СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»

Использование технологии проблемного обучения

на уроках русского языка



В соответствии с новым образовательным стандартом в центре педагогической деятельности должен находиться ребенок, которого необходимо считать не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому учителю необходимо использовать активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создавать атмосферу доброжелательности и успеха.

Одним из эффективных методов на уроках русского языка и является метод проблемного обучения. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания.

Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.


Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

 Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности

. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания Процесс поиска путей решения проблемы предусматривает включение каждого учащегося в активную деятельность при акцентировании внимания на коммуникативное взаимодействие.

    Включение учащихся в самостоятельную активно-познавательную деятельность требует некоторого изменения организации работы детей на уроке.

Можно объединить учащихся в «мобильные группы»

Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью должны предусматриваться различные уровни сложности:

1-й уровень. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;


2-й уровень. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;


3-й уровень (самый высокий). Учитель доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

Выделяют разные виды проблемных уроков в зависимости от возраста и уровня класса:

Виды проблемных уроков

Отличительные признаки

Особенности класса

1. Проблемно-исследовательский урок.

- учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос;

- учащиеся самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения;

- учащиеся самостоятельно формулируют оптимальный вариант;

- учащиеся самостоятельно подбирают тезис.

Класс, подготовленный к самостоятельной работе, умеющий мыслить, думать.

2. Проблемно-поисковый урок.

- педагог формулирует проблему и проблемный вопрос;

- дети самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения;

- дети совместно с педагогом формулируют оптимальный вариант;

- педагог предлагает несколько тезисов на выбор, дети выбирают или предлагают свой вариант тезиса.

Любая аудитория, независимо от уровня развития.

3. Проблемно-обобщающий урок.

- педагог формулирует проблему, проблемный вопрос и варианты решения;

- учащиеся самостоятельно конструируют оптимальный вариант;

- учащиеся выбирают тезис из предложенных учителем вариантов.

Аудитория, имеющая опыт проблемно-поисковой деятельности.

4. Проблемно-информационный урок.

- учитель формулирует проблему и проблемный вопрос;

- учитель сам предлагает варианты решения, но при этом предоставляет возможность учащимся проявить инициативу (выслушивает мнения учащихся по поводу возможных вариантов);

- учитель обсуждает оптимальный вариант с учащимися, но проговаривает его сам, когда подводит итог урока;

- учитель сам формулирует тезис, но и предлагает учащимся самостоятельно найти свой тезис к оптимальному решению в качестве домашнего задания

Аудитория старших классов


На уроках русского языка можно использовать проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое  усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который может быть реализован технологией проблемного диалога –  современной образовательной технологией деятельностного типа.

На уроках с использованием технологии проблемно-диалогического обучения постановка темы и задач урока, а также их решение выполняется в ходе специально организованного учителем диалога.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих вопросов, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные вопросы для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. В данной статье нам хотелось бы рассмотреть несколько приемов, которые можно использовать на уроках русского языка:

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается  одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом (новым правилом) создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».



Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

























А на уроках литературы необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Чтобы технология проблемного обучения была эффективнее, изучая какое-либо художественное произведение, необходимо связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

Например, анализуруя роман «Преступление и наказание», делю детей на группы,заставляя с помощью проблемных вопросов, сделать самостоятельно выводы:

Какие вопросы задает Соне Раскольников и каким тоном? Зачем он это делает? (1,2 группы)

(«Вы гуляли?», «А с вами что будет?», «А дети-то? с Полечкой то же самое будет…»

Произносит «безжалостно», «с жестокой усмешкой», «со злорадством».)

Что происходит с Соней, когда Р. Раскольников задает ей безжалостные вопросы? Какие художественные детали помогают увидеть нам её состояние? (2,3 группы)

(«лицо искривилось страшным испугом», «слушала с мольбой», «смутилась», «краска ударила ей в лицо», «вскрикнула, будто её ножом ранили»)

Дети приходят к выводам самостоятельно:

Раскольников мучает её своими вопросами, терзает её сердце. Раскольников протестует, Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть и провоцирует Соню, вызывая её на протест.

-Что движет героем? Понимает ли он, что причиняет ей нестерпимую боль?

(Приходим совместно к тому, что герой протестует)

-Какая черта характера заставляет человека протестовать?

(гордость/гордыня)



Изучая в 10 классе роман Л.Н.Толстого “Война и мир”, мы говорим о героизме русских солдат, их стремлении дать решающий бой под Бородино, чтоб защитить Москву, о подъеме духа русского народа, “о дубине народной войны”. Напоминаю, что 2015 год – год 70-летия Великой Победы и задаю вопросы: “Как вы думаете, если завтра война, сможет ли наш народ, как в 1812 или 1941-45 годах, подняться и опуститься “дубиной” на спину врага? Есть ли в наше время примеры героизма казахстанских солдат, служащих сегодня в армии?” Ребята задумываются, высказывают разные мнения о патриотизме людей в наши дни, о нежелании молодых ребят служить в армии… Вдруг кто-то вспоминает о погибшем комбате майоре Солнце, закрывшем своим телом боевую гранату и спасшем тем самым своих солдат… Приходим к обнадеживающему выводу, что пока есть такие примеры героизма в нашей стране, мы непобедимы.

Можно дать задание принести на урок фотографии своих дедов, участников Великой Отечественной войны, фотографии отцов, служащих сегодня в армии. 
Так, используя проблемные вопросы, учитель старается поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение и защищать его.

Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы и русского языка, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:

  • Для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;

  • У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;

  • На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;

  • Ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;

  • Отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;

  • Развиваются творческие способности

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Список литературы.

  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.

  2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.

  3. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.

  4. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

  5. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

  6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.

  7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999. 




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!