Урок чтения в технологии развития критического мышления
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.
Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение.
На мой взгляд, ученик думающий – это прежде всего ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы. Бурное развитие компьютерной техники, заботы родителей, направленные только на достижение материального благополучия, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится все меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования.
Овладение чтением для ребенка 6-9 лет - процесс длительный и нелегкий, отнимающий много душевных сил и времени. И до тех пор, пока ребенок не научится читать быстро, а главное - осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия.
Традиционные требования к технике чтения учащихся таковы, что проверяется, сколько слов ученик читает в минуту, то есть беглость чтения, и лишь затем – осмысленность. Я же во главу всего ставлю осмысленное, вдумчивое чтение, чтение – размышление, так как только такое чтение развивает мышление более высокого уровня. Сформировать у учащихся навык осмысленного чтения помогает мне технология критического мышления.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Сформированное критическое мышление – это результат хорошо спланированных уроков, имеющих свои правила и свою структуру.
Структура урока в технологии критического мышления: побуждение; поиск ответов (из опыта собственных знаний); рефлексия (этап размышления, закрепления)
Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. В моей практике накопилось множество приемов, которые я использую на разных этапах урока в технологии критического мышления
На этапе ПОБУЖДЕНИЕ идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.
Для этого я использую таблицу «Знаю – хочу знать - узнал». Например, при работе над рассказом Н. Носова «Мишкина каша» ставлю вопросы учащимся:
Что вы знаете об этом писателе?
Что вы считаете нужным узнать?
Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.
Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим.
Знаю
Автор рассказов «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огурцы», «Заплатка»…
Его герои попадают в смешные, иногда нелепые ситуации
Хочу знать
Биографию
Прочитать новый рассказ Н. Носова «Мишкина каша»
Узнал
Н. Носов - автор рассказа «Мишкина каша»
Рассказ Н. Носова о дружбе, друзьях, совместных делах и развлечениях, о любимых
Данный прием позволяет учащимся определить цель изучения и основную мысль рассказа. Дети говорят о том, что автор предлагает взглянуть на себя со стороны, чтобы не оказаться в смешной ситуации.
Использование приема ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ тоже можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.
Например, при изучении рассказа А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» провожу беседу по иллюстрации. Дети отвечают на вопрос «Без чего не может обойтись ни один человек?», «Как появились фамилии?» Эта беседа наводит ребят на самостоятельное определение темы урока и названия произведения, над которым мы будем работать. С помощью прогнозирования делаем предположения о внешности героев, об их манерах поведения, думаем, кому может соответствовать крылатое выражение «Лошадиная фамилия», рассматриваем иллюстрации в хрестоматии. Затем сопоставляем с прочитанным, объясняем значение выражения, вынесенного в заглавие.
Знакомство с пьесой – сказкой «Синяя птица» начинаю, пользуясь приемом «Ассоциации». Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании пьесы. Обсуждаем название пьесы, называем ассоциации, которые вызывает это словосочетание.
Ребята говорят: «Мечта, счастье, надежда, радость, полет, неизвестность»
Затем задаю вопросы: «Почему именно так называется эта пьеса?», «Что может произойти в пьесе с таким названием?»
Прошу сформулировать свои догадки.
Благодаря приему ассоциации дети могут высказать свои предположения о содержании пьесы. Они говорят о том, что синей птицы не существует на самом деле, поэтому в пьесе пойдет речь о мечте, надежде, поисках счастья.
Главными задачами второго этапа ПОИСК ОТВЕТОВ является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.
Одним из моих любимых приемов на этом этапе урока является «Чтение с пометами» этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.
Сама идея чтения с пометами не нова. Эффективность применения приема в моей практике повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений. Наблюдаю за читающими детьми, получившими задание ставить в тексте несколько специальных значков, причем не просто подчеркнуть важную информацию, а выделить то, что является новым и интересным. Вижу, что прежде, чем поставить тот или иной значок, ребенок задумывается, просматривает текст, решает, какой знак поставить.
