СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая статья "Проектирование и создание видеоурока в условиях дистанционного обучения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья "Проектирование и создание видеоурока в условиях дистанционного обучения"»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ

ДИСТАНЦИОННОГО ВИДЕО УРОКА



"Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения." Такое определение нам дают информационные справочники.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

- проводить обучение большого количества человек;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения)».

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение доступа к образовательным и информационным ресурсам России и мира для школьников и педагогов, сохранение малокомплектных школ, развитие информационной образовательной среды и др. 

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают слушателю, с одной стороны, быстрее и глубже освоить учебный материал, с другой стороны дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:

  • электронная почта;

  • телеконференции;

  • пересылка данных (FTP-серверы);

  • гипертекстовые среды (WWW-серверы);

  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);

  • видеоконференции.

В процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам в условиях удаленного обучения, мы столкнулись с проблемой – Каким же образом донести до учащихся сложный образовательный материал? Как построить и провести целесообразный урок по предметам цикла музыкально-теоретических дисциплин? Как спроектировать дистанционный урок?

Дистанционный урок –это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. Дистанционный учитель – автор урока. Он проводит подготовительную работу по созданию учебного образовательного ресурса.

Цель дистанционного урока: освоение учебных программ с использованием дистанционных технологий, с целью формирование у учащихся навыков творческого, критического мышления, самостоятельности в организации и регулировании собственной деятельности, развитии уровня ИКТ-компетентности. В процессе обучения учащийся приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии.

1.Проектирование урока как системы:

-Определить цель, объединяющую всю систему в целое.

-Определить характер урока (информационный, мотивационный, диалогический, проектный).

-Определить составляющие его элементы.

-Определить характер их взаимосвязей и взаимозависимости.

-Определить режим проведения урока.

2.Основные требования к образовательному ресурса, размещенному на платформе дистанционного обучения.

-Необходимо выстроить обучение обучающихся.

-Организовать учебную работу дистанционно –значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.

Задания для учащихся оформляются в виде МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ, в которых указывается:

-дата урока;

-тема урока;

-цель урока для учащихся и результаты обучения на данный урок;

-учебные материалы, содержащие теоретический материал, образцы выполнения заданий, материалы для самопроверки, материал для заучивания, подсказки, памятки, домашнее задание и т.д.

Образовательный ресурс должен содержать:

- инструкции для учащегося по работе с представленным ресурсом (материал урока);

-методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями, презентациями, теоретическим и практическим материалом, аудио и видео ресурсы;

-задания для закрепления и контроля знаний, умений, навыков (тесты, практические работы, электронные рабочие тетради);

-задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;

-ссылки на электронные образовательные ресурсы, которые ученик должен изучить на этом уроке;

-возможность выбора индивидуальной траектории учения (базовый, средний и продвинутый уровень);

-дополнительный (занимательный) материал к уроку, для более глубокого изучения темы;

-задания творческого содержания по созданию учащимися образовательного продукта;

-средства связи с учителем, обеспечивающие возможность задать вопрос учителя, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку. Образовательные ресурсы урока могут быть представлены в виде:

 текстовых документов (doc. PDF, ...);

 презентации PowerPoint в демонстрационной версии;

 интерактивных карт;

 интерактивных заданий;

 текстовых заданий;

 аудио и видеофрагментов;

электронных рабочих тетрадей и др.

3.План-конспект дистанционного урока (для преподавателя).

Тема занятия, учебный предмет.

Тип занятия.

Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности).

Предполагаемый состав учащихся –класс (возраст), количество.

Проблема занятия или главный вопрос.

Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися.

Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии.

Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.

Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся) –примерные вопросы, необычные сведения, творческие задания и др.

Перечень видов деятельности дистанционных учащихся на протяжении дистанционного занятия.

Перечень видов деятельности самого педагога и других возможных участников занятия.

Перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятий (ссылки на web-сайты, собственные тексты «бумажных» пособий и др.).

4.Время за компьютером и объем домашнего задания.

