая Гвардия, 2014.- 240 с.

  5. Фопель, К. Групповая сплочённость / К. Фопель.- М.: Генезис,2013.-336 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!