Педагогические принципы (правила) коррекционно-развивающей работы в контексте формирования навыков смыслового чтения:
Принцип единства обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач. Учебный план для адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) делится на две части:
Обязательные предметные области;
Коррекционно-развивающую область.
Так, для обучающихся по 1-2 вариантам АООП предусмотрена предметная область «Филология», которая включает, в частности, обучение русскому языку и литературному чтению. Для обучающихся по 3-4 вариантам АООП русский язык и литературное чтение входят в предметную область «Язык и речевая практика». Заметим, что для глухих обучающихся и обучающихся с РАС 4 вариант АООП содержит иную предметную область – «Речь и альтернативная коммуникация». Кроме того, для слепых, обучающихся по 1-2 вариантам АООП, в предметной области «Филология» выделены дополнительные задачи реализации содержания программы: овладение рельефно-точечным письмом и чтением по системе Брайля, плоским письмом по Гебольду. Коррекционно-развивающая область (далее – КРО) имеет место во всех четырех вариантах АОПП и является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. Содержание КРО зависит от варианта АООП. Например, для глухих обучающихся по 2 варианту АООП предусмотрены следующие обязательные коррекционные курсы:
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия)»;
«Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)»;
«Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)»;
«Социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия)».
Для обучающихся по 3 варианту АООП к указанным выше курсам добавляется «Развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия)», а по 4 варианту коррекционные курсы несколько адаптированы, это:
«Развитие слухового восприятия и обучение произношению (индивидуальные занятия)»;
«Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)»;
«Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные занятия)».
Для обучающихся с ТНР (2 вариант АООП) предусмотрены такие обязательные коррекционные курсы, как «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи», а также включена индивидуальная логопедическая работа. Для обучающихся с НОДА (1-2 варианты АООП) включен обязательный коррекционный курс «Речевая практика», а для 3-4 вариантов АООП к этому курсу добавлены курсы «Основы коммуникации», «Психомоторика развитие деятельности», «Двигательная коррекция».
Принцип индивидуализации и компенсации. Часто этот принцип связывают с так называемым стратегиальным подходом. Основные особенности этого подхода представлены в таблице, предложенной Л.В. Савельевой12.
Особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга |
Доминирование правого полушария Преобладание 1-й сигнальной системы («художники») | Доминирование левого полушария Преобладание 2-й сигнальной системы («мыслители») |
Стратегии овладения языком и речью |
Коммуникативно-речевая (преобладает опора на языковое чутье) | Когнитивно-лингвистическая (преобладает опора на правила, закономерности) |
Стратегии овладения правописанием |
Интуитивно-практическая (опора на интуицию, целостные образы слов) | Рационально-логическая (опора на правило, аналитический подход к языковому материалу) |
Проявления языковых и речевых способностей в обучении (предпочтения и успешность деятельности) |
Составление текстов (сочинения) Составление слов и предложений из частей Низкий контроль правильности речи Ориентация на семантические признаки языковых единиц, грамматических категорий После изучения правил иногда делают больше ошибок | Анализ текстов (деление на части) Различные виды лингвистического анализа Диктанты Высокий контроль правильности речи Ориентация на формально-грамматические признаки языковых единиц, грамматических категорий После изучения правил делают меньше ошибок |
Одновременное действие принципа индивидуализации и компенсации с точки зрения стратегиального подхода означает следующее: в практике обучения смысловому чтению и письму необходимо созвать условия, с одной стороны, для становления индивидуально-своеобразных стратегий овладения языком и речью (то есть усиленно развивать то, к чему есть склонность, варьировать формы предъявления информации, способы ее обработки), а с другой – для формирования эффективных стратегий, что позволит обучающимся с ОВЗ научиться варьировать способы действий в зависимости от требований ситуации (для этого нужна сбалансированность системы упражнений).
Принцип обеспечения укрепления психического здоровья обучающихся.
Очень важно учителю в работе с детьми с ОВЗ заботиться о предотвращении переутомляемости и повышении работоспособности, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, переключение внимания, преподнесение материала небольшими дозами, использование яркого и красочного дидактического материала и т.д.).
Принцип мотивации к учению. Очень любят младшие школьники привлечение сказочных персонажей. Например: помогите сказочному герою посчитать количество предметов, звуков, слогов и т.д. Учитель предлагает детям разгадать тему урока, поработав сыщиками (или разведчиками).
Принцип педагогической поддержки детей с ОВЗ. Основное правило работы «Не знаешь, как научить, – лучше не навреди».
Выделим основные подходы к педагогической поддержке детей с ОВЗ:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
адаптация содержания, «очищение» учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов).
Принцип развития сознательности и активности за счет овладение навыками поведенческой саморегуляции. Детям с ОВЗ предъявляются задания типа: «Дайте ответ на вопрос и проверьте ответ по ключам», «Сравните свою работу с записью товарища на доске», «Помогите товарищу в выполнении работы», «Осуществите взаимопроверку» и др.
Принцип доступности содержания текстов и заданий для смыслового чтения и письма (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний, умений и навыков).
Принцип развития динамичности восприятия. Речь идет о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то, пусть совсем небольшие, препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию обучающегося. На уроке чтения дается задание не просто «Найдите отрывок в тексте, в котором…», а «Найдите отрывок в тексте, который изображен на иллюстрациях».
Принцип систематичности, последовательности, длительности и постепенности. Следует давать учебный материал небольшими частями (дозированно) с шрифтовым и иным выделением главных составляющих. В системе заданий также должна постепенно увеличиваться сложность.
Принцип продуктивной обработки информации. В ходе обучения у ребенка с ОВЗ должна выработаться способность самостоятельного адекватного реагирования.
Принцип наглядности. Приведем некоторые примеры использования наглядности в обучении детей с ОВЗ:
Мультимедийные презентации, сопровождающие процессы смыслового чтения и письма. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети с ОВЗ имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Участие обучающихся с ОВЗ в создании буктрейлеров по прочитанным произведениям. Целью одного из федеральных проектов14 является разработка метапредметной модели развития мотивации к смысловому досуговому чтению в условиях преемственности уровней школьного образования на основе интересов школьников и преобладающего экранного типа восприятия информации.
Использование опорных материалов: таблиц, схем, планов, карточек, инструкций.
Широкое применение сигнальных карточек при выполнении заданий.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д.
Применение технологии «Узелки на память» (составление, запись и размещение на парте или вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Восприятие материала на определенном этапе занятия с закрытыми глазами практикуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти и т.д.
Для определенных категорий обучающихся с ОВЗ очень важен аудиоканал (или аудиовизуальный канал) поступления информации. В связи с этим заслуживает внимания опыт учителя русского языка и литературы Котовой Т.Ю15. Педагог приводит ряд примеров использования на уроках русского языка видеороликов из галереи современного искусства «Краски и Звуки» Александра Смольянинова16.
Ниже представлены задания для самостоятельного изучения. С помощью ключей можно узнать ответы и проверить себя. На проверку высылать ничего не требуется.