Этот прием я применяю при знакомстве с рассказами А. П. Чехова о животных. Даю задание прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку в пустых квадратах, которые стоят после некоторых предложений текста. Вот предложения, возле которых стоят пустые квадраты:
Если невнимательно отнесемся к животным, легко очутиться в смешном положении, как бы говорил писатель в одном из своих произведений.
В рассказах А. П. Чехова есть жалость к животным и тоска.
«Две сказки из собачьей жизни» - так назвал свои два рассказа А. П. Чехов.
Каштанке повезло, потому что Чехов помог ей выразить свои чувства, но Чехов помог и нам: он показал, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, что они могут скучать, радоваться и все понимать.
В квадраты нужно вставить следующие значки:
- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен ; * - это было интересно
Еще один прием, помогающий вовлечь учащихся в активную работу - «Чтение с остановками».
Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста.
Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека
Например, после чтения первой части рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», которая заканчивается предложением «Он все ходил мимо слив», задаю вопрос: «Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?»
Слышу различные мнения.
Кто-то рассуждает, что он подождал, пока все уйдут, и взял сливу; другие – что он честный мальчик и не мог так поступить, потому что мама, наверное, посчитала сливы. Ребята воображают, представляют себя на месте Вани: «Я бы так не сделал, не стал бы огорчать своих родителей, чтобы они думали обо мне, как о маленьком воришке». Наблюдая за своими учениками в процессе обсуждения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать рассказ до конца, понять, почему он так поступил: съел сливу.
Я выслушиваю мнения ребят и соглашаюсь с ними. Интересно, что во время обсуждения начинают говорить даже те дети, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. На мой взгляд, такой прием работы и является основным признаком осмысленного и вдумчивого чтения, стимулирующим к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.
Логическим завершением такого чтения с остановками на этапе рефлексия является короткая письменная работа (в терминологии технологии – «эссе»). Именно на этом этапе учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, создают текст, в котором по-своему излагают тему. Как правило, использую этот прием в третьем и четвертом классах, так как у этих учащихся больше словарный запас.
Приведу пример выполнения такой работы по рассказу А. П. Чехова «Белолобый». Прочитав и обсудив эпизод «Зачем это он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела», детям предлагаю письменно высказать свои предположения о дальнейшем развитии событий. Ребята предлагают неожиданное развитие действий и развязку.
Маша Аксеновских
Я думаю, что волчица скрылась от неопытного преследователя, притаилась в кустах. Откуда ни возьмись, появилась волчья стая во главе со свирепым «Лютым» - предводителем. Волки окружили щенка и приготовились к расправе. Волчица услышала жалобный вой – призыв о помощи и живо представила одного из своих детенышей на месте бедняги. Одержимая одной целью спасти щенка, кинулась к волчьей стае. Волки были удивлены. А волчиха, схватив малыша, бросилась убегать. Когда беда миновала, все были счастливы, а волчата рады новому брату.
Такая работа позволяет ребенку высказать свои размышления на основе личного восприятия содержания рассказа.
Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений на заключительном этапе (рефлексия) свое понимание художественного образа можно еще с помощью приема написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.
Алгоритм составления синквейна
Кто? Что? Существительное
Какой? 2 прилагательных
Что делает? 3 глагола
Что автор думает Фраза из 4 слов
о данном персонаже?
Кто? Что? Существительное (Новое имя героя)
Пробуем выразить свое отношение к волчице после чтения и анализа рассказа «Белолобый». Подбираем два прилагательных из текста, характеризующих ее внешний облик. Три глагола создают образ заботливой матери, пытающейся накормить своих малышей. Отношение автора к животному пишем, вспомнив крылатую фразу или рифму. И в последней строке делаем вывод, подбирая ключевое слово для раскрытия образа.
Эффективность этого приема очевидна. Он дает возможность ученикам выразить свои чувства, увидеть мир глазами животного, уловить внутренний мир волчихи, сопоставить традиционное представление о волках с образом в художественном произведении. Пятистишья получаются самыми разными. Приведу пример самых интересных:
Волчица Волчица
Слабого здоровья, мнительная Мнительна, слаба,
Заботилась, охотилась, забиралась охотясь, нюхом оплошала,
Есть от чего в отчаянье прийти в хлеву схватила что попало.
