СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические аспекты профессионально-трудового обучения школьников с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема трудового обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями всегда была в центре внимания большого количества ученых и практиков в связи с ее высокой значимостью для успешной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни этой категории учащихся. Подавляющая часть исследователей отмечает исключительную важность трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной и др.  

Просмотр содержимого документа
«Педагогические аспекты профессионально-трудового обучения школьников с интеллектуальными нарушениями»

Педагогические аспекты профессионально-трудового обучения школьников с интеллектуальными нарушениями


Проблема трудового обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями всегда была в центре внимания большого количества ученых и практиков в связи с ее высокой значимостью для успешной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни этой категории учащихся. Подавляющая часть исследователей отмечает исключительную важность трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной и др.

Следует отметить, что начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости было положено еще в 90-х годах XIX века. В 1891 году Лондонский училищный совет принял решение об открытии «школ специального воспитания», первые из которых открылись в 1892 году в Лондоне и Лейчестере. Главной задачей таких школ было возвращение детей в обычные школы. К началу XX века при активной поддержке Национальной ассоциации помощи дефективным детям сеть специальных школ распространилась по всей Англии. В это же время опыт английских педагогов активно начали перенимать и трансформировать другие государства.

Так, в 1911 году немецкий олигофренопедагог Бруно Мэннель в своей работе «Школы для умственно отсталых детей» отмечает: «… должны быть устроены для таких детей особые курсы при ремесленных училищах, … где бы ученики знакомились с более простыми техническими приемами наиболее пригодных для них ремесел. Эти дети в большинстве случаев не в состоянии будут сдать экзамен на звание мастера, но они могут стать хорошими подмастерьями и рабочими в различных профессиях, как например, плетение из соломы, изготовление корзин, переплетное дело, столярное, башмачное дело, садоводство, сельскохозяйственные работы и т.д.». Наряду с практическим обучением автор предлагает набор жизненно важных для данной категории подростков предметов теоретического цикла, где особую роль должны играть экономическое и правовое воспитание, на фоне «педагогического ухода» (коррекции) духовного развития их личностей.

Исследуя опыт своих предшественников, итальянский врач и педагог Мария Монтессори создала систему педагогического воздействия на детей с проблемами в развитии. В своей монографии «Дом ребенка (метод научной педагогики)» она отмечает: «… надо создать такой дом для отсталых детей, чтобы они выходили в жизнь не глиняным колоссом, а людьми, способными выстоять любые ураганы жизни». Разработав форму специализированного учебного заведения, М. Монтессори уделяла большое значение сенсорному воспитанию проблемных детей посредством ручного труда.

Основоположниками отечественной олигофренопедагогики стали Алексей Николаевич Граборов и Екатерина Константиновна Грачева, обобщившие опыт зарубежных ученых и доказавшие возможность развития умственно отсталых детей под влиянием воспитания и специального обучения. Ряд выводов А.Н. Граборова и Е.К. Грачевой актуален и сегодня. Так, А.Н. Граборов провел научные исследования и установил, что более половины учащихся вспомогательной школы имеют позднее развитие ходьбы, движения их ограничены по амплитуде и мало координированы: «При сохранных анализаторах умственно отсталый ребенок смотрит и не видит, слушает и не слышит в результате особенности своего восприятия учебного материала. Таким детям постоянно требуется коррекционная подпитка для включения как можно большего количества анализаторов». В своих работах А.Н. Граборов и Е.К. Грачева особое внимание уделяли труду как средству коррекции аномального ребенка в общей системе средств воспитания.

В 60-ые году прошлого века была разработана теория организации трудового обучения лиц с нарушениями интеллекта. Под руководством Григория Митрофановича Дульнева его сотрудниками и учениками (В.Ю. Карвялисом, Е.А. Ковалевой, Г.Н. Мерсияновой, С.Л. Мирским, Н.П. Павловой, В.Т. Хохриной) была проделана большая работа по изучению особенностей трудовой деятельности умственно отсталых школьников. В исследованиях этих ученых было показано, что для подготовки школьников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).

К 90-м годам XX века школа для обучающихся с умственной отсталостью была обеспечена программами по пяти видам труда в городских условиях (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному) и специальными программами для школ с сельскохозяйственным профилем обучения или находящихся в сельской местности (сельскохозяйственный труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело).

