СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические принципы коррекционно-развивающей работы в контексте формирования навыков смыслового чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развёрнутая характеристика принципов (правил) коррекционно-развивающей работы по формированию навыков смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические принципы коррекционно-развивающей работы в контексте формирования навыков смыслового чтения.»

Педагогические принципы (правила) коррекционно-развивающей работы в контексте формирования навыков смыслового чтения:

Принцип единства обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач. Учебный план для адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) делится на две части:

  1. Обязательные предметные области;

  2. Коррекционно-развивающую область.

Так, для обучающихся по 1-2 вариантам АООП предусмотрена предметная область «Филология», которая включает, в частности, обучение русскому языку и литературному чтению. Для обучающихся по 3-4 вариантам АООП русский язык и литературное чтение входят в предметную область «Язык и речевая практика». Заметим, что для глухих обучающихся и обучающихся с РАС 4 вариант АООП содержит иную предметную область – «Речь и альтернативная коммуникация». Кроме того, для слепых, обучающихся по 1-2 вариантам АООП, в предметной области «Филология» выделены дополнительные задачи реализации содержания программы: овладение рельефно-точечным письмом и чтением по системе Брайля, плоским письмом по Гебольду. Коррекционно-развивающая область (далее – КРО) имеет место во всех четырех вариантах АОПП и является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. Содержание КРО зависит от варианта АООП. Например, для глухих обучающихся по 2 варианту АООП предусмотрены следующие обязательные коррекционные курсы:

  • «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия)»;

  • «Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)»;

  • «Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)»;

  • «Социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия)».

Для обучающихся по 3 варианту АООП к указанным выше курсам добавляется «Развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия)», а по 4 варианту коррекционные курсы несколько адаптированы, это:

  • «Развитие слухового восприятия и обучение произношению (индивидуальные занятия)»;

  • «Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)»;

  • «Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные занятия)».

Для обучающихся с ТНР (2 вариант АООП) предусмотрены такие обязательные коррекционные курсы, как «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи», а также включена индивидуальная логопедическая работа. Для обучающихся с НОДА (1-2 варианты АООП) включен обязательный коррекционный курс «Речевая практика», а для 3-4 вариантов АООП к этому курсу добавлены курсы «Основы коммуникации», «Психомоторика развитие деятельности», «Двигательная коррекция».

Принцип индивидуализации и компенсации. Часто этот принцип связывают с так называемым стратегиальным подходом. Основные особенности этого подхода представлены в таблице, предложенной Л.В. Савельевой12.

Особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Доминирование правого полушария
Преобладание 1-й сигнальной системы («художники»)

Доминирование левого полушария
Преобладание 2-й сигнальной системы («мыслители»)

Стратегии овладения языком и речью

Коммуникативно-речевая (преобладает опора на языковое чутье)

Когнитивно-лингвистическая (преобладает опора на правила, закономерности)

Стратегии овладения правописанием

Интуитивно-практическая 
(опора на интуицию, целостные образы слов)

Рационально-логическая 
(опора на правило, аналитический подход к языковому материалу)

Проявления языковых и речевых способностей в обучении 
(предпочтения и успешность деятельности)

Составление текстов (сочинения)
Составление слов и предложений из частей
Низкий контроль правильности речи
Ориентация на семантические признаки языковых единиц, грамматических категорий
После изучения правил иногда делают больше ошибок

Анализ текстов (деление на части) 
Различные виды лингвистического анализа
Диктанты
Высокий контроль правильности речи
Ориентация на формально-грамматические признаки языковых единиц, грамматических категорий
После изучения правил делают меньше ошибок

Одновременное действие принципа индивидуализации и компенсации с точки зрения стратегиального подхода означает следующее: в практике обучения смысловому чтению и письму необходимо созвать условия, с одной стороны, для становления индивидуально-своеобразных стратегий овладения языком и речью (то есть усиленно развивать то, к чему есть склонность, варьировать формы предъявления информации, способы ее обработки), а с другой – для формирования эффективных стратегий, что позволит обучающимся с ОВЗ научиться варьировать способы действий в зависимости от требований ситуации (для этого нужна сбалансированность системы упражнений).

Принцип обеспечения укрепления психического здоровья обучающихся.

Очень важно учителю в работе с детьми с ОВЗ заботиться о предотвращении переутомляемости и повышении работоспособности, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, переключение внимания, преподнесение материала небольшими дозами, использование яркого и красочного дидактического материала и т.д.).

Принцип мотивации к учению. Очень любят младшие школьники привлечение сказочных персонажей. Например: помогите сказочному герою посчитать количество предметов, звуков, слогов и т.д. Учитель предлагает детям разгадать тему урока, поработав сыщиками (или разведчиками).

Принцип педагогической поддержки детей с ОВЗ. Основное правило работы «Не знаешь, как научить, – лучше не навреди».

Выделим основные подходы к педагогической поддержке детей с ОВЗ:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

  • адаптация содержания, «очищение» учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов).

Принцип развития сознательности и активности за счет овладение навыками поведенческой саморегуляции. Детям с ОВЗ предъявляются задания типа: «Дайте ответ на вопрос и проверьте ответ по ключам», «Сравните свою работу с записью товарища на доске», «Помогите товарищу в выполнении работы», «Осуществите взаимопроверку» и др.

Принцип доступности содержания текстов и заданий для смыслового чтения и письма (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний, умений и навыков).

Принцип развития динамичности восприятия. Речь идет о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то, пусть совсем небольшие, препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию обучающегося. На уроке чтения дается задание не просто «Найдите отрывок в тексте, в котором…», а «Найдите отрывок в тексте, который изображен на иллюстрациях».

Принцип систематичности, последовательности, длительности и постепенности. Следует давать учебный материал небольшими частями (дозированно) с шрифтовым и иным выделением главных составляющих. В системе заданий также должна постепенно увеличиваться сложность.

Принцип продуктивной обработки информации. В ходе обучения у ребенка с ОВЗ должна выработаться способность самостоятельного адекватного реагирования.

Принцип наглядности. Приведем некоторые примеры использования наглядности в обучении детей с ОВЗ:

  1. Мультимедийные презентации, сопровождающие процессы смыслового чтения и письма. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети с ОВЗ имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

  2. Участие обучающихся с ОВЗ в создании буктрейлеров по прочитанным произведениям. Целью одного из федеральных проектов14 является разработка метапредметной модели развития мотивации к смысловому досуговому чтению в условиях преемственности уровней школьного образования на основе интересов школьников и преобладающего экранного типа восприятия информации.

  3. Использование опорных материалов: таблиц, схем, планов, карточек, инструкций.

  4. Широкое применение сигнальных карточек при выполнении заданий.

  5. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д.

  6. Применение технологии «Узелки на память» (составление, запись и размещение на парте или вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

  7. Восприятие материала на определенном этапе занятия с закрытыми глазами практикуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти и т.д.

  8. Для определенных категорий обучающихся с ОВЗ очень важен аудиоканал (или аудиовизуальный канал) поступления информации. В связи с этим заслуживает внимания опыт учителя русского языка и литературы Котовой Т.Ю15. Педагог приводит ряд примеров использования на уроках русского языка видеороликов из галереи современного искусства «Краски и Звуки» Александра Смольянинова16.

Ниже представлены задания для самостоятельного изучения. С помощью ключей можно узнать ответы и проверить себя. На проверку высылать ничего не требуется.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!