Мать Голодным детям принесла.
Несчастная
Синквейн способствует развитию поэтических способностей, творческого воображения. Составлять синквейн можно в группах, а затем индивидуально. Этот прием так нравится моим ученикам, что они самостоятельно составляют синквейны на своих одноклассников, друзей и т. д.
Считаю продуктивным проводить уроки в технологии критического мышления, разработанные на основе межпредметной интеграции. Связывая знания по нескольким предметам в одно целое, учащиеся уже критически мыслят.
1) Литературное чтение – изобразительное искусство. Например, работая над сказкой Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», после анализа сказки использую прием «Нарисуйте счастье», даю задание нарисовать совесть, добро, зло...
Чтобы нарисовать представленный образ, дети несколько раз перечитывали эпизоды, содержащие описания Щелкунчика, Мышиного короля, а затем создавали словесный образ, делали умозаключения: Щелкунчик – сердце, Мышиный Король – два острых зуба.
2) Связь литературного чтения и истории осуществляю при чтении сказки П. Ершова «Конек – Горбунок». Находим в сказке устаревшие слова и выражения с помощью чтения с пометами, работаем над лексическим значением архаизмов.
3) Читая стихотворение Н. Ламм «Зеленый репейник», высказываем свои предположения о дальнейшем путешествии репейника, сочиняем сказку. Делаем научный доклад на тему «Растение репейник», обращаясь к предмету «Окружающий мир», ведь предположить, как путешествует это растение, можно только тогда, когда знаешь его особенности.
4) «Математика и литература» - сама тема урока по обучению грамоте уже предполагает связь этих двух предметов. Чтение текстов, содержащих условия задач, требует их решения. Используется прием «Допиши предложение». Чтобы дописать предложение, нужно решить задачу и обосновать ответ.
Иногда целый урок посвящен какому-то одному виду искусства, например, театру. На уроке обучения грамоте готовимся к выразительному чтению через инсценирование русских народных сказок «Три медведя», «Кот и лиса» и т. д.
Использование приемов развития критического мышления дает результаты и при проведении внеклассных мероприятий. Мы часто проводим КВНы, читательские конференции, викторины и др. В рамках декады начальной школы обязательно готовим газету «Проба пера», где представляем лучшие творческие работы учеников (эссе, сиквейны, хокку).
Важное место в технологии критического мышления занимает исследовательская работа, которую стараюсь организовать так, чтобы дети самостоятельно вели отбор материала для своей темы, использовали дополнительную литературу, умели поэтапно выстроить свой материал, правильно определить цель, логично изложить тему.
Стараюсь активизировать интеллектуальные способности учащихся, развить навыки переработки информации, творческое мышление.
Применение приемов технологии «Критическое мышление» на уроках и во внеурочной деятельности считаю эффективным. Мои учащиеся любят читать, активны. Показатели качественной успеваемости стабильны. Абсолютная успеваемость моих выпускников начальной школы – 100%, качественная – 75%.
Вдумчивое и осмысленное чтение дает высокие показатели при проверке осознанного чтения учащимися в четвертом классе.
Показатели качественной успеваемости у моих учащихся по литературному чтению стабильны и в 5 классе, то есть при переходе на следующую ступень обучения.
Ребята моего класса принимают активное участие в районных и городских конкурсах «Шаг к Парнасу», «Русский медвежонок», «Кенгуру», в конкурсе реферативных работ «Шаг в будущее». В 2006г. Постников Иван занял второе место, защитив свою реферативную работу по математике «Решение головоломок», в 2007г. – второе место, выступив с реферативной работой «Числа – великаны». Сологуб Аня заняла третье место в 2006 году, защитив работу по теме «Мир медицины», в 2007г. – 2 место за работу «Непослушный министр». Сологуб А. и Постников И. были лауреатами конференции НОУ «Интеллектуалы ХХI».
Разработка и проведение уроков в технологии развития критического мышления дает мне возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Труд учителя, работающего в данной технологии, достаточно сложен, но интересен.