Политические изменения, произошедшие в 90-е годы, привели к межсистемному социально-экономическому кризису в нашей стране, возникновению рыночных отношений, сокращению рабочих мест и появлению безработицы. Сложившаяся ситуация негативно отразилась на положении трудоспособных людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, лиц с умственной отсталостью. Это, в свою очередь, не могло не сказаться на сформировавшейся в советский период системе трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как отмечает доктор педагогических наук, директор школы-интерната № 102 г. Москвы Геннадий Васильевич Васенков, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ.

В XXI веке актуальность проблемы трудового обучения и воспитания, профессиональной ориентации и профессионального самоопределения не подлежит сомнению. Впервые эта мысль прозвучала в апреле 2016 г. из уст президента РФ В.В. Путина, который на заседании «Форума действий. Регионы» выступил с идеей вернуть в школы трудовое воспитание. Он добавил, что труд не подразумевает мытьё полов — он должен быть творческим. «Это не должно быть эксплуатацией», — сказал Путин на встрече с классными руководителями выпускных классов. По его словам, мыть полы в школах «должны люди, которые за это деньги получают». «Детей надо привлекать хотя бы к элементарному, но творческому труду», — добавил он.

1 марта 2018 г. в обращении к Федеральному собранию В.В. Путин сообщил, что с 2018-2019 учебного года будет запущен проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Этот проект позволит детям попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. На реализацию данного проекта выделен 1 миллиард рублей. Очень значимым, в связи с этим, В. Путин назвал движение наставничества, т.е. оказание помощи молодым специалистам в приобретении необходимых профессиональных навыков, адаптации в коллективе, а также воспитании дисциплинированности и заинтересованности в результатах труда.

Продолжает идеи В.В. Путина и министр образования О.Ю. Васильева, которая в августе 2016 г. на Общероссийском родительском собрании подчеркнула, что современным школьникам трудовое воспитание необходимо — они должны уметь «трудиться ежечасно, ежесекундно».

Актуальность проблемы трудового обучения и воспитания в учреждениях, реализующих исключительно АООП, связана еще и с введением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предусматривающего изменения в организации и содержании трудового обучения школьников. Так, в соответствии с новым Стандартом организация трудового обучения осуществляется в рамках предметной области «Технология», освоение содержания которой в начальной школе происходит в процессе изучения учебного предмета «Ручной труд», а в V-IX классах при изучении предмета «Профильный труд». В Стандарте для обучающихся с легкой умственной отсталостью образовательные результаты по этим учебным предметам дифференцированы по двум уровням: достаточному и минимальному. При этом в качестве образовательных результатов выделены не только относящиеся непосредственно к изучаемому предмету, но и базовые учебные действия, которые частично можно соотносить с понятием общетрудовых умений, необходимых для осуществления любого вида трудовой деятельности.

За последние годы в школах, осуществляющих обучение исключительно по АООП, совсем недавно называемых как учреждения VIII вида, значительно изменился контингент обучающихся – увеличилась численность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, двигательными и речевыми нарушениями, а также другими расстройствами, отражающимися на динамике социализации.

В связи с этим, в настоящее время возникла потребность в разработке новых подходов к оцениванию сформированности учебных умений обучающихся, а также диагностике их готовности к освоению определенного профиля трудового обучения.

В нашем учреждении профессионально-трудовое обучение и трудовое воспитание всегда являлись одними из приоритетных направлений работы педагогического коллектива. В школе созданы и функционируют 2 столярные и 1 швейная мастерские, кабинеты тепличного дела и сельскохозяйственного труда, предназначенные для проведения уроков профессионально-трудового, производственного обучения учащихся 5-11 классов и включения их в трудовую деятельность с целью привития навыков самостоятельной работы. Мастерские и кабинеты обеспечены необходимым оборудованием и инструментом. Для практической подготовки учащихся к решению жизненных задач, формирования трудовых, бытовых и коммуникативных навыков оборудован кабинет СБО, а также кабинеты профориентации и мини-кухня в здании службы постинтернатной адаптации. Имеющаяся в распоряжении КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» материальная база позволяет вести обучение на достаточно высоком уровне и постоянно совершенствуется.

Так, в 2017 году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках программы «Право быть равным» провел конкурс по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воронежская область приняла участие в данном конкурсе и получила право на создание и реализацию межведомственного Комплекса мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из исполнителей мероприятия Комплекса мер стало наше образовательное учреждение. Благодаря средствам, выделенным на реализацию мероприятий в рамках Комплекса мер, было закуплено оборудование и расходные материалы для кабинетов столярного и автодела на сумму 2095742.98 руб.

