СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические конфликты, их виды и способы их разрешения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа, как и любое другое образовательное учреждение-это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, которые общаются между собой, взаимодействуют друг с другом. В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, участники и образовательное учреждение в целом стремятся разными путями разрешать эти конфликтные ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические конфликты, их виды и способы их разрешения.»

  Педагогические конфликты, их виды и способы их разрешения. Подготовила Учитель нач. классов Соболь Вероника Викторовна

Педагогические конфликты, их виды и способы их разрешения.

Подготовила

Учитель нач. классов

Соболь Вероника Викторовна

Сущность конфликта: Конфликт ( от лат. сonflictus – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (Психологический словарь, Л.А. Карпенко); Конфликт - борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника (Л.Козер); Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями (Л.Г. Здравомыслов).

Сущность конфликта:

  • Конфликт ( от лат. сonflictus – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (Психологический словарь, Л.А. Карпенко);
  • Конфликт - борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника (Л.Козер);
  • Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями (Л.Г. Здравомыслов).
Структура и динамика конфликтов Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия.

Структура и динамика конфликтов

Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия.

Структура конфликтной ситуации: Объект конфликта

Структура конфликтной ситуации:

Объект конфликта

Инцидент - Это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть, инцидент – это осознание конфликтной ситуации.

Инцидент -

  • Это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть, инцидент – это осознание конфликтной ситуации.
Виды конфликта: Информационный; Структурный; Ценностный; Конфликт отношений; Поведенческий конфликт.

Виды конфликта:

  • Информационный;
  • Структурный;
  • Ценностный;
  • Конфликт отношений;
  • Поведенческий конфликт.
Динамика конфликта

Динамика конфликта

Причины конфликтов: Распределение ресурсов; Взаимозависимость задач; Различия в целях; Различия в представлениях и ценностях; Различия в манере поведения и жизненном опыте; Неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов:

  • Распределение ресурсов;
  • Взаимозависимость задач;
  • Различия в целях;
  • Различия в представлениях и ценностях;
  • Различия в манере поведения и жизненном опыте;
  • Неудовлетворительные коммуникации.
Функции конфликтов  Деструктивная функция ( негативный ) : разрушение совместной деятельности, ухудшение или распад отношений, ухудшение самочувствия участников и т.п. Конструктивная функция ( позитивный)  : Конфликт является важным источником развития личности, группы. Межличностных отношений, позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия; Через открытую конфронтацию конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы; Конфликт способствует развития взаимопонимания между участниками взаимодействия; Лжеисход ( замораживание) – например, силой растащили субъектов конфликта в стороны.

Функции конфликтов

  • Деструктивная функция ( негативный ) : разрушение совместной деятельности, ухудшение или распад отношений, ухудшение самочувствия участников и т.п.
  • Конструктивная функция ( позитивный) :
  • Конфликт является важным источником развития личности, группы. Межличностных отношений, позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия;
  • Через открытую конфронтацию конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы;
  • Конфликт способствует развития взаимопонимания между участниками взаимодействия;
  • Лжеисход ( замораживание) – например, силой растащили субъектов конфликта в стороны.
Классификации:  Уровень конфликта зависит от ранга субъекта конфликта: Внутриличностный конфликт; Межличностный (между отдельными людьми); Конфликт между личностью и группой; Межгрупповой конфликт (между членами разных групп); Системный конфликт (в них фигурируют «группы групп», государственный К., межэтнический К.).

Классификации: Уровень конфликта зависит от ранга субъекта конфликта:

  • Внутриличностный конфликт;
  • Межличностный (между отдельными людьми);
  • Конфликт между личностью и группой;
  • Межгрупповой конфликт (между членами разных групп);
  • Системный конфликт (в них фигурируют «группы групп», государственный К., межэтнический К.).
Типы конфликта: Объективный - Субъективный - В основе лежит реальная проблема «поле для работы с психологом»: Конфликт как личный коммуникативный стиль человека; Конфликт как средство сброса отрицательной энергии.

Типы конфликта:

Объективный -

Субъективный -

  • В основе лежит реальная проблема
  • «поле для работы с психологом»:
  • Конфликт как личный коммуникативный стиль человека;
  • Конфликт как средство сброса отрицательной энергии.
Стратегии поведения в конфликте: Избегание (не хочу участвовать в этом, не могу повлиять на ситуацию и т.п.); Приспособление (подстроится под партнёра); Соперничество; Компромисс (частично удовлетворяем мои интересы, частично – интересы партнёра); Сотрудничество.

Стратегии поведения в конфликте:

  • Избегание (не хочу участвовать в этом, не могу повлиять на ситуацию и т.п.);
  • Приспособление (подстроится под партнёра);
  • Соперничество;
  • Компромисс (частично удовлетворяем мои интересы, частично – интересы партнёра);
  • Сотрудничество.
Характеристика исходов конфликтов (формы его разрешения) Снятие инцидента это попытка притушить конфликт, либо переведя его на стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации; Обеспечение выигрыша одной из сторон; Снятие конфликта с помощью лжи; Полное физическое или функциональное разведение участников; Внутреннее переструктуирование образа ситуаций; Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству

Характеристика исходов конфликтов (формы его разрешения)

  • Снятие инцидента это попытка притушить конфликт, либо переведя его на стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации;
  • Обеспечение выигрыша одной из сторон;
  • Снятие конфликта с помощью лжи;
  • Полное физическое или функциональное разведение участников;
  • Внутреннее переструктуирование образа ситуаций;
  • Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству
   Советы Д. Карнеги       «Не позволяйте себе расстраиваться из-за мелочи, которыми следует пренебречь и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить его на пустяки! »Умение отличить главное от второстепенного должно помочь каждому найти правильную линию поведения в конфликтах…

Советы Д. Карнеги

 

 

  •   «Не позволяйте себе расстраиваться из-за мелочи, которыми следует пренебречь и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить его на пустяки! »Умение отличить главное от второстепенного должно помочь каждому найти правильную линию поведения в конфликтах…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!