СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая статья «Реализация программ дополнительного образования как одна из форм профессиональной ориентации обучающихся (на примере ДООП «Юные лесоводы»)»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает о реализации программы дополнительного образования "Юные лесоводы" как одной из форм профессиональной ориентации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья «Реализация программ дополнительного образования как одна из форм профессиональной ориентации обучающихся (на примере ДООП «Юные лесоводы»)»»

Педагогическая статья

«Реализация программ дополнительного образования как одна из форм профессиональной ориентации обучающихся (на примере ДООП «Юные лесоводы»)»



Фролова Ирина Валериановна

педагог дополнительного образования

МБУДО «Северный ЦВР»,

Руководитель объединения «Юные лесоводы»


Вопросы статьи:

1. Введение

2. Школьное лесничество «Юные лесоводы» - возможность получения дополнительного образования и профессионального самоопределения учащихся

3. Заключение


1. Введение

Кем быть? Куда пойти учиться? Этот вопрос задает себе каждый подросток на пороге самостоятельной жизни.Выбор профессии – одно из самых серьезных жизненных решений, совершаемых человеком в юном в возрасте. Не так просто сегодня выбрать дело, которое могло бы полностью удовлетворить духовные и материальные потребности. Мир профессий разнообразен и огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный, требующий от человека огромных усилий. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.

Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дело взрослых, а в особенности учителей (педагогов дополнительного образования), – формирование всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществление возможности ориентирования абитуриентов на востребованные профессии с учетом их профессиональных интересов, склонностей и способностей. Ну и соответственно – выявление, изучение и развитие этих самых склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей каждого ребенка, их интересов. Школьникам необходимо помогать в приобретении тех умений, навыков, которые необходимы для выполнения выбранных ребенком видов трудовой деятельности. Полагаю, такая работа должна проводиться на протяжении всего времени обучения детей в школе.

2. Школьное лесничество «Юные лесоводы» -

возможность получения дополнительного образования и профессионального самоопределения учащихся

Основное содержание профориентационной работы с учащимися в дополнительном образовании составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии. Именно на это направлена деятельность кружка (школьного лесничества) «Юные лесоводы», организованного на базе Рычковского филиала МБОУ «Северная СОШ №2» Северного района Оренбургской области.

Школьное лесничество — это своеобразный шанс, путевка в жизнь, возможность получения дополнительного образования и профессионального самоопределения, саморазвития. В чем же особенность школьного лесничества? Во-первых, здесь школьники узнают об окружающей природе, о лесных насаждениях, об экологических ситуациях на Земле. Именно здесь они могут подробнее изучить проблему и сделать для себя выводы. Во-вторых, здесь они на практике «тренируются» оказывать помощь природе: зимой делают кормушки и кормят птиц, строят скворечники, сажают деревья, огораживают муравейники, выходят на субботники, изучают окружающую среду и пишут исследовательские работы, участвуют в конкурсах. В-третьих, здесь можно найти много новых друзей, общаться и развиваться, расширять свой кругозор, учиться планировать, строить планы на будущее.

Школьное лесничество в МБОУ «Рычковская основная общеобразовательная основная школа» (в то время) было организовано ещё в марте 2011 года.

В приказе №13 от 09.03.2011г. ГУ «Северное лесничество» «Об образовании школьных лесничеств» говорилось, что школьные лесничества организовываются на общественных началах «в целях дальнейшего улучшения охраны окружающей среды и в целях развития природоохранной деятельности учащихся, совершенствования их трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации». Приказ №51 от 18.03.2011г., изданный по школе, определил состав школьного лесничества, закрепил кварталы 93 и 94 Рычковского участка Северного лесничества за школьным лесничеством. Между школой и ГБУ «Северное лесничество» был заключён договор, в котором были прописаны обязательства обеих сторон.