Профессионально-трудовое обучение в КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» представляет определенным образом выстроенную систему работы, направленную на привитие ребенку элементарных трудовых навыков, с учетом его психофизических особенностей.

Выделяется три периода трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью:

Первая ступень (1-4-й классы), рассматривается как пропедевтический период, в рамках которого осуществляется выявление возможностей восприятия и усвоения знаний и умений. Этот период трудового обучения представлен уроками ручного труда.

Вторая ступень (5-8-й классы) представляет собой период общей трудовой подготовки, в который осуществляется освоение общетрудовых и общепрофессиональных приемов работы. В этот период осуществляются трудовые пробы, происходят профессиональный подбор и уточнение правильности выбора профессии. Обучающиеся овладевают профессиональными навыками и личностными качествами, необходимыми для будущей трудовой деятельности. Для учащихся с легкой умственной отсталостью осуществляется профессиональное воспитание – в процессе трудового обучения, во время экскурсий на предприятия для ознакомления с доступными профессиями и условиями труда, устраиваются встречи с представителями этих профессий, мастер-классы и т. п.

Третья ступень (9-й класс) понимается как обобщающий период, в который происходит совершенствование умений на основе углубленной коррекции недостаточно или с ошибками сформированных навыков работы. Третья ступень может быть продолжена в 10-11 классах как углубленное профессиональное обучение.

Таким образом, в блоке трудовой подготовки можно выделить трудовое обучение (I-IV классы), профессионально-трудовое (V-IX классы), профессиональное (Х-ХI классы). После IX класса выпускники получают документ установленного образца (свидетельство об обучении), в котором указывается вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду. После XI класса учащиеся в соответствии с действующим законодательством сдают квалификационные экзамены по специальности. Успешно сдавшие этот экзамен получают свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификации (разряда) «Столяр», «Швея», «Овощевод».

На изучение трудового обучения школьников с умственной отсталостью в учебном плане КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» отведено 86 часов (общее количество часов в 5-11 классах – 248), т.е. 35%. Программа трудового обучения, кроме формирования общетрудовых умений и навыков по конкретному профилю, включает также освоение элементов знаний об экономике современного производства, о формах трудовой деятельности, оплате труда, бюджете семьи, предполагает психологическую подготовку к труду – развитие произвольного внимания, осмысленного запоминания, мыслительных операций, формирование культуры труда, понятия о профессиях.

Обучение ведется с использованием специальных учебников: начальное звено – Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд»; среднее звено – Ковалева Е.А. «Технология. Сельскохозяйственный труд», Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. «Технология. Швейное дело»; профклассы – Перелетов А.И., Лебедев П.М. «Столярное дело». Более качественному осуществлению образовательного процесса по трудовому обучению мешает отсутствие учебников по столярному делу для 5-9 классов, швейному и тепличному делу – для профклассов.

Можно выделить следующие особенности организации учебного процесса на уроках трудового обучения в КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП»:

1. Обучение осуществляется в замедленном темпе с более широкой наглядной, практической и словесной конкретизацией общих положений, с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения.

2. В ходе обучения предполагается постепенное сокращение помощи со стороны педагога и такое же постепенное повышение степени трудности задач, не выходя из «зоны ближайшего развития» учащихся.

3. Особое внимание уделяется мотивационной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных процессов и профессиональной деятельности.

Интерес к содержанию трудовой деятельности прививается посредством

систематического показа привлекательных сторон профессии «швея», «столяр», «овощевод»; осознания социальной значимости и престижа выбранной профессии, обучения технологиям и операциям не только методом репродуктивного усвоения, но и частично-поисковым методом; активного привлечения учащихся к пропаганде профессии, к мероприятиям, воспитывающим профессионально-групповое сознание (встречи с людьми труда, проведение праздников и т. д.).

