СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая разработка "Технология развития критического мышления, как один из эффективных инструментов, применяемых для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предложены инструменты для формирования функциональной грамотности на уроках математики. Данные инструменты можно применять на уроках по другим предметам школьной программы.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая разработка "Технология развития критического мышления, как один из эффективных инструментов, применяемых для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики"»

Технология развития критического мышления, как один из эффективных инструментов, применяемых для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

Одним из эффективных инструментов, используемых для формирования функциональной грамотности, является технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления, как методический инструмент предполагает организацию процесса обучения с использованием системы различных приемов, направленных на стимулирование и развитие познавательного интереса к учебной деятельности, активизацию стремления к исследовательской деятельности, проявлению творчества, инициативы.

Применение указанной технологии способствует развитию таких компетенций, как умение работать с информацией, умение аргументированно формулировать свое мнение, коммуникативные умения. Особенностью применения технологии развития критического мышления является ведущая роль обучающегося, роль учителя заключается в консультационном сопровождении деятельности учеников.

Структурно, технология состоит из трех стадий организации учебного процесса: вызов, осмысление содержания учебного материала и рефлексия результатов собственной учебной деятельности. Рассмотрим подробнее этапы технологии развития критического мышления.

Вызов. На этом этапе происходит актуализация ранее изученного учебного материала, определяются имеющиеся у обучающихся бытовые представления об изучаемой теме, формулируются цели и задачи предстоящей учебной деятельности.

Педагогические приемы, которые учитель может применить на данном этапе: вопрос, поиск ответа на который приведет к формулировке проблемной задачи; учебная ситуация, задача, для решения которой у обучающихся не хватает знаний; демонстрация готового решения задачи, в котором один или несколько шагов обучающимся ранее не были известны; составление рассказа, используя «ключевые» слова; составление или работа с готовыми (частично-заполненными) кластерами, таблицами; работа с утверждениями на предмет определения истинно оно или ложно. Задача учителя – создать условия для воспроизведения учащимися изученной ранее учебной информации, связанной с учебным материалом, который предстоит изучить на данном уроке.

На этапе вызова, обучающиеся высказывают свои ожидания, предположения, гипотезы в отношении того, что они ожидают от изучения нового материала. Все, что говорят ученики, необходимо, хотя бы в краткой форме, фиксировать. На этом этапе целесообразно использовать как индивидуальную, так и различные формы групповой работы. Это будет способствовать выработке группового решения, новых идей, формулированию проблемных вопросов, поиск ответов на которые, станет основой для дальнейшей работы.

Осмысление. На этой стадии обучающиеся знакомятся с новым учебным материалом, осознают содержание и смысл новой информации, систематизируют ее, сравнивают новое с ранее изученным, стремятся найти ответы на возникающие сопутствующие вопросы. На этапе осмысления оценивается первичное понимание нового знания. Учителю необходимо обращать внимание: на вопросы, возникающие у обучающихся, и на то, как они пытаются найти ответы; на динамику проявления интереса к учебной деятельности (не допустить угасания).

На этапе осмысления в качестве источника информации может выступать учебник, публикация, рисунок, слово учителя. Основное требование к источнику – информация должна быть привлекательной, интересной, стимулировать к размышлению, стимулировать к формулировке вопросов. В ходе работы с информацией целесообразно применить метод активного чтения. Этот метод предполагает маркирование фрагментов информации с точки зрения следующих позиций: знаю, не знаю, 50х50 (что- то знаю, что-то нет).

Рефлексия. В структуре технологии критического мышления это этап размышления, рефлексивного анализа приобретенного знания. Речь идет о том, что ученики встраивают новый учебный материал в собственную систему знаний, получают осознанное представление о новых знаниях.

Важным условием является необходимость каждому обучающемуся озвучить свою позицию по отношению к новому материалу, проговорить, что понятно, где остались без ответа вопросы. В процессе говорения, информация, которая сформировалась в ходе мыследеятельности, систематизируется, структурируется. Слушая друг друга, обучающиеся приходят к пониманию, что одна и та же информация может быть по-разному представлена разными людьми.

Роль учителя на этапе рефлексии, обратить внимание на первоначальные записи, которые были сделаны на стадии вызова, стимулировать детей к сравнению своих предположений с реальным результатом и, с учетом изменившегося объема знаний, внести корректировки. На стадии рефлексии целесообразно предложить учащимся задания (исследовательские, практико-ориентированные), для решения которых необходим только что изученный материал. Задания могут быть следующие: дополнить кластер (схему, рисунок, опорный конспект) недостающей информацией; установить логические связи между понятиями (терминами,

элементами доказательства); написать эссе; обсудить возникшие противоречия.