Первыми руководителями школьного лесничества являлись учитель ОБЖ нашей школы Спиридонов Дмитрий Васильевич и участковый лесничий Рычковского участка Фролов Сергей Васильевич. Совместно с ребятами были определены цели и задачи, принят устав, распределены обязанности, составлен план работы. Силами школьного лесничества действительно проводилась большая и значимая работа. Ежегодно ребята под руководством своих руководителей выполняли производственное задание: посев леса под пологом (жёлуди), дополнение лесных культур, изготовление и развешивание синичников, сбор семян берёзы и сосновых шишек, очистка родников. Кроме этого, изучали природные особенности и богатства своего района, писали исследовательские работы, занимались охраной и подкормкой диких полезных птиц, животных и насекомых, проводили разъяснительную работу среди учащихся и населения, проводили фенологические наблюдения.

С 2013 годашкольное лесничество начинает функционировать в системе дополнительного образования, как кружок «Юные лесоводы», от Центра внешкольной работы. Ребята участвуют в конкурсах районного и областного уровня. Особенно результативным оказался 2014 год: 1 место в районном конкурсе исследовательских работ «Юные исследователи окружающей среды»; диплом за участие в областном этапе научно-практической конференции «Юность. Наука. III тысячелетие»; участие в областном слёте школьных лесничеств в с. Ташла Тюльганского района.

Два года, в 2019-2021 гг., в связи с недостаточным количеством учащихся, кружок «Юные лесоводы» функционировал на базе МБОУ «Северная СОШ №2». С сентября 2021 годапо настоящее время – вновь на базе Рычковского филиала МБОУ «Северная СОШ №2».

Нами разработана и успешно реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаестественнонаучной направленности кружка «Юные лесоводы» для учащихся 5-9 классов. Занятия способствуют формированию у учащихся отношения к лесу как к другу и помощнику, необходимости оказывать посильную практическую помощь в улучшении ведения лесного хозяйства, пропаганде идей охраны природы среди школьников.Мы занимаемся по следующим направлениям: лесохозяйственное, природоохранное, эколого-просветительское, учебно-исследовательское.

Во время изучения темы «Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества» ребята знакомятся с характеристикой лесных ресурсов и их ролью в жизни населения, с различными видами растений и животных, с правилами сбора грибов, ягод и лекарственных растений. Также готовим тематические экспозиции на стенде и памятки для учащихся школы.

Во время прохождения тем «Основы лесоводства и лесоведения», «Основы лесной таксации», «Организация лесозаготовок и переработки древесины» приглашаем специалистов ГКУ «Северный лесхоз»(людей, чья профессиональная деятельность напрямую касается природных ресурсов), выполняем практические работы по теме. Особый интерес юных лесоводов вызывает практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»и операция «Меткий глаз». Считаю, что непосредственный контакт обучающихся с природой, с людьми, чья профессиональная деятельность напрямую связана с природой, помогает обеспечивать прочность и глубину знаний подростков, давать возможность связывать теорию с практикой, способствовать профессиональной направленности обучающихся.

Не менее важной является тема «Охрана и защита лесов», которая знакомит с видами лесонарушений и ответственностью за них. На этих занятиях мы знакомимся с видами лесных пожаров и учимся простейшим способам пожаротушения. Участковый лесничий Рычковского участка ГКУ «Северный лесхоз» Фролов С.В. рассказал ребятам о мерах борьбы с лесными пожарами. Учащиеся с интересом знакомились с приборами, спрашивали о работе лесников, узнали о проблемах лесного хозяйства, расширилисвой кругозор. На других занятиях ребятапознакомились с лесными животными «Красной книги» и животными, занесёнными в «Чёрную тетрадь»; с биологическими методами борьбы с вредителями леса и многое другое.

В кружке «Юные лесоводы» собрались ребята, объединенные общей идеей - любовью к родной природе, родному краю. В формировании экологических знаний у учащихся важное место занимает проведение различных викторин, конкурсов, тематических вечеров, выставок, экскурсий, научно – исследовательских конференций. Ежегодно проводятся рейды, экосубботники, экологические десанты по очистке от бытового мусора территории села и прилегающей к нему лесного массива, дети занимаются озеленением и благоустройством территории школы и села.Учащиеся с огромным желанием участвуют во Всероссийской акции: «Посади дерево».