Трудовое обучение и воспитание учащихся с нарушениями интеллекта осуществляется также в рамках дополнительного образования. Работа учащихся в кружках, имеющих трудовую направленность («Хозяюшка», «Ремонтник», «Золотые руки» и др.), является средством расширения их профессионального кругозора, развития творческих способностей и интереса к данному виду труда. Непременным и важным условием педагогической эффективности кружковой работы является ее постоянная связь с содержанием учебной работы учащихся на уроках трудового обучения. При организации кружков и определении их направленности администрация руководствуется профилем трудового обучения, возможностями учащихся, их склонностями к тому или иному виду деятельности. Учитывается также технологическая подготовленность учителей к проведению данной кружковой работы. В настоящее время все учителя трудового обучения нашего центра получили дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка/ повышение квалификации в области специального образования и области, соответствующей преподаваемому предмету).

Единственный недостаток кружков в том, что в них редко занимаются ученики, которые наиболее остро в этом нуждаются, те, у кого плохо получается на уроках. Чувствуя неуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в данной работе. Руководителям кружков следует проявить к таким детям максимум внимания, терпеливо и настойчиво привлекать их к занятиям.

Важнейшей составляющей трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью является профориентация, под которой понимается комплекс целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических,

психофизиологических, социально-педагогических), направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда.

Профориентация представляет собой длительный процесс, имеющий свои этапы и включающий такие формы, как профессиональное воспитание, профдиагностика, профинформирование, профконсультирование, профагитация и профпропаганда, профотбор и профподбор, которые проводятся различными учреждениями.

Исследования показывают, что своевременная профориентация, реализованная на основе функционального диагноза и значимых для трудовой деятельности психологических факторов, во многом определяют трудовой прогноз, а следовательно, и уровень социальной адаптации при умственной отсталости.

Согласно современным представлениям, основной задачей профориентации при нарушениях в интеллектуальном развитии является максимальный учет особенностей адаптации к труду и работоспособности при рациональном напряжении функциональных систем (т. е. труд должен быть физически и психологически комфортным, без значительного напряжения).

В качестве основных принципов современной профориентации лиц с нарушениями интеллекта выделяют:

- многоплановость;

- комплексность;

- учет особенностей контингента обучающихся с умственной отсталостью.

Для профинформирования, консультирования и коррекции профпланов

привлекаются педагог-психолог, медработники. Социальный педагог, как правило, организует экскурсии и встречи, а также содействует выпускникам в

трудоустройстве или поступлении на профобучение.

Таким образом, в процессе осуществления профориентации выделяются несколько блоков:

1) медицинский блок – определение перечня показаний и противопоказаний к трудовой деятельности;

2) психофизиологический блок – определение, исходя из характера реактивности жизнеобеспечивающих систем, уровня доступных и показанных нагрузок;

3) психологический блок – определение, исходя из анализа психологических факторов, ориентации на различные виды трудовой деятельности;

4) педагогический блок – формирование трудового стереотипа, готовности к труду, формирование и развитие профессионально важных качеств, проведение трудовых проб;

5) социальный блок – подбор оптимальных вариантов профобучения

и трудоустройства на основании анализа конъюнктуры рынка труда.

В настоящее время в КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» заключены договора о сотрудничестве с 3 профессиональными образовательными организациями Воронежской области (Новоусманский многопрофильный техникум, Борисоглебский технолого-экономический техникум, Новохоперский аграрно-экономический техникум), а также с учреждениями и предприятиями (Центр занятости населения Новохоперского района, ООО «Этанол Спирт», ООО «Заря-2»).

Большое значение для предпрофессиональной подготовки обучающихся центра имеет проект «Социальный экзамен», который реализуется при поддержке социального партнера ВОБОО «Общие дети». В рамках данного проекта школьникам рассказывают и наглядно демонстрируют, как выбрать профессию по душе. На встречи к детям приезжают настоящие профессионалы из различных отраслей. Или ребята приезжают в гости, и им в различных компаниях показывают, как можно достигнуть успеха в любой профессии, будь то парикмахер или столяр, плотник или портной, кулинар или разнорабочий. Так, для наших ребят только в 2018-2019 учебном году были организованы встречи с представителями профессий «повар» и «тренер».

Классными руководителями и воспитателями центра регулярно проводятся профориентационные мероприятия для обучающихся (игровая программа «Все работы хороши», познавательный час «Формула профессии», беседа-диалог «Профессия или призвание» и др.).