Технология развития критического мышления опирается на различные формы работы с информацией. Учебный предмет «Математика» имеет свои специфические особенности. Например, текстовая информация, содержащаяся в учебниках по математике, достаточно наукоемкая, написана строгим официальным языком. Математические тексты сложно читать. Их понимание требует внимания, усиленной мыследеятельности. Классическое прочтение текста не вызывает у учащихся желания изучать материал. Ученики стремятся пробежать текст глазами и поскорее закончить скучную процедуру. В технологии развития критического мышления ряд приемов основан на графической организации учебного материала. Это поможет повысить интерес к работе с математической информацией.

Рассмотрим ряд приемов, которые позволят повысить интерес обучающихся к работе математическим текстом и к изучению математики.

Один из наиболее популярных – прием «кластер».

Кластер – это способ графического представления текстовой информации.

Кластер представляет собой тексто-графическую схему, элементами которой являются понятия, определения, законы. Между элементами стрелками, линиями показаны смысловые логические связи. По своей сути кластер является отражением мыслительных процессов, размышлений, которые происходят в ходе работы с текстом.

Технологически, процесс построения кластера происходит следующим образом. В центре листа бумаги, или доски записывается слово или фраза, которая определяет суть темы урока (или его этапа). Далее обучающимся предлагается дописывать понятия, определения, законы и т.п. Все, что, по их мнению, связано с центральным словом или фразой. При этом линиями, стрелками показываются логико-смысловые связи с уже записанными на листе (доске) элементами. После завершения работы необходимо

«прочитать» построенный кластер. Можно использовать и такой прием работы с кластером: предложить обучающимся частично заполненный кластер с заданием – дополнить недостающие элементы.

Если в поисковую строку вашего интернет-браузера ввести «кластер на уроке математики», вы получите множество готовых вариантов кластеров, на основе которых можно подготовить учебное задание для своего урока.

Приведем еще один пример, который можно использовать на уроках в контексте технологии развития критического мышления – прием «пазл».

Как и в аналогичной детской игре, обучающимся предлагается собрать пазл по определенной теме. Пазлы представляют собой разные многоугольники с записанными на них элементами учебного материала. При этом в каждой карточке записанная информация не закончена. Она является началом или продолжением текста, записанного на другом пазле.

Преимущество использования приема «пазл» в том, что его можно использовать на различных этапах изучения учебного материала, и в любой возрастной группе обучающихся.

Рассмотрим еще один прием технологии развития критического мышления – фишбон.

причины



проблема вывод



факты



Этот прием целесообразно использовать, когда в изучаемом учебном материале проблемные вопросы обозначены неявно. Их легко не заметить, или пропустить. Чтобы избежать «потери» информации, обучающимся предлагается составить схему – фишбон («рыбий скелет»). При составлении такой схемы, фиксируется проблемный вопрос (голова скелета). Затем, в ходе работы с текстом схема достраивается и формулируется вывод. Прием

«фишбон» позволяет сложную, наукоемкую информацию представить в наглядном виде, придать проблемной задаче реальные очертания.

Применение технологии развития критического мышления способствует формированию у обучающихся компетенций, владение которыми позволяет решать возникающие задачи. Назовем эти компетенции: умение работать с информацией, анализировать информацию; умение формулировать проблемные вопросы; умение прогнозировать будущий результат; умение устанавливать соответствие между прогнозируемым и реальным результатом; осознание ответственности за результаты своей учебной деятельности; умение применять предметные знания в различных

ситуациях.

В методическом пособии Заир-Бека С.И. «Развитие критического мышления на уроке» вы можете подробнее рассмотреть все аспекты применения технологии развития критического мышления на уроках.

Литература

  1. Гаврилова Т.В. «Учебная ситуация как структурная единица учебной деятельности в формате ФГОС»

  2. Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления на уроке»: пособие для учителей общеобразоват. учреждений (Технология развития критического мышления.pdf)

  3. Ореховская С.И. «Применение технологии критического мышления на уроках математики» (Ореховская С.И._Применение технологии критического мышления на уроках математики.pdf)




2



Скачать

© 2023 85 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!