Традиционными стали акции «Хранители пернатых», «Скворечник», «Птицеград», «Чистая улица», «Муравейник». В этом году мы изготовили и повесили 12 кормушек и 8 синичников.


Установившимися стали мероприятия: «Международный день леса»,«Праздник птиц», фотовыставки «Красота родного края» и «Краски осени», конкурс рисунков «Береги природу!». Ребята принимали участиеи становились призёрами конкурсов: Всероссийский экологический диктант «Экодиктант - 2021», региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»(2023г.), региональный этап Всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята – друзья и защитники Природы» (2022г.), региональный этап Всероссийского конкурса экологических рисунков (2022г.). В рамках акции «Сохраним лес!» ученики осуществляют сбор шишек хвойных деревьев и семян лиственных пород: желудей, берёзы, рябины для нужд лесхоза.

Одним словом, в школьном лесничестве обучающиеся получают не только специальные знания по таксации и типологии леса, болезням и вредителям лесных культур, особенностям лесовосстановительных работ, но и широкое экологическое образование и воспитание, определяющее их дальнейшую профессиональную деятельность и мировоззрение. И, конечно же, многим школьное лесничество помогает определиться с будущей работой. За годы его существования немало наших выпускников выбрало профессии, связанные с экологическим направлением. Для поступления выбирают: Бузулукский лесхоз-техникум, Оренбургский государственный университет, Самарскую сельскохозяйственную академию, Бугурусланский сельхозтехникум. Есть среди наших выпускников биоэкологи, техники леса, лесопатологи. Особенно гордимся выпускником, занимающим в настоящее время должность главного специалиста в Федеральном агентстве лесного хозяйства (Филиал ФГБУ «Рослесинфор», г. Брянск).

3. Заключение

Можно ли считать профессии, связанные с природой, профессиями будущего? Уверена, что можно. Многие скажут: «Профессии лесного хозяйства, экологи существовали и раньше, как они могут быть профессиями будущего?» На сегодняшний день очень остро стоит проблема сохранения природы и улучшения её состояния. Работа заводов, добыча полезных ископаемых, продукты жизнедеятельности людей – всё это неблагоприятно сказывается на окружающей среде. И спрос на профессии лесного хозяйства, экологов будет резко возрастать, и они станут самыми востребованными профессиями. В современном мире мы все почувствовали дыхание нового времени с его стремительным развитием новейших технологий, глобальной компьютеризацией, важными медицинскими открытиями. К сожалению, люди столкнулись с масштабными экологическими проблемами, которые требуют незамедлительных действий и эффективных решений. В связи с этим во всем мире появилась потребность в специалистах, о которых несколько лет назад никто и не слышал, а если о них и заходила речь, так только в очень далекой перспективе как нечто фантастическое и маловероятное. Уверена, что в будущем профессии «Человек-природа» будут востребованы на рынке труда. На тот момент люди поймут, что они не отделимы от природы и попытаются построить экологически чистые города, найдут пути повышения экологической культуры. Окружающая нас природа очень многообразна, поэтому и профессий, изучающих ее, очень много.

В заключение хочется подчеркнуть, что самое главное в нашей работе то, что дети и педагог вместе увлечены единой целью, нам интересно открывать новое, расширять свои возможности. Каждый из нас в тандеме чувствует поддержку, умеет работать, дополняет друг друга. Древнегреческий философ Цицерон писал, что изучение и наблюдение природы породило науку. Всем известно, что только знающий человек готов охранять природу.

Поэтому школьное лесничество «Юные лесоводы» работает под девизом «Защищать природу – значит Родину любить».












Список используемой литературы:

1. Актуальные вопросы профессиональной ориентации обучающихся школьных лесничеств в современных условиях развития лесной отрасли: материалы к конференции с руководителями школьных лесничеств / Н.А. Калиничев [и др.]. - Брянск, 2019. – 156 с.

2. Профориентационная деятельность педагога дополнительного образования: методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. – Уфа, 2019. – 15 с.

3. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов сред.спец. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!