Социальным педагогом службы постинтернатной адаптации Кузиной О.В. организованы:

- цикл занятий с обучающимися 9-11классов («Мир профессий», «Я – хозяин своей судьбы», «Моя будущая профессия – повар», «Выбор профессии – это серьёзно», «Формула выбора профессии» и др.);

- экскурсии на железнодорожную станцию Новохоперск ОАО «РЖД», ПСЧ № 45 по Новохопёрскому и Таловскому районам, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод», КФХ Терновского района А.В. Каверина, а также дни «открытых дверей» в Новоусманском многопрофильном техникуме и Воронежском государственном промышленно-педагогическом колледже.

Основной целью данных мероприятий является формирование основ предпрофессиональной подготовки, расширение представлений о различных профессиях и осознанном выборе профессии.

Педагогом-психологом Ладохиной Л.Н. была проведена психологическая диагностика профориентационных интересов и направленности обучающихся 9-11 классов, в которой приняли участие 19 чел. Анкетирование проводилось с использованием компьютерной системы «Ориентир», содержащей в себе две основы: карту профессий и анкету «Ориентация». Карта профессий позволяет информировать испытуемого о видах профессий и предъявляемых ими требованиях к личностным качествам, а анкета «Ориентация» позволяет быстро определить направленность человека на ту или иную группу профессий.

Все описанные профессии разделены на пять типов в зависимости от предмета труда и на два класса в зависимости от характера труда. Помимо общей характеристики профессии, дается описание требований к индивидуальным особенностям человека, способствующих успешной профессиональной самореализации в этой области.

Педагогом-психологом были определены типы профессий (человек-человек, человек-природа, человек-художественный образ, человек-знаковая система, человек-техника), наиболее близкие обучающимся, а также разработаны рекомендации по дальнейшему самоопределению и выбору профессиональной образовательной организации.

С учетом результатов психодиагностики педагогом-психологом проводятся мероприятия по программе «На ступень выше», цель которой осуществить психологическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся с нарушением интеллекта. В программу входят разнообразные виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная и т.д. С обучающимися проведены занятия с элементами тренинга: «Мы вместе», «Помечтаем о своей профессии», «Мое видение будущей профессии», «На пути к цели», «Наедине с собой», «Мой профессиональный выбор», «Я могу», «Мои ресурсы», «Хочу. Могу. Надо», «Отношение к профессиям».

На данный момент уже традиционным стало проведение на базе нашего образовательного учреждения областного инклюзивного конкурса творческих работ «Парад профессий». «Парад профессий» – это практическая проба сил обучающихся в выбранном виде деятельности с помощью творческого самораскрытия, что требует осмысления себя, своего места в мире профессий и в обществе. Конкурс предоставляет каждому обучающемуся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, возможность раскрыть свои таланты и наклонности. В 2019 году в конкурсе «Парад профессий» приняли участие 35 обучающихся центра под руководством учителей-предметников, воспитателей, специалистов ППМС помощи, из них 4 ребят стали призерами конкурса. С каждым годом количество участников конкурса растет (2018 год: 88 участников, 2019 год: 145 участников), что говорит об актуальности и значимости конкурса для социально-профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ.

Благодаря скоординированной работе педагогического коллектива, обучающиеся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП», в том числе, дети-инвалиды, принимают активное (и результативное) участие в мероприятиях, имеющих большое значение для их профессионального обучения:

- Воронежском и Национальном чемпионатах конкурсов профессионального мастерства для лиц с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс»;

- областных конкурсах для обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенных общеобразовательных учреждений Воронежской области («Агрофестиваль-2018», «Лучший по профессии»);

- районных Слётах трудовых объединений школьников и др.

Показатель трудоустройства выпускников 2016-2018 года составил 92%. Выпускники, оставившие обучение из-за рождения детей – 5% (2 чел.), признаны недееспособными – 3% (1 чел.). Прослеживается тенденция выбора профессии по профилю адаптированной основной образовательной программы профессионального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- профессию «Швея» выбрали 6% выпускников;

- профессию «Столяр» выбрали 14% выпускников;

- профессию «Повар» выбрали 16% выпускников.

Однако, несмотря на большой объем и многообразие видов профориентационной работы, проблема реального трудоустройства выпускников центра после завершения обучения по программам СПО стоит достаточно остро (лишь единицы устраиваются работать по полученной специальности). В дальнейшем педагогическому коллективу центра необходимо шире использовать эффективные методы в организации системы работы по формированию социальной и жизненной компетенции обучающихся, что позволит выпускникам школы уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания обучения, успешно адаптироваться в социуме.




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!