СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая технология "Эвристического обучения" (выступление на конференции)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать на методическом объединении.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая технология "Эвристического обучения" (выступление на конференции)»

Эвристическое обучение   ПРЕЗЕНТАЦИЮ СОСТАВИЛА: АЗАНОВА М.Р 2022 год. МБОУ «ДСОШ № 5»

Эвристическое обучение

ПРЕЗЕНТАЦИЮ СОСТАВИЛА: АЗАНОВА М.Р

2022 год.

МБОУ «ДСОШ № 5»

Виды технологий: Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: Педагогика сотрудничества Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии Проблемное обучение Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов )

Виды технологий:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
  • Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов )

  Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса :  Технология С.Н Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Технологии уровневой дифференциации Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Технология программированного обучения Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса :

  • Технология С.Н Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
  • Технология программированного обучения
  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:   « Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

  • « Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
  • «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
  • Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
  • Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

Признаки педагогической технологии цели ( во имя чего необходимо преподавателю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей ; средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся

Признаки педагогической технологии

  • цели ( во имя чего необходимо преподавателю ее применять);
  • наличие диагностических средств;
  • закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;
  • система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей ;
  • средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся

СВОЙСТВА ТЕХНОЛОГИИ:  В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются: ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях .

СВОЙСТВА ТЕХНОЛОГИИ:

В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются:

ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях .

Каталог инновационных методик (интерактивные методы обучения)   Эвристическое обучение; Мозговой штурм; Проблемное обучение; Дебаты; Метод проектов; Сократический диалог; Дерево решений; Ролевые игры; Деловая игра; Деловая корзина; Форум; Обсуждение вполголоса; «Думай и слушай»; Панельная дискуссия; Программа саморазвития и т.д.

Каталог инновационных методик (интерактивные методы обучения)

  • Эвристическое обучение;
  • Мозговой штурм;
  • Проблемное обучение;
  • Дебаты;
  • Метод проектов;
  • Сократический диалог;
  • Дерево решений;
  • Ролевые игры;
  • Деловая игра;
  • Деловая корзина;
  • Форум;
  • Обсуждение вполголоса;
  • «Думай и слушай»;
  • Панельная дискуссия;
  • Программа саморазвития и т.д.

  Каталог электронной продукции (общепринятая система) Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы; Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках; Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях; Распределение базы данных по отраслям знаний; Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.; Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Каталог электронной продукции (общепринятая система)

  • Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы;
  • Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
  • Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • Распределение базы данных по отраслям знаний;
  • Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;
  • Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Литература: Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. – Казань, 1994. – 247 с.   Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. - С.218-221.   Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 1970. - 232 с.   Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81 .

Литература:

  • Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. – Казань, 1994. – 247 с. Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. - С.218-221. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 1970. - 232 с. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81 .

ОСНОВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания  (А.В.Хуторской).

ОСНОВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

  • Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания
  • (А.В.Хуторской).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ: Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ:

  • Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ:

  • Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие - материальная и личностная, создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.
  • Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе.
  • Обе составляющие - материальная и личностная, создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.

СВЕРХЗАДАЧА ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ: Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трёх основных целях:

СВЕРХЗАДАЧА ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ:

  • Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трёх основных целях:

Цели: 1. Создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.  2.Освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами.  3.Выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Цели:

  • 1. Создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях. 2.Освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами. 3.Выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
  • Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.

Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях
  • Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях "незнания" истины

Эвристическое обучение отличается также от развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.
  • Эвристическое обучение отличается также от развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика.
  • Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ: УЧЕНИК, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ:

  • УЧЕНИК, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он - полноправный источник и организатор своих знаний, не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

  • Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он - полноправный источник и организатор своих знаний, не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности

Примеры эвристического обучения Образовательные продукты- выступление и подготовка презентаций на научно-практической конференции учениками, Доклады, выступления, Сочинительство стихов, ЭССЕ по различным предметам. Конструирование, проектная деятельность (примеры – участие в краеведческой викторине).

Примеры эвристического обучения

  • Образовательные продукты- выступление и подготовка презентаций на научно-практической конференции учениками,
  • Доклады, выступления,
  • Сочинительство стихов, ЭССЕ по различным предметам.
  • Конструирование, проектная деятельность
  • (примеры – участие в краеведческой викторине).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!