СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические основы выбора форм и методов воспитательной работы с воспитанниками из неблагополучных семей в условиях спецшколы закрытого типа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитагние - это управление процессом формирования и развития мыслящей, чувствующей и действующей личности. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правилтных форм и способов поведения - в неразрывном единстве всех этих проявлений.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические основы выбора форм и методов воспитательной работы с воспитанниками из неблагополучных семей в условиях спецшколы закрытого типа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ВОСПИТАННИКАМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦШКОЛЫ

Порубова А. В.

воспитатель ГКССУВОУДОДПЗТ

Воспитание – это управление процессом формирования и развития мыслящей, чувствующей и действующей личности. Оно должно быть направленно на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения – в неразрывном единстве всех этих проявлений.

Что же должен делать воспитатель в этом отношении? Каким должен быть характер воспитательных воздействий на воспитанника со стороны воспитателя? Прежде всего, необходимо знать, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя различные методы, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого, во-вторых, особенности подросткового коллектива, членом которого он является, и наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.

Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы воспитанник хотел правильно поступать и поступал правильно во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал как поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди, и сам упражнялся (это самое главное) в правильном поведении.

Исходя из условий работы в спецшколе, можно выделить 3 группы методов воспитания:

  • Методы формирования сознания личности;

  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • Методы стимулирования деятельности поведения.

К группе методов формирования сознания личности относятся словесные методы (т.к. роль второй сигнальной системы в жизни подростка очень велика). Это индивидуальные и коллективные задушевные, искренние, дружеские беседы, лекции, диспуты, читательские конференции, устные журналы и другие организуемые воспитателями мероприятия.

Основная задача, решаемая этими методами в воспитании – формирование представлений, понятий, взглядов и убеждений личности, т. е. ее сознания.

Перестройка сознания несовершеннолетнего правонарушителя – процесс сложный и длительный. Воспитанники с нежеланием расстаются со своими взглядами и убеждениями, ибо в таком случае они остаются без определенного ориентира в жизни. Поэтому в переубеждении недостаточно разрушить систему ошибочных взглядов и убеждений в сознании несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо предложить ему взамен такую новую систему, которая была бы ему понятна. Удовлетворяла бы его, заполняла бы возникший пробел, вызвала бы желание принять ее как свою собственную. Так, например, нам удалось убедить воспитанника Р. (11 лет), что его понимание дружбы ложно, что оно привело его в спецшколу, далее разъяснили Р., что же лежит в основе настоящей дружбы между людьми, помогли ему найти хороших, искренних друзей среди воспитанников. В данное время он дружит с воспитанниками А. и С., которые положительно влияют на него, помогают адаптироваться в коллективе.

Взгляды и убеждения несовершеннолетнего правонарушителя в основном базируются на тех навыках суждения, которые он слепо, наивно и некритически воспринял от других лиц. Поэтому для переубеждения необходимо не только внешнее влияние на воспитанника, но и его внутренняя работа, самостоятельное мышление, переоценка нравственных ценностей, самооценка, к чему он не всегда способен, чему его необходимо учить. Этого достигают путем рассуждений, дискуссий, споров по тем или иным жизненным проблемам, а не простым разделением взглядов и убеждений на правильные или неправильные. Если воспитанник осознает пошлость своей прежней жизни, незавидное положение в спецшколе, то он быстрее поймет настоящую цель жизни и легче примет предлагаемую ему программу на будущее. Но это требует определенного уровня умственного развития; если воспитанник не в состоянии понять сущность суждений воспитателя, его наставлений, то его переубедить сложно.

Беседы с несовершеннолетними правонарушителями приносят пользу при условии, что в процессе их проведения затрагивается эмоциональная сфера воспитанников, когда они переживают чувство стыда, совести. Умение воспитателя вызвать у воспитанников определенное чувство и направить его в нужное русло заставляет их вести себя нужным образом. С этой целью используют так называемый эмоциональный перенос, когда воспитанникам предлагают поставить себя на место потерпевшего или своих родных.

Для того чтобы получаемые воспитанниками знания превратились в сознание и реализовались в их поведении, необходимо расширить связи с внешней средой, ставить их в соответствующие ситуации, что в данное время начали успешно осуществлять в условиях спецшколы. Наши воспитанники участвуют в районных соревнованиях по баскетболу, волейболу, лыжному спорту. Летом, 2013 г. группа воспитанников была направлена в поисковый археологический лагерь «Патриот», где ребята участвовали в раскопках захоронений XIV – XV веков. Им удалось найти и полностью собрать 14 останков людей. Другая группа воспитанников отдыхала в военизированном лагере «Спецназ». В течение года воспитанники по итогам четвертей в виде поощрений посещают бассейн, музеи, боулинг, ходят в увольнительные, а в каникулярное время самые активные и достойные воспитанники ездят домой. Это помогает нашим ребятам в социализации, во внешней среде. Понять, что есть другая жизнь, полная разнообразных увлечений, в отличии от той, к которой они привыкли.

