СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические/образовательные технологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические/образовательные технологии»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Санномыская средняя общеобразовательная школа»









Выступление на ШМО учителей

естественно-математического цикла


на тему: Современные образовательные технологии.

Эффективное применение их в практической профессиональной деятельности учителя математики















Автор: Рекунова Н.В.,

учитель математики,

первая категория






с.Санномыск
2022г

В целях повышения качества образования, для развития познавательного интереса учащихся и формирования основных компетентностей необходимо применять различные современные педагогические технологии.

Что же такое педагогическая технология?

Педагогическая технология – это  проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности приёмов, методов и форм организации учебной деятельности и обучения, повышающих его эффективность.

По сути, педагогические образовательные технологии, представляют собой инструментарий, который использует педагог в процессе реализации воспитательно - образовательного процесса.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология;

  • Технология развития критического мышления;

  • Проектная технология;

  • Технология развивающего обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технология проблемного обучения;

  • Игровые технологии;

  • Модульная технология;

  • Дистанционные образовательные технологии;

  • Технология мастерских;

  • Кейс – технология;

  • Технология интегрированного обучения;

  • Педагогика сотрудничества;

  • Технологии уровневой дифференциации;

  • Групповые технологии;

  • Традиционные технологии (классно-урочная система).

Выбор современных педагогических и образовательных технологий, методов, приёмов обучения и форм работы на уроке необходимо осуществлять в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей, возможности удовлетворения образовательных запросов, соблюдая преемственность в обучении.

Изучив достаточно много литературы и Интернет-ресурсов более подробно хочу остановиться на технологиях, которые наиболее часто применяют коллеги и я сама в работе с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.

  1. Информационно-коммуникационные технологии

Их применение позволяет выйти за рамки учебника и сделать учебную и внеурочную деятельность разнообразной и интересной. Для этого можно использовать Программы-тренажеры по математике,  применение которых формирует умения и навыки учащихся. Развивает логическое, алгоритмическое и творческое мышление. Помогает в закреплении уже имеющихся знаний. Экономит время на уроке, в самоподготовке учащихся. Для этого можно использовать:

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/.

  • Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ext-search/ .

Единая коллекция ЦОР

Из опыта учителей – математиков её применение на уроках математики, в сочетании с традиционными методами обучения, повышает качество усвоения учащимися нового материала. Предоставляет возможность в традиционной и инновационной форме создавать задания.  

Контролирующие программы

Их использование позволяет установить связь в учебной деятельности между учителем и обучающимися. Проследить динамику продвижения каждого ученика, способствует накоплению оценок. Помогает соотнести трудности заданий с результатами обучения. Эти программы предназначены для текущего и итогового контроля. Здесь можно обратиться к открытому ресурсу «Сдам ГИА». Во-первых - основатель этого ресурса – является разработчиком контрольно-измерительных материалов к Государственной итоговой аттестации и ВПР. Предложенные образцы заданий, приближены к реальным экзаменационным КИМ и вариантам ВПР. Во-вторых, это полностью бесплатная обучающая система. В-третьих, портал предоставляет обширные возможности организации различных форм работы с учащимися, как на уроке, так и в самостоятельной подготовке.

Демонстрационные программы

Это прикладные программные средства, которые используются на разных этапах организации учебной деятельности учеников, как на урочных занятиях, и в самостоятельной работе. Их основные достоинства:

  • информативность;

  • наглядность;

  • динамичность;

  • возможность варьирования пользователем параметров демонстрируемой модели и режимов работы демонстрационной программы;

  • простота управления работой.

К таким программам относятся презентационные программы для графического редактирования, выполнения творческой работы учащимися, опорные схемы, таблицы.

Информационно-справочные материалы


Они необходимы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. Оказывают помощь учащимся при подготовке к итоговой аттестации, способствуют быстрому запоминанию теоретического материала.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

  1. Технология проектно-исследовательской деятельности


Сущность технологии  в том, что обучающиеся, учитывая свои интересы, выполняют собственный проект, решая практическую исследовательскую задачу, под руководством учителя. Большую роль в своей педагогической деятельности отводится этой технологии. Значимость и ценность, которой позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. Включаясь в реальную действительность, они овладевают новыми знаниями. Учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность способствует формированию готовности учащихся к творческой реализации полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. 

Формы организации учебно-исследовательской

деятельности на урочных занятиях

- урок-исследование;

- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

- домашнее задание исследовательского характера.

Исследовательская деятельность на уроке способствует формированию УУД, ключевых компетенций учащихся:

Личностные: самооценка; самоконтроль.

Регулятивные: постановка цели; составление плана своей работы.

Коммуникативные: аргументация; защита своей идеи.

На внеурочных занятиях можно использовать различные формы учебно-исследовательской деятельности:

  • элективные курсы, предполагающие углублённое изучение предмета;

  • работа на платформах Учи.ру, Решу ЕГЭ, РЭШ.

  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах.

  1. Дистанционные образовательные технологии

Это технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей на расстоянии, предусматривающие взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Одна из форм применения - работа на цифровых образовательных платформах, созданных для реализации государственной целевой программы «Развитие образования».

