Профессиональный рост учителя – это процесс развития, интеграции и осуществления в педагогическом труде профессионально важных личностных свойств и способностей, профессиональных знаний и умений; функциональное высококачественное преобразование человеком собственного внутреннего мира, что в результате приводит к сознательно новому способу жизни.
Принципы осуществления личностно-профессионального развития педагога
• Субъектности
• Индивидуализации и дифференциации
• Гибкости и мобильности •Вариативности траекторий профессионального развития
Навигация – перемещение в заданную точку по определённому маршруту
Педагогическая навигация – это системная и многоуровневая деятельность педагогического коллектива, которая направлена на привлечение интереса к профессии «учитель», непрерывное обучение и самообразование, анализ и планомерное улучшение работы администрации школы, совершенствование системы работы с педагогическими кадрами .
Навигаторы профессионального развития педагога
• Профессиональный стандарт педагога
• Национальная система учительского роста
Национальная система учительского роста
- это усовершенствованная система аттестации педагогов, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.
Профстандарт педагога
(учитель, воспитатель,
педагог-психолог и т.д.) применяется в соответствии с требованиями:
1. Статьи 195.1 ТК РФ;
2. Статьи 76 Федерального закона №273-ФЗ
(«Об образовании в РФ»);
3. Постановления Правительства РФ №23
от 22.01.2013 и приказов Минтруда России.
Готовность принять всех детей
Содержание профессионального стандарта педагога
Уметь отслеживать динамику развития ребенка
Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь
Готовность к взаимодействию с другими специалистами
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
• преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
• обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
• мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации
Акмеологические технологии (формы реализации: тренинговые, игровые, дискуссионные, диагностические)
• Развивающие : тренинги самопознания, саморазвития, самореализации, саморегуляции, самопрезентации
• Психологические : технологии развития мотивационной, когнитивной, эмоциональной и нравственной сферы
• Коррекционные : технологии комплексного решения проблем, восстановления резервов личности, адаптации в профессиональной среде
Технологии наставничества
• Тьюторство
• Коучинг
• Дуальное обучение
Технологии сотрудничества (формы реализации: мастер-классы, мастерские, лаборатории, студии, клубы)
• Корпоративное обучение •Сетевое взаимодействие •Создание совместных проектных команд как внутришкольных, так и совместно с другими организациями
• Методические сообщества
Технология проектирования личностнопрофессионального развития (формы реализации: программа, индивидуальные траектории, маршруты, карты) •Дерево целей
• Ресурсы
• Барьеры и способы их преодоления
• Планируемые действия
• Риски и их устранение
Слагаемые успеха
• Личностные качества :
ответственность, пунктуальность, уверенность в себе, целеустремленность, тактичность, организованность, эмпатийность, толерантность, отзывчивость .
• Умения:
эффективно взаимодействовать, мотивировать, убеждать, ставить задачу, прогнозировать результат, распределять функции, делегировать полномочия.
Правила, которых следует придерживаться
• Проявляйте доброжелательность и искренний интерес к коллегам, ученикам и их родителям
• Делитесь своим профессиональным опытом и изучайте опыт других профессионалов
• Будьте открыты всему новому, не бойтесь экспериментировать
• Выстраивайте доверительные отношения с коллегами и учениками
• Строго соблюдайте правила профессиональной этики
• Не бойтесь брать на себя ответственность
• Всегда планируйте свои действия и четко следуйте плану