СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические формы и методы, применяемые с целью профессионального развития учащихся школы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические формы и методы, применяемые с целью профессионального развития учащихся школы»

Смеянова Т.В.,

учитель технологии и музыки

МБОУ «Покровская СОШ

им. Героя Советского Союза Ветчинкина К.Ф.

Волоконовского района Белгородской области»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ С ЦЕЛЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ


Есть такое направление в школе, как профориентация. Это – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки школьникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Что же для достижения этих целей нужно делать нам в школе? Вся работа по профессиональному развитию проводится в школе поэтапно. Их можно выделить 4:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в нашей школе:
- Оформление уголка по профориентации,

- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования,

-связь с образовательными учреждениями нашей области.
Работа с обучающимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Информационная подготовка» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.
- Проведение недели технологии, где провожу различные мероприятия, связанные с о знакомством с профессиями, конкурсы по профессии, конференции и викторины, просмотр презентаций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
Для организации работы с обучающимися 9 класса и как классный руководитель я чаще всего использую интернетресурсы. Много полезной информации для уроков и внеклассной работы я нахожу на сайте «Кем быть».

И ещё остановлюсь на современных формах и методах профориентационной работы, которые я применяю в своей работе.

В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по служебной лестнице, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы.

Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.

В связи с этим, профориентационная деятельность в современных образовательных учреждениях предусматривает соблюдение и реализацию следующих принципов:

систематичности и преемственности – профориентационная работа должна вестись с первого по выпускной класс;

дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, уровень успеваемости и состояние здоровья и т.п.;

оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися;

взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите;

учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах;

психологизации профориентационной работы.

К основным результативным критериям эффективности профориентационной работы в современных образовательных условиях, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.

Профессиональная ориентация осуществляется в процессе обучения и во внеучебной деятельности, в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьей, медицинскими учреждениями, психологическими центрами, центрами профессиональной ориентации молодежи, службами занятости, предприятиями, организациями.

За последние десятилетие в системе профориентации стали все чаще внедряться активные формы и методы профориентации, как например кейс-метод, арт-терапевтические методики, экспресс-диагностика и т.д., а также наблюдается тенденция наполнения новым содержанием уже имеющихся, в соответствии с особенностями системы образования на современном этапе развития.

К современным формам и методам профориентационной работы в нашей школе , можно отнести следующие:

внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например таких как: «Информационная подготовка», а также темы уроков технологии «Ты и твоя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Твоя будущая профессия», «Пропуск в профессию», «Путь в профессионализм», «Основы профессионального выбора» и т.д.;

Для обучающихся наиболее эффективна следующая схема консультирования:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа «идеальной» профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.


Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.






Используемая литература


1.Активные формы профориентационной работы... [Электронный ресурс] –

Режим доступа: гпоунпк.рф›doc/3_3_3_1.pdf свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус

2.Блинов, В. И. Эффективные практики профессиональной ориентации в

регионах России [Текст] / В. И. Блинов // Профессиональное образование в

России и за рубежом. – 2017. - № 1 (25). – С. 6-8.

3..Задачи, формы и методы профориентации [Электронный ресурс] – Режим

доступа: studopedia.ru› 19_324144…formi…proforientatsii.html, свободный. – Загл.

с экрана. – яз. рус.

5.Килина, И.А. Практико-ориентированные форматы профориентации

обучающихся [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://proforientir42.ru/wpcontent/uploads/2017/07/, свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус.

6. Кузнецова, О. П., Актуальные формы и методы.профориентации

[Электронный ресурс] – Режим доступа: berezino3.schools.by, свободный. – Загл. с

экрана. – яз. рус.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!