К группе методов формирования навыков и привычек поведения относятся: педагогические требования, общественное мнение, принуждение, упражнение, поручение.

В этой группе методов особо отражается сфера принципа единства убеждения и принуждения в перевоспитании. По своей сущности педагогическое требование, общественное мнение, поручение, упражнение в условиях спецшколы имеют принудительный характер. Здесь создаются такие условия, чтобы воспитанник не мог, не имел права, отказаться от выполнения требования или поручения воспитателя или коллектива воспитанников.

Используя принуждение к нарушителям режима, педагог убеждает их в правильности самого принуждения, чтобы «…освободить их от неприязненного чувства, порожденного подавлением их сопротивления, и настроить их положительно к тому, что вначале они выполняли в принудительном порядке». К примеру, воспитанник А. (17 лет), в первые дни пребывания в спецшколе отказывался выполнять поручения во время генеральной уборки в спальной комнате, мотивируя это тем, что он уже взрослый и вытирать пыль, мыть полы, ухаживать за цветами – это не для него. Принуждая его, выполнять все необходимые навыки по самообслуживанию, показав на примере других воспитанников результат их труда, мы постепенно убедили воспитанника А. в ошибочности его взглядов. Впоследствии, он один из первых брался за выполнение любого поручения.

Педагогическое требование как метод перевоспитания представляет собой воспитательное воздействие на осознание подростка с целью побуждения его к определенной деятельности или торможению его действий.

Предъявляемое воспитаннику требование должно быть целесообразным, понятным, посильным и законным. Предъявляют требования при условии, что сознание воспитуемого подготовлено к его восприятию.

Требование по своему объему и содержанию постоянно должно повышаться. Отступление от этого правила, когда воспитанники поощряются или наказываются за одни и те же показатели в учебе, труде и поведении, не превышая к ним требований, не способствует их росту, работе над собой.

Требования предъявляются во всех сферах жизни и деятельности воспитанников. Нельзя, например, требовать от воспитанников чистоты и порядка в спальных комнатах, а на производстве допускать в этом отношении послабление. Кроме того, требования должны быть постоянными, а не от случая к случаю. Они должны касаться всех воспитанников. Недопустимо послабление по отношению к активу.

Общественное мнение как требование коллектива заключается в оценки коллективом поступков воспитанников с целью убеждения их в необходимости, изменить свое поведение к лучшему. Исходя из особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя, обсуждение поступков ведется с таким расчетом, чтобы подросток осознал свои недостатки. Критикуют и обсуждают не личность виновного, а поступок, его вредность, как для самого воспитанника, так и для коллектива.

Упражнение как метод исправления и перевоспитания заключается в планомерной организации таких условий, в которых воспитанник выполняет определенные действия с целью выработки необходимых нравственных качеств, формирования положительных навыков и привычек поведения.

Приучение как метод исправления и перевоспитания основывается на требовании и принуждении воспитанников к совершению определенных поступков. Иногда воспитанник не осознает важности и значения предлагаемого ему вида поведения. В таком случае его заставляют поступать правильно, руководят им в процессе деятельности, усложняя ее в меру изменения к лучшему его нравственного облика.

Важность этого момента в условиях спецшколы объясняется тем, что здесь мало времени ожидать, когда вновь прибывший воспитанник сознательно будет выполнять все требования режима. Он обязан выполнять их с первого дня пребывания в спецшколе. Со временем он осознает их правильность, справедливость и необходимость в целях своего исправления, начнет их выполнять, более четко, не сопротивляясь. Таким образом, он приучается поступать правильно в сложившихся конкретных ситуациях.

Поручение в исправлении и перевоспитании также имеет цель упражнения воспитанника в положительных действиях и поступках. Поскольку несовершеннолетние правонарушители не привыкли выполнять поручения во время обучения в массовой школе, не имеют соответствующего опыта, воспитатели не должны ограничиваться только поручением, а должны учить, как выполнять их, контролировать ход выполнения. Контроль предупреждает забывчивость, заставляет неорганизованных помнить о поручении. Отсутствие контроля снижает эффективность этого метода перевоспитания.

К группе методов стимулирования деятельности и поведения относят соревнование, поощрение и наказание. Исключительность этих методов объясняется многими факторами: во-первых, к несовершеннолетним правонарушителям почти не применяется, т.к. они плохо вели себя, а метод наказания во многих случаях был единственным средством воспитательного воздействия на них; во-вторых, в условиях спецшколы широкий диапазон применения поощрений и наказаний.

В основе метода соревнования лежит присущее воспитанникам стремление быть первыми в силе, ловкости, организованности, в труде… воспитательная эффективность соревнования зависит от таких факторов: четкость определения цели в конкретных условиях соревнования и доведения их до сведения воспитанников; широкого вовлечения воспитанников в ход соревнования, подведения его итогов; систематичность и четкость в поведении итогов соревнования, охвата соревнованием всех сторон жизни и деятельности воспитанников, наглядное оформление соревнования; умелое стимулирование хода соревнования.