Цель, которых обеспечить массовое использование дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений. Более подробно хочу остановиться на следующих платформах:

  1. Учи.ру

Для учащихся работа на платформе https://uchi.ru/ предоставляет:

- большой выбор предметов;

- разнообразие заданий (проверочные работы, видеоуроки);

- отработку вычислительных навыков;

- участие в олимпиадах;

- возможность контроля и оказания помощи со стороны родителей;

- пополнение портфолио;

Как учителю дает возможность:

- использование платформы в урочной и внеурочной деятельности;

- проведение уроков в дистанционном формате;

- получение детальной статистики об образовательных результатах каждого ученика;

- повышение качества обучения;

- формирования индивидуальных заданий;

- привлечение к участию в конкурсах и олимпиадах;

- повышение интереса к предмету;

- бесплатное прохождение курсов повышения квалификации;

- участие в конференциях и вебинарах.

2) «Российская электронная школа» (РЭШ)

Электронный ресурс РЭШ https://resh.edu.ru направлен на создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам, примерной основной образовательной программе начального, основного и среднего общего образования и построенного на основе передового опыта лучших учителей России. Данная платформа содержит интерактивные уроки по школьному курсу с 1 по 11 класс. Работа на данном портале дает возможность каждому учащемуся получить бесплатное качественное общее образование.

Главным преимуществом использования электронной школы является соответствие потребности современных учащихся, которые предпочитают учебной литературе компьютерные игры. Усвоение учебного материала в системе: невозможно перейти к другой теме, если не усвоил тему перед ней. Для изучения материала используются видеоуроки, компьютерная графика, тестовые задания для отработки темы.

3)Формирование функциональной грамотности учащихся

В рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной

грамотности учащихся» в работе можно использовать материалы платформы по направлениям:

- демонстрационные материалы;

- банк заданий по математике;

- характеристики заданий;

- методические рекомендации;

- критерии оценивания.

Для проверки функциональной грамотности на сайте https://fg.resh.edu.ru проводится по следующему алгоритму:

  1. Вводится название мероприятия.

  2. Выбирается элемент для оценки – математическая грамотность.

  3. Вводится дата, вариант КИМ.

  4. Получаем коды доступа, раздаем учащимся.

  5. Проверяется работа учителем, как эксперт.

Бесплатное использование ресурса, возможность мониторинга знаний учащихся помогают в работе по формированию математической грамотности.

4)Портал «Решу ЕГЭ»

Предусматривает самостоятельную подготовку учащихся к итоговой аттестации https://ege.sdamgia.ru/. Его преимущества:

- размещён справочный материал;

- подробный разбор заданий, несколько вариантов решения;

- последовательность в повторении тем, возможность проверки знаний;

- возможность проведения итогового контроля в формате ЕГЭ;

- возможность проведения итогового контроля индивидуального уровня каждого учащегося;

- знакомство с критериями оценивания второй части ЕГЭ;

- мониторинг и статистика результатов в классном журнале.

4. Дифференцированное обучение


           Одним из реальных механизмов является технология уровневой дифференциации. Часть детей не может работать в быстром темпе и на высоком уровне сложности, другим недостаточен средний уровень. Поэтому использование технологии личностно – ориентированного образования путем реализации технологии индивидуализированной и уровневой дифференциации позволяет индивидуально контролировать и совершенствовать логические приёмы мышления учащихся и является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике, что в свою очередь ведёт к повышению положительной мотивации к учебному труду. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению и критериев его оценки. При уровневой дифференциации перед учащимися, занимающимися в одном классе и по одному учебнику, ставятся разные требования к овладению учебным материалом. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартом математического образования, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений, формирование мотивов и побуждений, необходимых для этого.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. А самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание – «Все новое – хорошо забытое старое»

5.Здоровьесберегающие технологии

Как и все педагоги, учителя математики должны формировать здоровый образ жизни, заботиться, чтобы психологическая обстановка урока сохраняла здоровье учащихся, не возникало трудностей при решении задач, создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества, должно быть соответствие состояния кабинета нормам СанПин, исправность учебного оборудования, готовность рабочих мест к уроку, все эти показатели сохранения здоровьесберегающих технологий. Учащиеся содержат свое место в порядке, вовремя готовятся к уроку. Дежурные следят за дисциплиной, классной доской.

Своевременно делать необходимые записи на доске. В середине урока проводить физические минутки, разминки, используя для этого упражнения для глаз и укрепления осанки.

Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.

Например:

1) Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

1. Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

2) Пальчиковая гимнастика

1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.

3) Физкультминутки

Встали дружно. Наклонились

Раз - вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим (ходьба на месте).

По местам пора садиться

И опять начать учиться (дети садятся за парты).


Всех объединяет – желание сохранить бодрость духа, стремление к действию, активность, а это главный результат модели выпускника.

Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.    Системная работа по использованию педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе, активизирует учащихся к участию в предметных неделях, олимпиадах, научно-практических конференциях, снижает порог тревожности.




Список использованных источников и литературы

1. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

2. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.

3. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.

4. Интернет-ресурсы.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!