Общее время непрерывной работы за компьютером не должно превышать установленные нормы. В 1-3 –м классе это 20 минут, 4-м–25 минут, 5-6-м –30 минут, 7-11-м –всего 35 минут. Время проведения урока сокращается до 30 минут, приоритет отдается освоению нового учебного материала. Закрепление и отработка материала вносятся в домашнюю работу. Объем домашних заданий по всем предметам должен также соответствовать возрасту ученика. Во 2-3 классах на домашнюю работу по нормам надо тратить всего 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах –2,5 часа. Перегрузок допускать нельзя.

5.Инструкция для участников дистанционного урока (для учащихся)

По окончании дистанционного урока Вам необходимо выслать результаты по адресу: ______ с темой письма 20200418 МА Иванов, где 20200418 –дата урока, МА –первые буквы предмета, Иванов –фамилия дистанционного ученика.

Условия отправки материала: в случае невыполнения заданий в процессе урока Вам необходимо обязательно завершить работу над заданиями, предложенными на уроке и, согласно инструкциям, отослать их учителю или разместить в соответствующем разделе.

При этом отправка заданий не должна превышать 1-го дня с момента окончания урока. Результаты Вашего участия в дистанционном уроке будут являться одним из показателей освоения курса предмета. Данные результаты будут отражены в электронном журнале по предмету. По всем вопросам, связанным с организацией и проведением дистанционного урока, можно связаться с дистанционным учителем по e-mail: _______ или др. способом, указать каким.

В результате наших исканий, можно сделать вывод, что видео урок, является самым доступным видом обучения, в условиях дистанционного (удаленного) образования.

Видео урок—короткий обучающий ролик. По формату похож на ТВ-передачу. Видео уроки отличаются богатым видеорядом и идеально продуманной «драматургией произведения». Рассмотрим по шагам, что нужно для съемки видео урока или видео сопровождения.

Шаг 1. Определите целевую аудиторию.

Шаг 2. Подготовьте сценарий. Даже если вы отлично разбираетесь в теме, проработать сценарий надо. Он поможет:

Структурировать выступление, продумать тезисы и советы, которые сделают урок более насыщенным и ценным.

Избежать ненужных пауз и междометий, как у журналистов ТВ во время прямых включений с места событий.

Под рукой всегда будет шпаргалка, если вы вдруг собьетесь и потеряете ход мысли. Начните с самых интересных фактов или коротко расскажите, о чем будет урок. В середине максимально раскройте тему урока. В конце сценария сделайте обобщение и еще раз пройдитесь по ключевым моментам. Составьте небольшой анонс следующего урока. Со временем, когда вы привыкните работать в кадре, сценарий можно свести к десятку опорных тезисов, и построить выступление на чистой импровизации. Однако поначалу сценарий необходим.

Шаг 3. Подберите камеру и микрофон.

Шаг 4. Выберите место съемок. Популярность видео во многом зависит от картинки. Здесь важную роль играет фон. В идеале место съемок должно на 100% подходить под тему видео уроков.

Шаг 5. Выставить освещение. Плохое освещение –лютый враг хорошего кадра. Одно дело, если вы снимаете на улице: под погоду либо подстраиваешься, либо переносишь съемку. «Рабочее освещение» -это очень яркий свет (от 500 до 1000 Вт).

Шаг 6. Продумайте свой образ ведущего.

Во время съемок лучше отказаться от:

Вещей в мелкую клеточку, полоску или горошек –будут рябить на экране.

Пестрых костюмов –крикливые цвета режут глаз.

Нарядов, цвет которых совпадает с цветом фона –рискуете раствориться в кадре.

Шаг 7. Пишите видео частями. Перед чистовой записью видео прочтите текст вслух, выберите оптимальную громкость и темп речи. Обязательно протестируйте микрофон. Не стоит записывать всю лекцию целиком. Поделите выступление на короткие дубли.

Совет: при записи сложно смотреть в камеру и держать контакт со зрителем. Чтобы работать было комфортнее, прикрепите к камере бумажную фигурку. При выступлении можно смотреть на нее.

Шаг 8. Подберите программу для создания учебных роликов и смонтируйте видео. После съемок на очереди монтаж. Если вы хотите сделать простой видео урок можно использовать софт, легкий в обращении. Если объединить видео со слайдами Power Point, получится интересный учебный курс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!