СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические чтения по теме «Пути организации личностно - ориентированного образовательного пространства в колледже. Цифровые навыки» Доклад по теме: «Использование ИКТ на уроках физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические чтения по теме «Пути организации личностно -  ориентированного образовательного пространства в колледже. Цифровые навыки»

 

Доклад по теме:

«Использование ИКТ на уроках физики»

Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения по теме «Пути организации личностно - ориентированного образовательного пространства в колледже. Цифровые навыки» Доклад по теме: «Использование ИКТ на уроках физики»»

Министерство образования и науки республики Бурятия

ГБПОУ КТИНЗ







Педагогические чтения по теме «Пути организации личностно - ориентированного образовательного пространства в колледже. Цифровые навыки»


Доклад по теме:

«Использование ИКТ на уроках физики»









Выполнила: Пашинова Лариса Николаевна,

Преподаватель физики, информатики

ГБПОУ КТИНЗ






с. Иволгинск

2020 г.

В современном мире информационно-коммуникативные технологии занимают всё более значительное место. Процесс обучения в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален. Из этого вытекает одна из задач нашей педагогической деятельности – формирование личности, способной адаптироваться в современном мире.

Цели использования информационных технологий на занятиях:

• сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

•  приблизить урок к мировосприятию современного студента;

•  установить отношения взаимопонимания между преподавателем и студентом;        Основная роль ИКТ в работе преподавателя:

а)  экономия времени;

б) возможность эмоционально и образно подать материал;

в) проверке и закрепление ЗУН различными методами и приемами.

Идея использования ИКТ для моделирования различных физических явлений, демонстрации устройства и принципа действия физических приборов возникла сразу, как только вычислительная техника появилась в образовательных учреждениях. Уже первые уроки с использованием ИКТ показали, что с их помощью можно решить ряд проблем, всегда существовавших в преподавании физики.

Рассмотрим две основные проблемы в преподавании физики:

1) Многие явления в условиях кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате обучающиеся испытывают ряд трудностей в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, «прокрутить» с оптимальной для усвоения подачей учебного материала.

2) Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести сложные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести исследовательские работы, требующие более сложного современного оборудования. На помощь приходит ИКТ, которые позволяют проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них можно по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Несколько слов нужно сказать о разработке компьютерных уроков. Уже существуют электронные учебники по физике, ориентированные на индивидуального пользователя: «Физика в картинках», «1С: Репетитор», «Открытая физика» фирмы «Физикон» и другие разработки, выполненные на оптических дисках. Большинство из них сделано профессионально, имеют красивую графику, содержат хорошие мультипликации, они многофункциональны, словом, имеют массу достоинств. Но в большинстве случаев они не вписываются в тематику урока. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных преподавателем на уроке. Компьютерные уроки требуют особой подготовки. К таким урокам я стала писать разработки, совмещая в них и настоящие, и виртуальные (т.е. реализованные на экране монитора) эксперименты, иногда используя Интернет-ресурсы, содержащие новейшую информацию по некоторым разделам учебников:

1. Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru

2. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/

3. Физика в анимациях http://physics.nad.ru

4. Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru

5. Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru

6. Сайт с демонстрациями http://files.school-collection/edu.ru

Наш колледж уделяет большое внимание личностно-ориентированному обучению, где центром обучения является сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. студент как личность. Применение информационных и коммуникационных технологий для организации личностно-ориентированного обучения позволяет:

  • повысить мотивированность обучающихся к обучению и их познавательную активность;

  • построить учебный процесс, учитывая личностные особенности каждого обучающегося, ориентируясь на развитие их творческих способностей;

  • создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

  • дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс, создавая условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний и уровня обученности каждого обучающегося;

  • вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса.

Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Обучающиеся самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений и, изменяя параметры взаимодействия, наглядно видеть результат. Средство интеграции текстовой информации и мультимедиа (звука, видео, анимации) делает процесс познания более привлекательным из-за красочности компьютерной графики, позволяет лучше развивать наглядно-образное мышление. Включение в мультимедийный конспект обобщающих таблиц, формул, необходимых иллюстраций и анимационных моделей способствует более интенсивной организации учебного процесса.

ИКТ не призваны заменить классную доску и классические формы обучения, они призваны помочь преподавателю объяснить тему наиболее эффективным способом только тогда, когда требуется продемонстрировать процесс, создать яркий образ и т.п. Иными словами, когда самой темой востребована мультимедийность представления объясняемого материала. Когда без мультимедийности объяснить в полном объеме, ярко и исчерпывающе представляется затруднительным. Когда нужно показать скрытый от человеческого глаза, по естественным причинам, объект, например, молекулярную структуру вещества.

Опыт моей работы показывает, что такие уроки вызывают у обучающихся настоящий интерес, заставляют работать всех даже слабых ребят, позволяя осуществлять принцип развивающего обучения, приводящее к повышению качества знаний.

Использование ИКТ на занятиях, в каждом конкретном случае, приходится решать проблему уместности применения и соотношения компьютерных и реальных экспериментов.

Если преподаватель хочет быть интересным для своих обучающихся, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать ИКТ на уроках, и, как максимум, использовать эти технологии с огромными универсальными возможностями.












Список литературы:


  1. Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»

  2. З. В. Александрова и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7 – 11 классы. Методическое пособие с электронным приложением – М.: «Глобус», 2009. – 313 с.

  3. Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Изд-е 2-е, испр. и доп. – М.: «ИНЭК», 2008.

  4. Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru

  5. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/

  6. Физика в анимациях http://physics.nad.ru

  7. Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru

  8. Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru

  9. Сайт с демонстрациями http://files.school-collection/edu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!