Организация соревнования в спецшколе требует постоянной заботы воспитателей о том, чтобы оно не превратилось в конкуренцию между воспитанниками за занятие призовых мест любыми средствами, чтобы не формировало круговую поруку в классах ради сбережения лучших показателей и прикрытия отрицательных поступков членов коллектива, чтобы не развивало между привычными коллективами вражду, стремление помешать «противникам» занять лучшее место. Эти вопросы являются актуальными, т.к. многим воспитанникам присуще такие качества, как эгоизм, зависть, ошибочное понимание дружбы, долга, что способствует нарушению естественного хода соревнования.

Стимулирование положительного поведения осуществляется и методом поощрения. Его сущность заключается в том, что деятельности или поступку воспитанника выражается положительная оценка, побуждающая его к дальнейшим успехам.

Важно то, за что поощряют воспитанников. В условиях спецшколы их прежде всего следует поощрять за успехи в учебе, в работе, за примерное поведение, активное участие в общественной жизни, за бережное отношение к общественной собственности, т.е. за такие поступки, которые свидетельствуют о возвращении их сознания о становлении на путь исправления и перевоспитания.

Поощрение оказывает положительное воздействие, если оно поддерживается коллективом, когда оно проходит в торжественной обстановке. В таких условиях усиливается чувство товарищества и ответственность, повышается эмоциональный настрой.

Отдельные воспитанники не проявляют себя ни в учебе, ни в работе и поэтому не могут рассчитывать на поощрение. В работе с ними необходимо создавать специальные условия, в которых они могли бы проявить себя с лучшей стороны, выполняя интересное дело. Таких подростков следует поощрять при первой возможности за небольшую победу над собой.

К примеру, воспитанник К. (15 лет) был ленив, учиться не хотел, постоянно нарушал дисциплину и со всеми пререкался, но очень любил петь и танцевать, принимал самое активное участие во всех общешкольных мероприятий и концертах. Получая за это похвалу, он постепенно переосмыслил свое поведение, подтянулся в учебе, перестал нарушать дисциплину и пререкаться со взрослыми.

Наказание как метод перевоспитания заключается в отрицательной оценке действий и поступков воспитанников с целью их пресечения или предупреждения в будущем и сопровождается наложением определенного взыскания за нарушение правил поведения и требований режима.

По своей сущности наказание имеет характер принуждения и является его крайней мерой. Применяется оно тогда, когда другие методы воздействия не дают необходимого эффекта. Применение наказаний требует большой осторожности, педагогического такта, учета определенных требований. Прежде всего, воспитатели должны проанализировать проступок, выявить причины и мотивы его совершения, степень вины подростка. Это поможет им избрать справедливую меру наказания. Подростки очень чутки к несправедливой оценке их действий, стремятся оправдать себя. Неправильное наказание вызывает у них озлобленность, стремление отомстить, сделать «назло», т.е. ведет к новым конфликтам. Слишком суровое наказание вызывает ощущение несправедливости, если же оно слишком мягкое, то может способствовать распущенности виновного. В случае если воспитанник осознал неприглядность своего поведения, раскаивается в нем и обещает больше подобного не совершать, то мера наказания может быть смягчена.

В условиях спецшколы сомнительна польза от наказания всего коллектива класса, ибо такое наказание способствует сплочению его членов на отрицательной основе, формирует круговую поруку.

Выбор меры наказания зависит как от индивидуальных особенностей воспитанников, так и от авторитета воспитателя. Например, самолюбивый воспитанник будет сильнее реагировать на выговор или замечание авторитетного воспитателя, чем на более строгие меры воздействия менее авторитетного.

Важное место среди воспитательных мероприятий занимают общешкольные праздники, оставляющие большое впечатление на воспитанников. Также важное место в воспитательной работе школы занимает участие воспитанников в разнообразных кружках, где они углубляют свои знания, развивают интересы и творческие способности, приучаются работать в коллективе. В спецшколе действуют предметные кружки, которые ведут учителя – предметники. Это – «Квант», «Юный географ», «Занимательная лингвистика» и др., учителя труда ведут кружки «Умелые руки», «Юный мастер». Педагоги дополнительного образования ведут кружки хорового пения, вокала, духового оркестра, ВИА, танцевальный кружок. В школе действует библиотека. Инструктор физической культуры ведет спортивные кружки – волейбол, баскетбол, хоккей.

В процессе учебно-воспитательного и трудового воздействия сотрудники должны постоянно осуществлять контроль над соблюдением воспитанниками режима содержания, дисциплины, распорядка дня, проводить разнообразную воспитательную работу. Ведущим в этом процессе является «воспитательное звено», состоящее из воспитателя, классного руководителя, учителя труда, дежурного по режиму, психолога, социального педагога, которые ведут всю работу по исправлению и перевоспитанию воспитанников в первичных коллективах классах.

На тех участках, где наиболее последовательно осуществляется деловой контакт между сотрудниками спецшколы, удается добиться положительных результатов в исправлении и перевоспитании воспитанников, в предупреждении нарушений требований режима и других аморальных проявлений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!